Что должен делать попечительский совет в школе. Что такое попечительский совет? Попечительский совет как одна из форм общественного управления образовательного учреждения

  • 09.12.2019

Эльвира Чайникова
Попечительский совет в дошкольной образовательной организации

Попечительский совет в дошкольной образовательной организации

Чайникова Эльвира Маратовна – зам. зав. по ВМР

Проскурнина Наталья Михайловна -заведующий

Адмаева Светлана Витальевна- зам. зав. по ВМР

В наши дни, в условиях становления рыночной экономики, встает вопрос о необходимости привлечения к решению проблем образования различных социальных институтов, главным образом , предприятий и семьи. Создаются управляющие и попечительские советы . Данная система помогает решить многие финансово-хозяйственные проблемы образовательного бюджетного учреждения.

Всего несколько десятилетий назад в нашей системе отечественного образования не существовало этого понятия. Что это такое, общественность узнала лишь с приходом в страну новых веяний. Как гласит статья 35 закона РФ «Об образовании » , это орган самоуправления учреждения образования , осуществляющий контроль поступлений и расходов благотворительных пожертвований в адрес учреждения. Это касается поступлений от юридических и физических лиц, заинтересованных в помощи школе или детскому саду. Совет устанавливает порядок использования средств и распоряжается взносами на благотворительность.

Что такое Попечительский совет ? Попечительский совет - одна из форм участия общества в управлении образованием , это негосударственная, неправительственная, общественная, некоммерческая организация , объединяющая на добровольной основе всех, кто заинтересован в развитии образования и конкретного образовательного учреждения . Попечительский совет способен учитывать интересы воспитанников и их родителей, он является дополнением к уже существующим органам самоуправления дошкольного образовательного учреждения : общему собранию дошкольного образовательного учреждения , педагогическому совету и др .

Целью деятельности Попечительского совета являются :

всемерная, всесторонняя, всевозможная поддержка ОУ, в том числе финансовая и материальная;

содействие, стимулирование, информация и пропаганда его деятельности;

правовое обеспечение, защита и поддержка прав и интересов ОУ, его обучающихся и работников.

Функции Попечительского совета достаточно широки и разнообразны . Причем они вовсе не сводятся исключительно к распоряжению финансами. Основнымиего функциямисчитаются :

помощь в организации образовательного процесса , деятельности обучающихся и педагогов учреждения, улучшение условий их труда;

содействие в проведении спортивных и культурных мероприятий, благоустройстве помещений и территории;

привлечение денежных средств (помимо бюджетных) для развития учреждения и повышения эффективности образовательного процесса ;

контроль за безопасностью воспитанников и сотрудников.

Кто может входить в состав совета ? В состав попечительского совета имеют право входить все участники образовательного процесса , к ним относятся родители (законные представители) обучающихся и другие физические лица (представители местных органов власти и организаций любых форм собственности, заинтересованные в эффективном развитии образовательного учреждения и обладающие общественным авторитетом в его коллективе).Персональный его состав утверждается один раз в год на заседании совета простым голосованием. Возглавляет совет председатель , которого избирают на том же ежегодном заседании. Председатель попечительского совета подписывает все необходимые документы и несет полную ответственность за принятые по их использованию решения. По итогам отчетного периода совет обязан предоставить родителям и сотрудникам ОУ отчет о поступлении и расходе денежных средств.

К настоящему времени сформировалась достаточно обширная нормативно-правовая база деятельности попечительских советов образовательных учреждений .

1. Гражданский кодекс РФ, ст. 52, ч. 1, гл. 4, параграф 5.

2. Закон РФ «Об образовании » :

ст. 2. «Принципы государственной политики в области образования »: «Государственная политика в области образования основывается на принципах : демократический государственно-общественный характер управления образованием . Автономность образовательных учреждений »;

ст. 13. «Устав образовательного учреждения » , п. 4 : «Локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить его Уставу»;

ст. 35. «Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями », п. 2 : «Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются … Попечительский совет… и др . формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются Уставом образовательного учреждения »;

ст. 41. «Финансирование образовательных учреждений » , п. 8 : «Образовательные учреждения вправе привлекать в установленном Законом порядке РФ дополнительные финансовые средства за счет добровольных пожертвований, целевых взносов физических и юридических лиц».

3. Указ Президента РФ от 31.08.99 г. № 1134 «О дополнительных мерах по поддержке »: «В целях дальнейшего развития государственно-общественных форм управления в сфере образования и дополнительного привлечения внебюджетных финансовых ресурсов для обеспечения деятельности образовательных учреждений ПОСТАНОВЛЯЮ :«Считать необходимым создание в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Попечительских советов , имея в виду установление общественного контроля за использованием целевых взносов и добровольных пожертвований юридических и физических лиц на нужды общеобразовательных учреждений ».

4. Приказ Минобразования РФ от 10 .09.99 г. № 275 «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в РФ »: «Во исполнение Указа Президента РФ от 31.08.99 г. № 1134 «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в РФ ».

5. Постановление Правительства РФ от 10.12.99 № 1379 «Об утверждении Примерного положения о Попечительском совете общеобразовательного учреждения ».

Упоминание о попечительском совете как форме самоуправления дошкольного образовательного учреждения есть и в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении , утвержденном Министерством образования и науки РФ 27 октября 2011 г. № 2562. При этом Типовое положение предусматривает, что порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются уставом ДОУ.

В связи с тем, что попечительский совет занимается благотворительной деятельностью, необходимо учитывать нормы Федерального Закона от 11.08.95 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях ».

В случае создания Попечительского совета ДОУ в форме общественной организации его деятельность регулируется также Законом РФ «Об общественных объединениях» от 19.05.95 № 82-ФЗ с изменениями и дополнениями.

Совокупность вышеназванных документов образует правовую базу деятельности попечительских советов . Кроме этого, необходимо учитывать нормы налогового законодательства и знать правила ведения бухгалтерского учета в некоммерческих организациях , не являющихся бюджетными.

Зачем все же нужен попечительский совет в детском саду ? Это орган самоуправления , контролирующий целевое использованиеблаготворительных взносов. Именно такой коллективный контроль наиболее эффективен для оптимального распределения средств согласно потребностям учреждения. Благодаря попечительскому совету растет уровень образовательного учреждения в целом , а, следовательно, и качество пребывания в нем каждого конкретного ребенка. Попечительские советы в детских садах не только повышают уровень безопасности и комфорта, но и улучшают результативность учебного процесса. Использование благотворительных средств советом расширяет материальные возможности учреждения согласно родительским пожеланиям.

Попечительский Совет обладает правом получать от руководителя учреждения или его заместителей нужную для своей работы информацию, вносить свои предложения по улучшению условий обучения и воспитания, укреплению здоровья обучающихся и организации питания , вести общественный контроль за целенаправленным расходом поступающих средств от физических (а также юридических) лиц на нужды учреждения.

Таким образом , изучая материалы о структуре Попечительских советов , о целях и задачах, которые их учредители ставят перед собой, можно прийти к выводу, что в современном гражданском обществе создание подобных некоммерческих организаций , деятельность которых направлена на развитие образовательных учреждений , просто необходимо. Попечители могут стать очень влиятельной силой в образовании , Попечительский совет не призван заменить руководителя образовательной организацией - он должен конструктивно дополнить их функции в плане стратегического управления дошкольным учреждением .

Положение о попечительском совете
средней школы №2 г. Солигорска

Общие положения:

  1. Попечительский совет школы является органом самоуправления, предназначен оказывать содействие в обеспечении ее деятельности и развития.
  2. Порядок создания и компетенция попечительского совета определяются Уставом школы.
  3. Решение о создании попечительского совета принимается педагогическим советом школы.
  4. Попечительский совет организует свою работу на основании Устава школы и Положения о попечительском совете школы.
  5. Попечительский совет разрабатывает, принимает и организует реализацию планов своей деятельности в интересах школы, а также в интересах организаций, представители которых входят в попечительский совет.
  6. Попечительский совет взаимодействует с другими органами самоуправления школы по вопросам функционирования и развития школы. Представитель попечительского совета может участвовать в работе других органов самоуправления школы с решающим голосом в соответствии с его полномочиями при рассмотрении вопросов, входящих в компетенцию попечительского совета.
  7. Решения попечительского совета вне его исключительной компетенции носят консультативный и рекомендательный характер.
  8. Выполнение членами попечительского совета своих функций осуществляется исключительно на безвозмездной основе.

Цели и предмет деятельности попечительского совета

  1. Основной целью деятельности попечительского совета являются содействие школе в осуществлении ее уставных функций, объединение усилий государственных и общественных организаций, трудовых коллективов, отдельных граждан, направленных на укрепление учебно-материальной базы, охрану здоровья, развитие способностей и талантов, воспитываемых и обучающихся в школе, создание благоприятных условий для воспитания, учебы, труда и отдыха детей, учащихся, преподавательского состава и других работников.
  2. Попечительский совет:
  • Содействует обеспечению сочетания государственных и общественных начал в управлении учреждением образования.
  • Разрабатывает и реализует планы своей деятельности в интересах школы и в соответствии с направлением работы.
  • Содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития школы.
  • Содействует укреплению и совершенствованию материально-технической базы школы, благоустройству ее помещений и территории.
  • Содействует организации и улучшению условий труда педагогических и других работников школы, защите и реализации законных прав членов коллектива школы и попечительского совета.
  • Определяет направления, формы, размеры и порядок использования средств попечительского совета, в том числе на развитие учебно-материальной базы, на оказание помощи детям из малообеспеченных семей, из числа сирот, на поддержку и стимулирование одаренных детей, а также осуществлять контроль за их целевым использованием
  • Содействует организации и проведению социально-культурных мероприятий: учебных конференций, концертов, вечеров отдыха, выставок, выставок-продаж, спортивно-массовых и иных мероприятий
  1. Попечительский совет действует на основе принципов:
  • равноправия членов попечительского совета;
  • коллегиальности руководства;
  • гласности принимаемых решений.

Членство в попечительском совете

  1. Членами попечительского совета могут быть граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, достигшие 18-летнего возраста, выполняющие требования данного Положения
  2. В состав попечительского совета могут входить представители государственных органов, органов местного самоуправления, организаций различных форм собственности, предпринимательских и научных кругов, средств массовой информации, общественных объединений и ассоциаций, в том числе и зарубежных, педагогические работники, обучающиеся, их родители, иные лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии школы.
  3. Членами попечительского совета могут быть юридические лица, которые действуют через своих представителей.

    Представители юридического лица принимают участие в работе попечительского совета на основании своих служебных полномочий или доверенности.

  4. Решение о приеме в члены попечительского совета принимается большинство голосов его членов и утверждается решением педагогического совета школы
  5. Член попечительского совета имеет право:
  • Выдвигать, избирать и быть избранным в руководящие органы попечительского совета
  • Обсуждать, вносить предложения, отстаивать свою точку зрения на собраниях, заседаниях попечительского совета, в печати, по всем направлениям деятельности попечительского совета.
  • Получать информацию, имеющуюся в распоряжении попечительского совета, осуществлять контроль в установленном порядке.
  1. Член попечительского совета обязан:
  • Признавать и выполнять требования настоящего положения.
  • Принимать посильное участие в деятельности попечительского совета, предусмотренной настоящим Положением.
  • Исполнять решения попечительского совета, приказы и распоряжения школы.
  • Уважать права работников школы и обучающихся
  1. При выходе или исключении из членов попечительского совета добровольные взносы и пожертвования не возвращаются.

Организационная структура, руководящие органы, финансовые средства попечительского совета

  1. Высшим органом управления попечительского совета является общее собрание.

    Общие собрания проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие. По инициативе правления попечительского совета либо по требованию одной трети его членов может быть созвано внеочередное общее собрание.

  2. Общее собрание правомочно принимать решения, если в нем участвует более половины членов попечительского совета. решения принимаются простым большинством присутствующих членов попечительского совета. решения по вопросам, относящимся к исключительной компетенции общего собрания, принимаются большинством - не менее двух третей - голосов присутствующих членов попечительского совета.

    Решения общего собрания попечительского совета доводятся до сведения всех заинтересованных лиц.

  3. К исключительной компетенции общего собрания попечительского совета относятся:
  • Избрание членов правления попечительского совета и принятие решения о досрочном прекращении полномочий членов правления попечительского совета.
  • Избрание председателя правления попечительского совета и принятие решения о досрочном прекращении его полномочий.
  • Определение приоритетов деятельности попечительского совета и принятие решения о совершенствовании ее, изменение структуры и упразднении попечительского совета.
  • Определение принципов формирования и использования финансовых средств и другого имущества, находящегося в распоряжении попечительского совета.
  1. К компетенции общего собрания также относятся:
  • Рассмотрение и утверждение ежегодного отчета правления
  • попечительского совета о деятельности и использовании имущества, в том числе и денежных средств.
  • Подготовка предложений по совершенствованию деятельности школы
  1. Для управления текущей деятельностью попечительского совета избирается правление. Оно подотчетно общему собранию. Срок полномочий членов правления, его количественный состав, норма представительства каждого члена попечительского совета (представители юридических лиц, физические лица, педагогические и другие работники) определяются общим собранием попечительского совета. Заседания правления проводятся по мере необходимости и считаются правомочными, если на них присутствует не менее половины членов правления. Каждый член правления имеет право одного голоса. При равенстве числа голосов голос председателя правления является решающим.
  2. К компетенции правления попечительского совета относятся:
  • Разработка, принятие и организация реализации перспективных и текущих планов деятельности попечительского совета в соответствии с настоящим Положением.
  • Организация выполнения решений общего собрания попечительского совета, осуществление контроля за реализацией предложений и критических замечаний членов попечительского совета.
  • Формирование повестки дня и подготовка необходимых материалов для рассмотрения и принятия по ним решений на очередном общем собрании попечительского совета, ежегодного отчета о результатах деятельности попечительского совета
  • Ведение учета поступления и расходования средств попечительского совета и подготовка отчетов об их использовании в соответствии с решением общего собрания.
  1. Правление попечительского совета возглавляет председатель правления попечительского совета, избираемый на 3 года
  2. Председатель правления в соответствии со своей компетенцией:
  • Организует работу и руководит деятельностью правления, председательствует на заседаниях правления и общих собраниях попечительского совета.
  • Обеспечивает выполнение решений общего собрания, заседаний правления попечительского совета.
  1. Секретарь правления:
  • Организует проведение заседаний правления и общих собраний попечительского совета
  • Организует ведение и хранение протоколов заседаний правления и общих собраний попечительского совета.
  1. Финансовые средства попечительского совета формируются из добровольных взносов от физических и юридических лиц, других поступлений, не запрещенных законодательством.

    Они зачисляются на счета школы и используются по целевому назначению в соответствии с решением попечительского совета

Прекращение деятельности попечительского совета

  1. Деятельность попечительского совета может быть прекращена:
  • По инициативе педагогического совета школы

Что такое такое попечительский совет?И зачем он нужен в Москве?

Согласно действующему российскому законодательству создавать Попечительский совет должны только некоммерческие организации, созданные в форме фонда (Гражданский кодекс РФ – п.4 ст.118 и Закон «О некоммерческих организациях» — п.3 ст.7). Другие НКО свободны в выборе: иметь или не иметь свой Попечительский совет.
Законодательной, нормативно правовой базы по Попечительским Советам «мягко говоря» не достаточно.
Кроме вышеуказанных статей существует еще Закон «Об образовании» — ст.35 и Постановление Правительства РФ от 10 декабря 1999 года №1379 «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации», где Попечительский совет рассматривается как форма самоуправления образовательной организации. Основной задачей Попечительского совета является принятие мер по привлечению финансовых и иных ресурсов, необходимых для обеспечения деятельности и развития образовательного учреждения, определения приоритетных направлений их расходования, контроль за рациональным и целевым использованием.
Однако, по словам заместителя начальника управления региональной образовательной политики Министерства образования РФ Владимира Бацына никакие указы президента и постановления правительства не заставят сообщество вкладывать деньги в школы. «Эти документы достаточны лишь для пробуждения энтузиазма. И участие сообщества в делах образования материализуется именно в форме попечительского совета как одной из наиболее подходящих. Попечительский совет — личная инициатива, и если она берется под государственный контроль, то автоматически превращается в государственный заказ. А попечительские советы не могут быть таковыми, поскольку это искреннее, внутреннее движение частного человека. Попечительские советы — один из наиболее действенных демократических способов влияния на образовательную политику со стороны общества, это связь между обществом и государством, транслирующая социальный заказ в системе образования, отличный от государственного».

В данном случае такое определение может стать универсальным и словосочетание «образовательная политика» может быть заменено на «культурную политику», «социальную политику» в зависимости о какой области деятельности идет речь.

Говоря о Попечительских советах применительно к сфере культуры, прежде всего, следует развести организации культуры по юридическому статусу и соответственно по типам руководства.
Так например, если речь идет о некоммерческой, негосударственной организации культуры созданной в форме Фонда (Фонд «Культурная Столица», Фонд развития культуры и т.п.), то в данном случае Попечительский Совет должен быть создан обязательно, чтобы осуществлять надзор за деятельностью Фонда, принятие другими органами Фонда решений и обеспечение их исполнения, использование средств Фонда (в том числе принимать решение о целесообразности использования средств Фонда), соблюдение Фондом законодательства.
Если мы говорим о некоммерческих негосударственных организациях культуры созданных в виде учреждения, общественной организации или же другой форме согласно закону о Некоммерческих организациях и общественных объединениях, то здесь вопрос о создании Попечительского совета зависит от желания самих организаций и понимания необходимости его создания. То же самое относится и к государственным, муниципальным учреждениям культуры.
В попытках классифицировать что-либо, имеющее бесконечное число различных вариантов (а Попечительский совет представляет собой именно такой случай), всегда есть некоторая доля риска. Каждый Попечительский совет уникален, и ни один не действует в точности так же, как другой, поскольку различны люди, входящие в их состав. Но существуют некоторые общие черты, которые присущи Попечительскому совету любой организации в любой сфере деятельности. Их и попытались выявить участники семинаров – тренингов проводимых Тренинг-центром «Деловая Волга» в Тольятти, Нижнем Новгороде, Саратове. Семинары по волнующей многих теме «Как создать Попечительский совет и как с ним работать».
В большей степени общие черты описывающие Попечительский совет служат ответом на вопрос, для чего же все-таки он нужен и характеризуют его по типам деятельности.
Привлечение финансовых средств в организацию
Создание положительного имиджа организации (ПР)
Лоббирование интересов организации на различных уровнях
Контроль за финансовой деятельностью организации
Контроль за выполнением миссии организации
Привнесение «свежего» взгляд со стороны, новых идей
Развитие партнерских отношений организации и другое.
Любая организация, в которой есть Попечительский совет, может продолжить этот список…

Попечительский совет – общественная форма

управления образовательным учреждением.

План

Введение………………………………………………………………………..3

1. Попечительский совет (ПС). Функции ПС………………………………..3

2. Нормативно-правовая база ПС…………………………………………….4

2.1. ПС без статуса юридического лица………………………………………5

2.2. ПС со статусом юридического лица…………………………………….6

3. Подготовка учредительных документов…………………………………..9

Заключение……………………………………………………………………10

Список литературы……………………………………………………………11

Приложение 1…………………………………………………………………12

Приложение 2…………………………………………………………………

Введение

Основанием для оптимистического взгляда на возможности попечительства в образовании могут стать факты истории России. Предпринимаемые сегодня попытки возрождения попечительства отражают осознаваемую обществом и государством потребность в создании механизмов поддержки школы.

Полем деятельности попечительских советов является: выработка стратегии развития образовательного учреждения, осуществляемая совместно с администрацией школы; контроль над реализацией программ образования и контроль над использованием бюджетных средств; осуществление связей с общественностью. Опыт показывает, что в конкуренции, которая начала складываться в процессе десятилетнего развития рыночных отношений и на рынке образовательных услуг, выигрывают те организации, которые сформировали около себя структуры, обеспечивающие открытость образовательной системы — постоянную внешнюю оценку, "взгляд со стороны", и активно участвующие в развитии и разрешении проблем школы.

К таким структурам можно отнести попечительские советы и другие общественные организации поддержки деятельности образовательного учреждения.

1. Попечительский совет – общественная форма управления образовательным учреждением.

Попечительский совет — одна из форм участия общества в управлении образованием, это негосударственная, неправительственная, общественная, некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе всех, кто заинтересован в развитии образования и конкретного образовательного учреждения. Возможны два правовых статуса: с образованием юридического лица или без его образования.

Попечительский совет — это не просто поддержка и финансирование, а диалог с властью от имени школы и диалог со школой от имени гражданского общества.

Функции Попечительского совета

1) Социальная – к деятельности Попечительского совета привлекаются представители разных социально-профессиональных групп населения. Это обстоятельство в определенной степени предопределяет характер дифференциации образовательных запросов социальных групп. Люди все в большей степени понимают, что качество полученного образования будет определять будущий социальный статус гражданина.

2) Экономическая – без реализации многоканальных схем внебюджетного, долевого финансирования образовательного учреждения невозможно не только его развитие, но и функционирование. Наличие финансовой, правовой и имущественной базы Попечительского совета обусловливает конкурентные преимущества коллектива образовательного учреждения на рынке труда и образовательных услуг.

Имущественная база Попечительского совета – это сумма финансовых, материальных и интеллектуальных средств, образуемых из взносов попечителей или учредителей, а также полученных Попечительским советом иным законным путем в целях осуществления помощи и поддержки школы.

3) Политическая – муниципальное сообщество в лице органов законодательной и исполнительной властей, а также других социальных партнеров использует Попечительский совет для проведения в жизнь определенной образовательной политики.

Доминирующей выступает экономическая функция Попечительского совета, которая определена следующими факторами:

· Попечительские советы рассматриваются как один из каналов привлечения дополнительных источников внебюджетного финансирования школы;

· финансовые средства Попечительского совета частично компенсируют отсутствие средств из бюджета на обеспечение учебного процесса;

· добровольными инвесторами Попечительского совета становятся, в первую очередь, родители и обучающиеся;

· реальным владельцем финансовых средств Попечительского совета становится образовательное учреждение, а их распорядителем – его администрация.

2. Нормативно-правовая база Попечительского совета

Со вступлением Российской Федерации в 1997 году в Совет Европы его международные правовые акты обязательны к применению на территории всех европейских государств, в том числе и России. На нас распространяется принцип международного права, который отражен в следующих законодательных актах:

а) Конвенция прав ребенка (вступила в силу в 1959 г.);

б) Европейская социальная хартия (вступила в силу в 1965 г.);

в) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (вступил в силу в 1976 г.);

г) Конвенция ЮНЕСКО о техническом и профессиональном образовании (вступила в силу в 1989 г.).

Федеральная нормативно-правовая база, достаточная для создания, функционирования и развития попечительских советов, представлена следующими федеральными законами:

— статьи 118-121 параграфа 5 главы 4 части 1 Гражданского кодекса РФ (от 26.01.96);

— пункт 6 статьи 2; статья 32, 35, 36 Закона РФ «Об образовании» (от 13.01.96);

— статьи 10, 15, 24, 26 Закона РФ «О некоммерческих организациях» (от 12.01.96);

— статьи 8, 12, 17, 18 Закона РФ «Об общественных объединениях» (от 19.05.95).

2.1. Попечительский совет без статуса юридического лица

Принципы государственной политики, в русле которых должна строиться деятельность образовательных учреждений, определены п. 6 ст. 2 Закона РФ «Об образовании». Они устанавливают демократический, государственный характер управления и автономность образовательных учреждений. Статья 32 закона определяет компетенцию и ответственность образовательного учреждения и уполномочивает администрацию самостоятельно привлекать дополнительные источники финансовых и материальных средств, но в отношении общественных органов самоуправления администрации оставлены только функции координации их деятельности (п. 21 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).

Статьей 35 установлено, что управление государственным и муниципальным образовательным учреждением строится на принципах единоначалия, т.е. осуществляется директором школы (п.3 ст. 35) либо органом самоуправления. Одной из возможных форм самоуправления выступает Попечительский совет (п. 2 ст. 35)

Деятельность Попечительского совета, созданного без образования юридического лица, не требует отдельного лицензирования, ибо в данном случае действует лицензия образовательного образовательным учреждением.

Установленные уставом и лицензией учреждения направления деятельности разрешены и для деятельности его Попечительского совета.

Попечительский совет, не имеющий статуса юридического лица, не может самостоятельно владеть объектами собственности, но может иметь отдельный лицевой счет в образовательном учреждении, обслуживаемый одним из работников бухгалтерии.

2.2. Попечительский совет со статусом юридического лица

Права юридического лица Попечительский совет приобретает только с момента государственной регистрации. Попечительский совет можно зарегистрировать самостоятельно либо обратиться к услугам специальных фирм.

Учредителями Попечительского совета как общественной организации или органа общественной самодеятельности должны выступать не мене трех правоспособных физических лиц. Учредителями Попечительского совета как автономной некоммерческой организации могут быть физические и юридические лица (статья 15 Закона «О некоммерческих организациях»). Попечительский совет как юридическое лицо должен иметь свой устав.

Для государственной регистрации предоставляются следующие документы:

— заявление, подписанное членами Президиума (правления) Попечительского совета с указанием места жительства каждого;

— устав Попечительского совета в двух экземплярах;

— выписка из протокола учредительного собрания, включающие сведения о создании Попечительского совета, об утверждении его устава и о формировании его руководящих органов и ревизионной комиссии;

— сведения об учредителях;

— документ об уплате регистрационного сбора;

— документ о юридическом адресе Попечительского совета.

Одновременно регистрируется наименование совета. Документы для государственной регистрации подаются не позднее трех месяцев со дня учредительного собрания. Деятельность Попечительского совета не требует отдельного лицензирования, если его учредитель (образовательное учреждение либо его администрация) имеет государственную лицензию и между ними заключен договор. Такая же ситуация возникает, если несколько учреждений – соучредители Попечительского совета. Лицензирование обязательно в случае, если Попечительский совет ведет самостоятельную деятельность.

Совет может быть создан в одной из следующих, предусмотренных законодательством организационно-правовых форм некоммерческой организации:

— общественная организация;

— орган общественной самодеятельности;

— автономная некоммерческая организация.

Чтобы выбрать форму Попечительского совета, оптимальную для определенного учреждения образования, предлагаем их законодательные определения.

В статье 8 Закона «Об общественных объединениях» сказано, что общественная организация – это основанное на членстве общественное объединение, действующее для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Членами общественной организации могут быть как общественные объединения, так и юридические лица. Высшим органом выступает общее собрание членов организации, а постоянно действующим – выборный коллегиальный орган, подотчетный общему собранию.

1. Высшим органом управления Фонда является попечительский совет Фонда.

2. В состав попечительского совета Фонда входят пятнадцать членов, в том числе генеральный директор Фонда, являющийся членом попечительского совета Фонда по должности.

3. Члены попечительского совета Фонда назначаются Президентом Российской Федерации на срок не более чем пять лет.

4. Председатель попечительского совета Фонда назначается Президентом Российской Федерации одновременно с назначением членов попечительского совета Фонда.

5. Полномочия председателя и иных членов попечительского совета Фонда могут быть прекращены досрочно на основании решения Президента Российской Федерации.

6. Члены попечительского совета Фонда, за исключением генерального директора Фонда, осуществляют свою деятельность на общественных началах и не могут состоять в трудовых отношениях с Фондом.

7. Члены попечительского совета Фонда одновременно не могут входить в составы экспертных советов Фонда.

8. Члены попечительского совета Фонда, за исключением генерального директора Фонда, имеют право совмещать свое членство в попечительском совете Фонда с замещением государственной должности Российской Федерации или должности государственной гражданской службы Российской Федерации.

9. Попечительский совет Фонда осуществляет следующие полномочия:

1) определяет приоритетные направления деятельности Фонда;

2) утверждает программу деятельности Фонда на трехлетний период, ежегодно вносит в нее уточнения;

3) утверждает порядок и критерии конкурсного отбора программ и проектов, а также порядок проведения экспертизы программ и проектов, представленных на конкурс;

4) утверждает порядок осуществления контроля за выполнением программы деятельности Фонда на трехлетний период и реализацией программ и проектов, финансируемых Фондом;

5) утверждает порядок участия Фонда в формировании и пополнении целевого капитала научных организаций и образовательных организаций высшего образования;

6) утверждает финансовый план доходов и расходов (бюджет) Фонда на трехлетний период, ежегодно вносит в такой план уточнения;

7) утверждает годовой отчет Фонда и направляет его Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;

8) представляет Президенту Российской Федерации кандидатуру для назначения на должность генерального директора Фонда;

9) заключает, изменяет и расторгает трудовой договор с генеральным директором Фонда;

10) утверждает положение о правлении Фонда, принимает решения о назначении на должность и об освобождении от должности членов правления Фонда, утверждает размер вознаграждения членов правления Фонда и (или) компенсации произведенных ими расходов;

11) утверждает положение о ревизионной комиссии Фонда, принимает решения о назначении председателя и членов ревизионной комиссии Фонда, о прекращении их полномочий, в том числе о досрочном прекращении их полномочий;

12) утверждает положение об экспертных советах Фонда;

13) утверждает перечень, составы экспертных советов Фонда и их председателей;

14) осуществляет контроль за деятельностью других органов управления Фонда, принятием ими решений и обеспечением выполнения этих решений, использованием денежных средств и другого имущества Фонда;

15) утверждает положения о филиале Фонда и о представительстве Фонда, назначает их руководителей;

16) принимает решения о передаче части имущества Фонда в государственную казну Российской Федерации;

17) определяет предельный объем инвестируемых временно свободных средств Фонда;

18) утверждает аудиторскую организацию, прошедшую отбор на конкурсной основе, для проведения обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Фонда и размер вознаграждения этой организации за оказываемые ею услуги;

19) принимает решения:

а) о вступлении Фонда в ассоциации и союзы;

б) о создании Фондом юридических лиц и (или) об участии в них;

в) о создании филиалов Фонда и об открытии представительств Фонда;

20) согласовывает утверждаемые генеральным директором Фонда:

а) организационную структуру и штатное расписание Фонда, а также внесенные в них изменения;

б) размер и форму оплаты труда работников Фонда;

в) размер вознаграждения экспертов, входящих в составы экспертных советов Фонда;

г) размер вознаграждения специалистов в области науки и техники, не входящих в составы экспертных советов Фонда, но дополнительно привлекаемых к участию в работе этих советов (далее — специалисты в области науки и техники);

21) принимает решения по иным вопросам, отнесенным законодательством Российской Федерации к полномочиям высших органов управления некоммерческих организаций.

10. Полномочия попечительского совета Фонда не могут быть переданы другим органам управления Фонда.

11. Заседания попечительского совета Фонда созываются его председателем или иным членом попечительского совета Фонда, уполномоченным председателем попечительского совета Фонда, не реже чем один раз в полгода. Заседание попечительского совета Фонда также может быть созвано по инициативе ревизионной комиссии Фонда или по инициативе аудиторской организации, проводящей обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Фонда.

12. Заседания попечительского совета Фонда проводятся его председателем, а в его отсутствие иным членом попечительского совета Фонда, уполномоченным председателем попечительского совета Фонда.

13. Попечительский совет Фонда правомочен принимать решения, если на его заседании присутствует не менее половины членов попечительского совета Фонда. Решения попечительского совета Фонда принимаются простым большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании членов попечительского совета Фонда. При равенстве числа голосов голос председательствующего на заседании попечительского совета Фонда является решающим.

14. Протокол заседания попечительского совета Фонда подписывается председательствующим на заседании попечительского совета Фонда. Мнения членов попечительского совета Фонда, оставшихся в меньшинстве при голосовании, заносятся по их требованию в протокол.

15. Попечительский совет Фонда вправе принимать решения без созыва заседания попечительского совета Фонда путем проведения заочного голосования в порядке, установленном попечительским советом Фонда.

16. Секретарь попечительского совета Фонда, назначаемый попечительским советом Фонда из числа работников Фонда, обеспечивает подготовку и проведение заседаний, заочного голосования, ведение документации, организует хранение протоколов заседаний попечительского совета Фонда.

« УТВЕРЖДАЮ »

Директор Подборовской средней

муниципальной общеобразовательной

______________ /Кошельникова Л.В./

Положение

о попечительском совете в общеобразовательном учреждении

в Подборовской средней муниципальной общеобразовательной школе

I . Общие положения.

Попечительский совет может быть создан при образовательном учреждении, имеющем все права юридического лица.

Попечительский совет взаимодействует с советом образовательного учреждения; представитель попечительского совета может участвовать в работе педагогического совета образовательного учреждения с правом решающего голоса.

II. Состав попечительского совета.

В попечительский совет входят ответственные лица учредителей, глава администрации муниципалитета или его заместитель, ответственные лица организаций или учреждений, постоянно спонсирующих данное образовательное учреждение.

В попечительский совет может входить на правах почётного члена ответственное лицо организации, предоставившей большой благотворительный вклад в фонд образовательного учреждения, или представитель науки или искусства, имеющий высокий авторитет в сфере образования.

III. Задачи попечительского совета:

Формирование заказа на виды и уровни образовательных услуг, предлагаемых

обучающимся;

Проведение независимой экспертизы уровня и качества подготовки выпускников

(отслеживание выполнения государственных стандартов и т.д.);

Формирование устойчивого финансового фонда образовательного учреждения;

Финансирование капитального ремонта основных фондов образовательного

учреждения; выделение необходимых средств для реконструкции помещений,

обусловленной учебно-методическими целями; финансирование

совершенствования материально-технической базы учреждения крупными

Организация конкурсов, соревнований и других массовых внеклассных

мероприятий с призовым фондом;

Установление размеров стипендий для учащихся (воспитанников) в соответствии с

положением о стипендиатах;

Решение вопросов об освобождении от уплаты за введение дополнительных

курсов сверх базисного образования для отдельных обучающихся;

Выделение средств для международного культурного обмена, в том числе

профессионального.

IV. Попечительский совет имеет право:

Контролировать финансово-хозяйственную деятельность образовательного

учреждения;

Знакомиться с перспективой развития образовательного учреждения; вносить

соответствующие коррективы; заслушивать отчёты о реализации программы

развития образовательного учреждения на данном этапе.

Положение о попечительском совете образовательного учреждения утверждается учредителем (учредителями).

Срок действия данного положения - не устанавливается.

В наши дни в России поощряется общественно-государственное управление системой образования. Создаются управляющие и попечительские советы. Данная система помогает решить многие финансово-хозяйственные проблемы образовательного бюджетного учреждения.

Это юридически грамотный и эффективный инструмент привлечения внебюджетных финансов и самый удобный способ материальной поддержки образовательного учреждения. Он способен учитывать интересы воспитанников и их родителей. Несколько десятилетий назад в нашей системе отечественного образования не существовало понятия "попечительский совет". Что это такое, общественность узнала лишь с приходом в страну новых веяний.

Как гласит статья 35 закона РФ «Об образовании», это орган самоуправления учреждения образования, осуществляющий контроль поступлений и расходов благотворительных пожертвований в адрес учреждения. Это касается поступлений от юридических и физических лиц, заинтересованных в помощи школе или детскому саду. Совет устанавливает порядок использования средств и распоряжается взносами на благотворительность.

Основные задачи

Положение о попечительском совете основными его функциями считает помощь в организации образовательного процесса, деятельности учащихся и педагогов учреждения, улучшение условий их труда. Содействие в проведении спортивных, культурных и экскурсионных мероприятий, благоустройство помещений и территории. Привлечение денежных средств (помимо бюджетных) для развития учреждения и повышения эффективности образовательного процесса. Контроль за безопасностью воспитанников и сотрудников

Таким образом, мы видим, что на вопрос: "Попечительский совет - что это такое?" в двух словах не ответишь. Функции его достаточно широки и разнообразны. Причем они вовсе не сводятся исключительно к распоряжению финансами.

Положение о попечительском совете подразумевает, что в его состав имеют право входить все участники образовательного процесса. К ним относятся родители учащихся (либо законные представители) и другие физические лица. Например, представители местных органов власти и организаций любых форм собственности, заинтересованные в эффективном развитии образовательного учреждения и обладающие общественным авторитетом в его коллективе. В школе возможен даже детский попечительский совет!

Предложения по составу участников могут вноситься администрацией учреждения или уполномоченными представителями общественности. Персональный его состав утверждается один раз в год на заседании совета простым голосованием. Возглавляет совет председатель, которого избирают на том же ежегодном заседании.

В первую очередь он - основной распорядитель поступивших благотворительных взносов. Это орган самоуправления, контролирующий их целевое использование. Именно такой коллективный контроль наиболее эффективен для оптимального распределения средств согласно потребностям учреждения. А их немало - укрепление материальной базы, привлечение новых молодых кадров, поддержка талантливых воспитанников. Даже порой обеспечение охраны здания.

Чем именно деятельность данной структуры полезна отдельной семье? Благодаря ей растет уровень образовательного учреждения в целом, а, следовательно, и качество пребывания в нем каждого конкретного ребенка. Попечительские советы в детских садах и школах не только повышают уровень безопасности и комфорта, но и улучшают результативность учебного процесса. Благодаря поддержке попечителей привлекаются новые талантливые сотрудники, успешные педагоги не уходят из школы по материальным соображениям, не распыляются на случайные подработки. Использование благотворительных средств советом расширяет материальные возможности учреждения согласно родительским пожеланиям.

В чем конкретно заключаются его полномочия?

Распределяет поступившие пожертвования. Взаимодействует с благотворительным фондом, которому предоставляет письма на оказание поддержки образовательному учреждению с указанием требуемых статей расходов. Председатель его подписывает все необходимые документы и несет полную ответственность за принятые по их использованию решения. По итогам отчетного периода совет обязан предоставить родителям и сотрудникам ОУ информацию о поступлении и расходе денежных средств.

Попечительский Совет обладает правом получать нужную для своей работы информацию от руководителя учреждения или его заместителей, вносить администрации предложения по улучшению условий обучения и воспитания, укреплению здоровья учащихся и организации питания, сотрудничать с благотворительными и любыми другими организациями, занимающимися сбором пожертвований, вести общественный контроль за целенаправленным расходом пожертвований физических (а также юридических) лиц на нужды учреждения.

Что важно знать учредителям

Необходимо определиться с правовым статусом, который будет иметь попечительский совет. Что это такое? По закону все заработанные средства школа должна зачислять в доход бюджета и передавать в распоряжение казначейства. Впоследствии образовательное учреждение имеет право их вернуть (за минусом суммы удержанных налогов). И тогда попечительский совет вправе ими распоряжаться, если он имеет соответствующие полномочия. Но главными все равно остаются представители государства.

Грамотно выбранный статус позволяет совету построить более удачную схему. Для чего он должен создаваться при школе как самостоятельная некоммерческая организация со статусом юридического лица.

Что в этом случае? Финансовые поступления школы или детского сада делятся на два разных «потока». Бюджетными средствами по-прежнему заведует казначейство. А деньги, собранные родителями или прочими лицами, поступают в распоряжение совета, не имеют отношения к казначейству и не подлежат налогообложению.

Чтобы создать такой попечительский совет, прежде всего нужно определиться с его организационно-правовой формой. Некоммерческие организации бывают нескольких видов - фонд, автономная организация, У всех свои преимущества и недостатки. Для школьного попечительского совета оптимальный выбор - некоммерческое партнерство. Именно потому, что оно имеет юридическое право принимать членские взносы и ими распоряжаться.

Как это работает

Членами партнерства становятся родители учащихся. Они ежемесячно выплачивают взносы, размер которых устанавливается правлением. При этом попечительский совет обладает правом на целевое финансирование утвержденных им расходов образовательного учреждения, например, выплачивание дополнительные вознаграждения его сотрудникам.

Здесь нужно учитывать, что попечительский совет образовательного учреждения финансирует определенные курсы или образовательные программы по собственному выбору. Но не для каждого конкретного ученика, а для класса, группы или учебной параллели. В данном случае речь не идет о платных образовательных услугах, и отсутствует необходимость отдельного заключения договора с каждым родителем.

Какие еще существуют тонкости

Чтобы сэкономить на вознаграждение педагогам можно оформить в виде материальной помощи. Как известно, ЕСН выплачивается работодателем в случае заключения трудового договора или договора подряда и не распространяется на оказание материальной помощи и других выплат некоммерческого характера.

Данная система чрезвычайно подходит для учреждений. Им важно разработать и внедрить единую программу образования, включающую и государственные стандарты, и новейшие разработки по выбору учреждения. "Нормативная" часть финансируется из бюджета, инновационная - за счет дополнительных средств, которыми ведает попечительский совет школы.

Создание некоммерческого партнерства

Итак, что для этого следует предпринять? Нужно знать, что и учредителем, и членами такого партнерства имеют право стать как юридические, так и физические лица. Обычно работа попечительского совета строится по следующей схеме - директором совета становится завуч, членами - родители учащихся. Для ведения финансов потребуется бухгалтер. Удобно, если эту должность будет совмещать представитель школьной бухгалтерии. Не следует забывать, что сама школа как таковая юридически не уполномочена создавать сторонние организации, так как является и может быть обвинена в нецелевом расходе средств.

Первый и главный требуемый документ - устав совета. В нем должно быть подробнейшим образом расписано все - задачи и цели организации, порядок приема в ее члены и выхода из таковых, регламент сбора и учета взносов.

Другой важный документ - это протокол попечительского совета, точнее, общего собрания его членов, на котором они назначают директора, перечисляют учредителей, указывают, кому поручена регистрация партнерства. Протокол обязательно должен включать, помимо даты и списка присутствующих, перечень докладов с указанием содержания каждого из них.

Данные документы затем передаются в территориальный регистрационный орган вместе с заявлением о госрегистрации по форме № 212, (постановление Правительства РФ) - это специальная форма для некоммерческих организаций.

Что содержит форма

В нее вносятся данные о названии организации и ее правовой форме, юридический адрес. Основанием для присвоения юридического адреса по месту нахождения школы может послужить письмо директора. Он формально имеет право возглавить некоммерческое партнерство в качестве физического лица, но на практике такое случается редко. Хотя закон здесь ничего не запрещает, руководителю учреждения нелегко в данном случае избежать различных домыслов и порицания общественности.

Физические лица (учредители) имеют право создать уставный капитал путем вложения определенной суммы. За регистрацию потребуется оплатить госпошлину.

Собрав весь необходимый пакет, его сдают в регистрационный орган, удобнее всего сразу после этого подать заявление о переходе на "упрощенку". Чем это выгодно? При отсутствии предпринимательской деятельности налог будет равен нулю, так как при "упрощенке" членские взносы, которые получают некоммерческие организации, не относятся к Потребуется лишь формальная подача ежеквартального отчета в налоговую инспекцию.

Что еще нужно?

Потребуется зарегистрироваться в Пенсионном фонде, оформить социальное страхование, открыть в банке расчетный счет, куда будут перечисляться благотворительные пожертвования.

Теоретически попечительский совет школы может организовать ООО и оформить его как В этом случае деятельностью ее станет оказание образовательных услуг либо ученическое производство. Тогда придется выплачивать все положенные по закону налоги и вести соответствующую отчетность. На практике этот путь гораздо более долгий и хлопотный, поэтому встречается он гораздо реже.

Выберите добровольцев, желающих участвовать в деятельности попечительского совета. Членами попечительского совета могут быть физические и юридические лица. Обязательно изберите директора совета и бухгалтера.

Выберите организационно-правовую форму попечительского совета и оформите его как юридическое лицо. В этом случае наиболее удобным будет некоммерческое партнерство, которое имеет право принимать и не предусматривает извлечения прибыли и распределения ее между участниками.

Подготовьте устав совета. Пропишите в нем все задачи и цели совета, порядок приема новых членов и финансовых взносов. Составьте протокол общего собрания учредителей. Укажите в протоколе дату собрания, присутствующих, укажите докладчиков и содержание докладов. Укажите список учредителей, директора совета и ответственного лица по регистрации партнерства. Представьте эти документы в регистрационный орган – управление Росрегистрации, и подайте заявление на государственную регистрацию некоммерческого партнерства.

Оформите регистрацию социального страхования, зарегистрируйте партнерство в Пенсионном РФ. Откройте расчетный счет попечительского совета. На нем будут аккумулироваться полученные денежные средства для дальнейшего их вложения в развитие школы. При этом нет необходимости отчитываться перед чиновниками казначейства.

Выполняйте финансирование организации образовательной программы или отдельного курса в для класса или группы школьников. Не стоит заниматься финансированием конкретного учащегося, так как в этом случае необходимо будет заключать договор с родителями, предусматривающий выплату налогов. Оформляйте выплаты учителям как материальную помощь в рамках устава попечительского совета, что сэкономит вам на едином социальном налоге, который выплачивается школой по трудовому договору.

Источники:

  • как создать рекомендацию

Пожалуй, ни в какой родительской среде не существует более обсуждаемой и горячей темы, чем та, на что и как часто они сдают в школе деньги. Зачастую взносы «на телевизоры, линолеум, а также окна и двери» попросту начинают вызывать не только раздражение, но и серьезное возмущение.

Некоторые психологи советуют посмотреть на попечительский совет с позитивной точки зрения. Разве родители жалеют деньги на то, чтобы их дети чувствовали себя дома комфортно и удобно? Так почему бы и не сдать деньги на школьные нужды? И во многих учебных заведениях создают легальные способы финансирования.

Для этого родителям достаточно оказывать помощь садам и школам на официальной основе, делая банковский перевод. После чего остается только обратиться в налоговую службу, чтобы вернуть подоходный налог. Порой становится обидно и больно смотреть на директора, который отчитывается за каждую копейку и демонстрирует документы, подтверждающие покупки. И стоило бы поблагодарить учителей, которые продолжают проводить обучение, причем за небольшую зарплату. Ведь сегодня сдать деньги на окраску стен, приобрести стенды, новый линолеум - это совершенно не смертельно.

Работа в родительском комитете - это всегда большая ответственность, а также серьезные временные затраты. Учителям в буквальном смысле приходится уговаривать родителей сдавать деньги на нужды школы. Если бы не инициатива некоторых родителей, в школах бы могли остаться с разрисованными партами, а также разорванными обоями и старыми досками, на которых не видно ни букв, ни цифр.

Естественно, прекрасно, когда существует попечительский совет из родителей, которые проявляют неравнодушие. Но если они хотят быть спонсорами, не стоит втягивать в это дело остальных родителей. Ведь не всегда они могут внести крупные суммы денег. У людей разная заработная плата. Однако в последнее время взносы можно делать только на расчетный счет попечительского совета.

Дело в том, что в министерстве образования приняли постановление, по которому во всех школах, а также детских садах и гимназиях запрещено собирать с родителей деньги, чтобы обеспечить деятельность школы. Родительский комитет должен заниматься исключительно тем, что прописано в его положении о работе.

Существуют также государственные документы, в которых прописано, что родительский комитет должен заниматься: это оказание содействия в проведении культурных мероприятий, распространение лучшего опыта воспитания. Однако вопросы, касающиеся привлечения денег для обеспечения деятельности учреждения, должны быть исключены или оформлены официально. Это не говорит о том, что родители теперь не смогут делать взносы. Просто правительство решило, что в школе не должны фигурировать наличные деньги. Сделано это из-за того, что было много жалоб на различные школьные поборы.

Обратная сторона медали

Сегодня расходы на школу не исчерпываются тетрадями, а также портфелем и формой. Как только учебный год начинается, большинство мам и пап уже решают «скинуться на ремонт». Естественно, совершенно добровольно. Некоторые просто не хотят идти на конфликт. Но другие считают, что деньги могут присвоить учителя. Однако это не совсем так. Все средства проходят через бухгалтерию того или иного образовательного учреждения, а для родителей предоставляются просто сметы расходов и отчеты.

Но если говорить о практике, то не все так идеально. Немногие папы и мамы интересуются официальными документами. В школах действительно есть нечистые на руку учителя. Чтобы произвести проверку, придется открыть личность человека, заказавшего ее, и всю информацию о нем. А большинство родителей не хотят портить отношения в школе, поэтому просто тихо соглашаются даже с незаконными поборами. В некоторых школах на собраниях происходят очень бурные дискуссии, порой дело доходит и до конфликтов. Иногда детям приходится переводиться в другую школу.

Сегодня родителям никто не запрещает оказывать помощь добровольно, но обязать платить родителей никто не может, ведь это незаконно. Поэтому выходом из положения будет оформление родительского совета в качестве некоммерческой организации и открытие своего счета в банке. Да и заключать договоры с компаниями, которые занимаются ремонтом, возможно только в статусе официальной организации. Но в некоторых школах до сих пор используют старый подход к финансовой стороне вопроса и передаче денег из рук в руки. Хотя вымогание считается совершенно незаконным. Но прокурорские проверки бывают не так часто. Особенно остро родители переживают первый класс школы. Но всегда можно пожаловаться в Министерство образования, чем потратить средства, которые пойдут на нужды учителей. Некоторым приходится просто уходить из школы и переводиться в другую, так как разрешить конфликты порой невозможно.

Источники:

  • Родителям запретили сдавать деньги на нужды школы

"Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 5

Дополнительное внебюджетное финансирование является непременным условием для развития образовательных учреждений в современных условиях, так как бюджетного финансирования довольно часто не хватает даже на покрытие необходимых текущих расходов учреждения. С переводом внебюджетного финансирования образовательных учреждений на лицевые счета в органы казначейского исполнения бюджета и их зачислением в бюджет возникли различные проблемы, связанные с самостоятельным использованием дополнительных средств. Ситуация осложняется тем, что зачисление внебюджетных доходов в бюджет формально приводит к увеличению объемов финансирования расходов на образование из бюджета, в то время как реального роста расходов не происходит. Поэтому образовательному учреждению выгодно дополнительные (внебюджетные) финансовые потоки "уводить" в другие организации. Учитывая актуальность темы общественно-государственного управления образованием в рамках современной государственной политики, такой организацией может стать Попечительский совет как самостоятельная некоммерческая организация.

Главная цель деятельности образовательного учреждения - реализация различных образовательных программ (основных и дополнительных). При этом для реализации любой образовательной программы необходимы материальные и финансовые ресурсы. Они нужны и для поддержания учебно-материальной базы на высоком качественном уровне, а также ее развития.

Согласно действующему законодательству финансирование должно осуществляться в соответствии с принимаемыми на региональном и муниципальном уровнях нормативами. При этом каждый регион и муниципалитет вправе самостоятельно разработать модель нормативного финансирования. К сожалению, практически во всех регионах бюджетное финансирование не покрывает необходимых затрат на качественную реализацию образовательных программ.

В то же время согласно ст. 41 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (далее - Закон N 3266-1) образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством РФ, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных. При этом привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет снижения нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования за счет средств учредителя.

Поэтому для финансирования своих образовательных программ и развития учебно-материальной базы образовательное учреждение вправе привлекать внебюджетные средства. При этом весьма привлекательным и стабильным источником финансирования может стать Попечительский совет, созданный в виде некоммерческой организации, цель которого - содействие функционированию и развитию образовательного учреждения.

Обратите внимание: действующее законодательство запрещает бюджетным учреждениям взимать плату за реализацию основных образовательных программ, финансируемых за счет бюджета (например, за реализацию основных общеобразовательных программ). При этом бюджет не гарантирует выделения достаточного количества средств для качественной реализации основных общеобразовательных программ, что в некоторых учреждениях образования приводит к оформляемым различным образом сборам с родителей учащихся.

Попечительский совет может софинансировать и основные образовательные программы, обеспечивая ресурсами качественное осуществление образовательного процесса, так как действующее законодательство запрещает взимать с родителей плату на эти цели, но не запрещает получать дополнительные средства от иных юридических лиц.

Попечительские советы без образования юридического лица достаточно распространены в образовательных учреждениях. Однако в этом случае своего расчетного счета они иметь не могут, поэтому экономического смысла в их существовании нет. Все преимущества в организации финансовых потоков образуются, только если Попечительский совет создается как самостоятельная некоммерческая организация.

Некоммерческая организация - это организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Такие организации, в соответствии с Федеральным законом N 7-ФЗ <1>, создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

<1> Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Правовое положение некоммерческих организаций определяется нормами Гражданского кодекса, Федеральным законом N 7-ФЗ и иными нормативными актами. Если Попечительский совет создан в форме общественного объединения, то в отношении его действует Федеральный закон N 82-ФЗ <2>.

<2> Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".

В соответствии со ст. 13 Федерального закона N 7-ФЗ некоммерческая организация может быть создана по решению учредителей (учредителя), а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации.

В настоящее время имеется более 20 организационно-правовых форм некоммерческих организаций. Для создания Попечительского совета возможно использование следующих таких форм:

  • некоммерческого партнерства;
  • общественной организации;
  • фонда;
  • автономной некоммерческой организации <3>.

Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации. Однако до государственной регистрации необходимо провести определенную подготовительную работу.

Процесс создания Попечительского совета включает следующие этапы:

  • подготовительный;
  • государственную регистрацию;
  • изготовление печати;
  • открытие расчетного (если необходимо, то и валютного) счета.

Только после данных процедур возможно официальное начало деятельности.

Некоммерческая организация создается по решению учредителей (учредителя), которыми в зависимости от организационно-правовых форм могут выступать как физические, так и юридические лица.

Учредительным документом некоммерческих организаций является устав, утвержденный учредителями (участниками) для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства и автономной некоммерческой организации. Учредители (участники) некоммерческих партнерств, а также автономных некоммерческих организаций вправе заключить учредительный договор.

Обратите внимание: учредителями (членами, участниками) некоммерческой организации не могут быть иностранные граждане или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности их пребывания на территории РФ, лица и организации, связанные с отмыванием денежных средств или финансированием экстремистских организаций.

В учредительных документах некоммерческой организации должны содержаться:

  • наименование некоммерческой организации с указанием на характер ее деятельности и организационно-правовую форму;
  • место нахождения некоммерческой организации;
  • порядок управления деятельностью;
  • предмет и цели деятельности;
  • сведения о филиалах и представительствах;
  • права и обязанности членов;
  • условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство);
  • источники формирования имущества некоммерческой организации;
  • порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации;
  • порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации;
  • иные положения, предусмотренные Федеральным законом N 7-ФЗ и иными федеральными законами.

Устав фонда также должен содержать наименование фонда, включающее слово "фонд", сведения о цели фонда, указания об органах фонда, в том числе о Попечительском совете, и порядке их формирования, назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, а также дальнейшем использовании имущества фонда в случае его ликвидации.

Учредительные документы некоммерческой организации могут содержать и иные не противоречащие законодательству положения.

В уставе Попечительского совета как некоммерческой организации возможно включение следующих разделов (их наименования могут различаться, так как четко определенной структуры не существует):

  • общие положения;
  • цели и задачи совета;
  • членство в совете;
  • порядок приема в совет и выхода из него;
  • управление советом;
  • имущество и финансово-хозяйственная деятельность;
  • порядок реорганизации и ликвидации совета.

Кроме того, в уставе теоретически могут быть отражены положения, касающиеся филиалов и других обособленных подразделений организации, однако для попечительских советов использовать эти возможности обычно нет необходимости. Хотя можно создать один Попечительский совет на муниципальное образование с созданием филиалов, базирующихся в конкретных образовательных учреждениях.

Заседание учредителей о создании некоммерческой организации фиксируется протоколом. Протокол общего собрания учредителей Попечительского совета должен содержать:

  • перечень присутствующих;
  • дату и номер протокола (как правило, протокол N 1);
  • повестку дня;
  • перечень докладчиков и краткое содержание их выступлений.

В протоколе должны быть отражены вопросы для голосования, в частности:

  • о создании некоммерческой организации;
  • о составе учредителей;
  • о размере уставного капитала;
  • о назначении исполнительного директора;
  • о регистрации некоммерческой организации.

Также в нем должны быть указаны результаты голосования по каждому из вопросов.

Государственную регистрацию некоммерческих организаций и постановку на налоговый учет осуществляет в настоящее время Федеральная служба по налогам и сборам. Однако документы для государственной регистрации некоммерческой организации теперь необходимо подавать в Федеральную регистрационную службу (Росрегистрацию) в порядке, предусмотренном ст. 13.1 Федерального закона N 7-ФЗ, так как если ранее действовал общий порядок, то теперь для некоммерческих организаций установлен специальный, который ранее действовал только в отношении общественных объединений. Тем самым процедура регистрации значительно усложнилась, так как она осуществляется двумя различными службами - после одобрения Росрегистрации документы направляются ею в уполномоченный налоговый орган для внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц. Затем, получив уведомление о внесении записей в ЕГРЮЛ, Росрегистрация выдает свидетельство о государственной регистрации заявителю.

При этом необходимо помнить, что срок подачи документов на регистрацию ограничен тремя месяцами со дня вынесения решения о создании организации (п. 4 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ).

Согласно ст. 12 Федерального закона N 129-ФЗ <4> при регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

  • заявление, подписанное заявителем, с указанием его Ф.И.О., места жительства и телефонов (заверяется нотариально);
  • учредительные документы в трех экземплярах;
  • решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;
  • сведения об учредителях в двух экземплярах;
  • документ об уплате госпошлины;
  • сведения об адресе (местонахождении) постоянно действующего органа.
<4> Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Подписанное заявителем заявление о государственной регистрации представляется по форме N РН0001, утвержденной Постановлением Правительства РФ N 212 <5>. Заявление удостоверяется нотариусом, поэтому и подписи на нем должны ставиться в присутствии нотариуса. Для заверения подписей нотариусу необходим паспорт заявителя и документ, подтверждающий его полномочия, например протокол общего собрания учредителей, в котором изложены результаты назначения на ту или иную должность и поручение ему регистрировать организацию.

<5> Постановление Правительства РФ от 15.04.2006 N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций".

Сведения об учредителях приводятся на листах "Б" формы N РН0001.

Одновременно с документами на регистрацию целесообразно подать и заявление о применении УСНО, так как для Попечительского совета эта система, позволяющая уменьшить затраты на ведение налогового и бухгалтерского учета, наиболее оптимальна.

Уполномоченным лицом (заявителем), имеющим право подачи документов на регистрацию некоммерческого партнерства, может быть:

  • руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иное лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени этого юридического лица (например, назначенный учредителями директор);
  • учредитель (учредители - физические лица) юридического лица при его создании;
  • руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
  • иное лицо, действующее на основании оформленной надлежащим образом доверенности.

Учредительные документы юридического лица представляются в подлинниках или нотариально удостоверенных копиях.

Решение о создании юридического лица представляется в виде протокола (или выписки из протокола). В этом документе должно обязательно говориться об утверждении устава Попечительского совета и формировании его руководящих органов, включая назначение директора (единоличного исполнительного органа). Также в протоколе нужно указывать Ф.И.О. лица, которому поручена регистрация.

В качестве документа об уплате государственной пошлины обычно представляется квитанция на ее перечисление через банк. В настоящее время действует единая государственная пошлина за регистрацию юридических лиц в размере 2000 руб. (ст. 333.33 НК РФ).

Адресом юридического лица считается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа (индивидуального или коллегиального). К документам на адрес относятся нотариально заверенные договор аренды помещения, свидетельство о собственности, гарантийное письмо. Адресом (местонахождением) постоянно действующего органа Попечительского совета образовательного учреждения, как правило, является адрес самого образовательного учреждения. Поэтому в качестве документа, подтверждающего адрес Попечительского совета, обычно представляется гарантийное письмо руководителя образовательного учреждения.

Постановка на учет в налоговом органе производится одновременно с государственной регистрацией. Постановка на учет, снятие с учета осуществляются бесплатно. В дополнение к свидетельству о государственной регистрации выдается свидетельство о присвоении ИНН (идентификационного номера налогоплательщика), единого по всем видам налогов и сборов. Этот номер надо указывать в подаваемых в налоговый орган декларации, отчете, заявлении или другом документе, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством. Свидетельство о постановке на налоговый учет можно получить в налоговом органе по месту нахождения организации.

Срок регистрации некоммерческой организации составляет 23 рабочих дня, из которых:

  • в течение 14 рабочих дней Росрегистрация должна принять решение о соответствии устава требованиям законодательства;
  • в течение 5 рабочих дней ФНС должна внести запись в ЕГРЮЛ;
  • 1 рабочий день отводится на уведомление Росрегистрации о внесении записи в ЕГРЮЛ;
  • в течение 3 рабочих дней после получения сообщения от ФНС Росрегистрация должна выдать регистрационное свидетельство некоммерческой организации.

Отказ в регистрации возможен лишь по следующим причинам, указанным в ст. 23.1 Федерального закона N 7-ФЗ:

  • учредительные документы противоречат законодательству РФ;
  • ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием;
  • наименование оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства;
  • документы представлены не полностью, неправильно оформлены либо представлены не в тот орган;
  • выступившее в качестве учредителя лицо не может быть учредителем в соответствии с п. 1.2 ст. 15 Федерального закона N 7-ФЗ.

Об отказе в государственной регистрации должно быть сообщено не позднее чем через месяц со дня получения представленных документов с указанием причин.

Печать можно заказать в любой организации, занимающейся их изготовлением, или приобрести специальный комплект, позволяющий создать печать самостоятельно. На печати должно быть указано название организации и место регистрации. Также печать может содержать ОГРН, ИНН, зарегистрированный логотип. В больших городах с ее изготовлением проблем в настоящее время нет, но несколько дней (и даже недель) на ее изготовление может уйти.

В Москве действует Государственный реестр печатей и можно зарегистрировать (естественно, за плату) печать в этом реестре. Однако требования об обязательности регистрации в этом реестре в действующем московском законодательстве отсутствуют, поэтому регистрация осуществляется лишь по желанию самой организации.

Учитывая введенные правила "одного окна", регистрация в органах статистики и регистрация во внебюджетных фондах (Пенсионном фонде, Фонде обязательного медицинского страхования и Фонде социального страхования) должна осуществляться автоматически, без необходимости их личного посещения.

Из регионального отделения Росстата должно быть выслано письмо, содержащее присвоенные организации в соответствии с общероссийскими классификаторами и уставными документами коды идентификации хозяйствующих субъектов:

  • ОКПО (Общероссийский классификатор предприятий и организаций);
  • ОКОГУ (Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления);
  • ОКАТО (Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления);
  • ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности);
  • ОКФС (Общероссийский классификатор форм собственности);
  • ОКОПФ (Общероссийский классификатор организационно-правовых форм).

Регистрационное письмо Росстата с кодами статистики необходимо для осуществления уставной деятельности и открытия счета в банке.

Уведомления (извещения) фондов о постановке юридического лица на учет и присвоении ему регистрационных номеров должны направляться по почте в адрес юридического лица. При этом регламентируются сроки постановки на учет - 5 рабочих дней.

Из внебюджетных фондов должно прийти четыре извещения (два от ФСС и по одному от ПФР и ФФОМС). Два извещения от ФСС обязательны, так как организация в этом фонде не только ставится на учет как страхователь, но и получает уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Учитывая работу почты, извещения доходят не всегда, поэтому по истечении месяца с момента регистрации исполнительному органу Попечительского совета либо доверенному лицу целесообразно получить в отделениях фондов соответствующие извещения или регистрационные номера.

Заключительный этап создания Попечительского совета - открытие расчетного счета в банке. В выбранном банке (даже в небольших городах действуют несколько банков с разными тарифами на открытие и ведение счетов) нужно получить документы, необходимые для открытия расчетного счета. Для этого в банк представляются следующие документы (перечень может несколько различаться):

  • заявление на открытие счета;
  • договор на расчетно-кассовое обслуживание (в двух экземплярах);
  • копию свидетельства о регистрации, заверенную нотариально;
  • копию устава, заверенную нотариально;
  • копию учредительного договора, заверенную нотариально;
  • карточку с образцами подписей, оттиска печати, заверенную нотариально (или согласно правилам банка - в нем самом);
  • приказы о назначении на должность лиц, имеющих право первой и второй подписи в карточке с образцами подписей;
  • нотариально заверенную копию свидетельства о постановке на учет в налоговой инспекции;
  • анкеты на всех лиц, имеющих право подписи в карточке (с представлением паспорта);
  • копию информационного письма из органов статистики о присвоении кодов;
  • документ, подтверждающий регистрацию организации в Фонде социального страхования и в отделении Пенсионного фонда;
  • расчет на установление организации лимита остатка денежных средств в кассе.

В банке после открытия расчетного счета можно получить чековую книжку.

Согласно ст. 86 НК РФ банк, открывший счет организации, обязан в пятидневный срок уведомить об этом налоговый орган. В свою очередь, некоммерческая организация также обязана в десятидневный срок известить налоговый орган об открытии (закрытии) расчетного счета согласно ст. 23 НК РФ.

А.Вифлеемский

директор Нижегородского центра

экономики образования