Что такое крупная сделка по 44 фз. Требования к оформлению решения о крупной сделке, несоблюдение которых может привести к отклонению заявки. Когда одобрения не требуется

  • 03.12.2020

В статье раскрывается понятие крупной сделки для таких коммерческих и некоммерческих организаций, как хозяйственные общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения. Автор ответит на вопросы, связанные с требованием о предоставлении в составе заявки на участие в торгах решения об одобрении или о совершении крупной сделки.

Требование о предоставлении в составе заявки на участие в открытом конкурсе решения (копии решения) об одобрении или о совершении крупной сделки было включено в Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (далее - Закон № 94-ФЗ) Федеральным законом от 30.12.2008 № 308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и вступило в силу 1 марта 2009 г.

Представление решения об одобрении или о совершении крупной сделки необходимо в случае, если требование о его наличии установлено законодательством РФ, учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в торгах является крупной сделкой.

Федеральным законом от 08.05.2009 № 93-ФЗ «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 июля 2009 г. Закон № 94-ФЗ был дополнен гл. 3.1. “Размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме”.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 41.3 Закона № 94-ФЗ, определяющей порядок прохождения аккредитации на электронной торговой площадке (далее - ЭТП), участник размещения заказа должен предоставить оператору ЭТП решение об одобрении или о совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа - юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме одной такой сделки.

Определение крупной сделки

Существуют различные подходы к определению понятия “крупная сделка” в зависимости от организационно-правовой формы юридических лиц.

Крупная сделка для хозяйственных обществ

Для ООО, в соответствии со ст. 46 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” (далее - Закон № 14-ФЗ), крупными считаются сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможным отчуждением имущества, стоимость которого составляет 25% от стоимости имущества общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, предшествующий дню принятия решения о совершении вышеуказанной сделки, если уставом общества не предусмотрен более высокий порог для крупной сделки. Крупными не считаются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества.

Таким образом, крупная сделка для ООО:
. связана с приобретением, отчуждением, возможным отчуждением имущества общества;
. может быть прямой, либо цепью взаимосвязанных сделок;
. уставом общества может быть изменен и (или) дополнен порядок и перечень крупных сделок.

Определение крупной сделки для АО дано в ст. 78 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ “Об акционерных обществах” (далее - Закон № 208-ФЗ). Крупной сделкой в случае с акционерными обществами считается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества. Такими сделками могут являться, в частности, заем, кредит, залог, поручительство.

При этом балансовая стоимость определяется по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату. Крупными не считаются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества или связанные с размещением посредством подписки (реализацией) обыкновенных акций общества, а также с размещением эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции общества. Уставом АО могут быть установлены также иные случаи, при которых на совершаемые им сделки распространяется порядок одобрения крупных сделок.

Таким образом, различие в определении крупных сделок для АО и ООО состоит в следующем: в первом случае крупной считается сделка, составляющая 25% от стоимости активов, а во втором - 25% от стоимости имущества.

Крупная сделка для унитарных предприятий

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” (далее - Закон № 161-ФЗ) для государственных и муниципальных унитарных предприятий крупной является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения таким предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более 10% его уставного фонда или более, чем в 50 тыс. раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда. При этом стоимость отчуждаемого унитарным предприятием в результате крупной сделки имущества определяется на основании данных его бухгалтерского учета, а стоимость приобретаемого указанным предприятием имущества - на основании цены предложения такого имущества.

Крупная сделка для государственных и муниципальных учреждений

Определение крупной сделки, совершаемой бюджетным учреждением, дано в п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (далее - Закон № 7-ФЗ). Для целей названного Закона крупной признается сделка (несколько взаимосвязанных сделок), связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей указанного имущества в пользование или залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Для автономного учреждения в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ “Об автономных учреждениях” крупной признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества (которым в соответствии с настоящим Законом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей указанного имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом автономного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности

При рассмотрении понятия “крупная сделка” для юридических лиц различных организационно-правовых форм становится ясным, что под него подпадают не все сделки, совершаемые организациями и имеющие признаки крупных. В частности, к крупным не относятся сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности.

Действующее законодательство не устанавливает четких критериев того, что является текущей хозяйственной деятельности юридического лица. В связи с этим обратимся к практике арбитражных судов.
Исходя из постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона “Об акционерных обществах», а также информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2001. № 62 “Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением хозяйственными обществами крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность” (далее - информационное письмо № 62), к сделкам, совершенным в процессе обычной хозяйственной деятельности относятся:

Сделки по приобретению сырья и материалов, необходимых для осуществления производственно-хозяйственной деятельности;
. сделки по реализации готовой продукции;
. сделки по получению кредитов для оплаты текущих операций.

Также одним из критериев отнесения деятельности к “обычной хозяйственной” может являться упоминание данного вида деятельности в уставе юридического лица в качестве предмета его деятельности. Несмотря на возможные теоретические претензии к принципу “обычная деятельность = уставная деятельность”, связанные с неограниченной правоспособностью обществ, этот подход находит отражение в судебной практике (п. 5 информационного письма № 62).

При отнесении хозяйственных сделок к категории крупных арбитражные суды исходят, в первую очередь, из анализа видов хозяйственной деятельности, осуществляемой обществами. И, если сделка заключена в целях обеспечения выполнения определенного вида хозяйственной деятельности или прямо обусловлена данным видом хозяйственной деятельности, то она будет признана сделкой, заключенной в процессе обычной хозяйственной деятельности. Это подтверждается и судебной практикой.1

ФАС России в своей практике руководствуется данными положениями, указывая в соответствующих решениях на незаконность действий государственных заказчиков по отклонению заявок участников размещения заказа в связи с непредставлением последними решений об одобрении крупных сделок в тех случаях, когда речь идет о сделках, совершаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности участника размещения заказа.2

Порядок одобрения крупной сделки для хозяйственных обществ

Согласно ст. 46 Закона № 14-ФЗ, решение о совершении ООО крупных сделок принимается общим собранием его участников. При сумме сделки, составляющей от 25% до 50% стоимости имущества общества, такое решение принимается советом директоров (наблюдательным советом) в случае, если в обществе образован совет директоров (наблюдательный совет) и принятие указанного решения отнесено уставом ООО к его компетенции.

В постановлении ФАС Московского округа от 25.09.2006 № КГ-А41/9019-06 по делу № А-41-К-1-2943/06 указано, что решение о совершении крупной сделки принимается общим собранием участников общества в соответствии с п. 3 ст. 46 Закона № 14-ФЗ.

Крупная сделка, одобренная общим собранием участников общества с нарушением законодательства, может быть оспорена и в судебном порядке признана недействительной.

Если в ООО только один участник, то одобрение сделки может быть произведено им в простой письменной форме, без оформления протокола общего собрания участников.

Одобрение крупных сделок в АО может входить как в компетенцию совета директоров, так и общего собрания акционеров.

Совет директоров АО одобряет крупную сделку в том случае, если ее предметом является имущество, стоимость которого составляет от 25% до 50% балансовой стоимости активов общества. При этом сделка должна быть одобрена единогласно, всем составом совета директоров (п. 2 ст. 79 Закона № 208-ФЗ). Каждый член совета директоров должен проголосовать лично, не передавая своих полномочий по доверенности.

В случае отсутствия кого-либо из членов совета директоров, не предоставившего письменное подтверждение одобрения крупной сделки, заседание по ее одобрению должно быть перенесено на другую дату. При несоблюдении указанного правила решение об одобрении крупной сделки будет считаться нелегитимным.

Если предметом сделки является имущество, стоимость которого превышает 50% от балансовой стоимости активов АО, то она, согласно п. 3 ст. 79 Закона № 208-ФЗ, подлежит одобрению общим собранием акционеров. При этом крупную сделку должны одобрить акционеры, владеющие голосующими акциями (владельцы привилегированных акций в голосовании не участвуют). Крупная сделка будет считаться одобренной, если за нее будет отдано 3/4 голосов акционеров, владеющих обыкновенными акциями (квалифицированное большинство). Если порядок одобрения крупной сделки был нарушен, то в соответствии с п. 6 ст. 79 Закона № 208-ФЗ она будет признана недействительной.

Сделка может быть признана недействительной как по иску акционера, так и по иску общества. В случае, если в АО имеется только один акционер, который владеет 100% акций, то для одобрения сделки генеральному директору общества необходимо получить его письменное согласие.

Именно такой позиции придерживается президиум ВАС РФ, который в информационном письме № 62 указал, что в обществах, состоящих из одного акционера, письменное согласие (одобрение) им крупной сделки равноценно решению общего собрания акционеров. Если в обществе имеется два акционера, владеющие акциями в равных долях (по 50% каждый), то необходимо решение общего собрания, т. к. в этом случае квалифицированным большинством будет считаться полный состав акционеров.

Порядок одобрения крупной сделки для унитарных предприятий

Решение о совершении крупной сделки принимается с согласия собственника имущества унитарного предприятия. Имущество государственного унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ, от имени которых права собственника такого имущества осуществляют органы государственной власти РФ или органы государственной власти субъекта РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Собственником имущества муниципального унитарного предприятия является муниципальное образование, от имени которого права собственника указанного имущества осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
ВАС РФ в определении от 16.04.2009 № ВАС-3929/09 по делу № А63-3891/08-С3-15 указал, что в случае, если договор, заключенный в рамках обычной хозяйственной деятельности государственного или муниципального унитарного предприятия, не получил согласия собственника имущества, он будет являться несостоятельным, т. к. ст. 23 Закона № 161-ФЗ императивно устанавливает обязательность получения согласия собственника для заключения всех сделок, сумма которых превышает установленные законом пределы. Указанное положение связано с тем, что движимым и недвижимым имуществом унитарное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет и виды которой определены его уставом. Таким образом, практически любая сделка, заключаемая таким предприятием, будет отнесена к обычной общехозяйственной деятельности.

Отсутствие согласия собственника имущества унитарного предприятия на совершение сделок, требующих такого согласия, а также совершение таким предприятием сделок, выходящих за рамки его специальной правоспособности (даже при условии одобрения сделки собственником имущества предприятия) может стать причиной признания указанных сделок недействительными.

Порядок одобрения крупной сделки для государственных и муниципальных учреждений

Крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя такого учреждения. Функции и полномочия учредителей в отношении государственных учреждений, созданных Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципальных учреждений, созданных муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 537 “О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения” федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя федерального бюджетного учреждения, не позднее 1 декабря 2010 г. было поручено разработать и утвердить порядок предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением крупных сделок, соответствующих критериям, установленным п. 13 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ.

Порядок предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением крупных сделок можно рассмотреть на примере учреждений, подведомственных Минфину России. В соответствии с приказом Минфина России от 29.09.2010 г. № 111н “Об утверждении Порядка предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением, подведомственным Министерству финансов Российской Федерации, крупных сделок”, бюджетное учреждение, намеревающееся выступить в качестве одной из сторон в сделке, признаваемой крупной, с целью принятия решения о предварительном согласовании должно представить в Комиссию по вопросам реализации Минфином России функций и полномочий учредителя в отношении федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Минфину России, следующие документы:

Обращение руководителя бюджетного учреждения о предварительном согласовании заключения крупной сделки с указанием предмета такой сделки, контрагентов, сроков, цены и ее иных существенных условий, содержащее финансово-экономическое обоснование целесообразности заключения крупной сделки (к обращению прилагается опись направляемых документов);
. копии форм бюджетной отчетности за последний финансовый год и на последнюю отчетную дату, заверенные руководителем и главным бухгалтером бюджетного учреждения;
. проект соответствующего договора, содержащий условия крупной сделки;
. подготовленный в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности отчет об оценке рыночной стоимости имущества, с которым предполагается совершить крупную сделку, произведенной не ранее, чем за 3 месяца до представления такого отчета;
. сведения о кредиторской и дебиторской задолженности с указанием наименований кредиторов, должников, суммы задолженности и дат ее возникновения с выделением задолженности по заработной плате, задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами и указанием статуса данной задолженности (текущая или просроченная).

Решение о предварительном согласовании крупной сделки либо о мотивированном отказе в таком согласовании принимается указанной Комиссией в течение 30 календарных дней с даты поступления вышеперечисленных документов и оформляется приказом Минфина России.
Автономное учреждение вправе совершить крупную сделку с предварительного одобрения наблюдательного совета такого учреждения. Наблюдательный совет обязан рассмотреть предложение руководителя автономного учреждения о совершении крупной сделки в течение 15 календарных дней с момента поступления указанного предложения председателю наблюдательного совета автономного учреждения, если уставом такого учреждения не предусмотрен более короткий срок. Наблюдательный совет создается в составе не менее, чем 5 и не более, чем 11 членов.

В состав наблюдательного совета входят представители учредителя автономного учреждения, представители исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, а также представители общественности, в т. ч. лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности.

Решения по вопросу одобрении крупной сделки принимаются наблюдательным советом автономного учреждения большинством в две трети голосов от общего числа голосов членов наблюдательного совета.
Крупная сделка, совершенная с нарушением указанных требований, может быть признана недействительной по иску автономного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии одобрения сделки.

Крупная сделка: за и против

В заключение вернемся к требованиям, установленным Законом № 94-ФЗ в части предоставления участниками размещения заказа решения об одобрении или о совершении крупной сделки либо копии такого решения.

Чтобы определить, является ли сделка крупной для участника размещения заказа, нужно иметь в распоряжении следующие документы и сведения:

Учредительные документы юридического лица;
. сведения о стоимости имущества общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период;
. сведения о балансовой стоимости активов общества или учреждения, определенной по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату;
. сведения о размере уставного фонда унитарного предприятия;

Из вышеперечисленных документов в силу требований Закона № 94-ФЗ участники размещения заказа обязаны предоставить только копии учредительных документов.

Более того, не допускается требовать от участника размещения заказа предоставления иных документов и сведений, за исключением перечисленных в п. 4 ст. 25, п. 3 ст. 35, п. 7 ст. 41.8 Закона № 94-ФЗ. Закон не обязывает участника размещения заказа документально подтверждать, будет ли являться сделка на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в торгах, обеспечения исполнения контракта крупной.

Решить указанную проблему позволяет установленный ст. 41.3. Закона № 94-ФЗ порядок прохождения участниками размещения заказа аккредитации на электронной площадке. В силу п. 8 ч. 2 ст. 41.3 Закона № 94-ФЗ для получения аккредитации на ЭТП участник размещения заказа предоставляет в составе документов и сведений решение об одобрении или совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа - юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме одной такой сделки. После прохождения участником размещения заказа аккредитации на электронной торговой площадке оператор ЭТП вносит указанные документы и сведения (в т. ч. вышеуказанное решение об одобрении или о совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа - юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме по одной такой сделке) в реестр участников размещения заказа, получивших аккредитацию.

Таким образом, решение вопроса о предоставлении сведений о крупной сделке участником открытого аукциона в электронной форме заключается в обязанности участника размещения заказа указать максимальную сумму сделки, превышение которой повлечет для него обязанность предоставить решение об одобрении или о совершении крупной сделки (копию такого решения).

В иных случаях заказчику стоит исходить из того, что, если участник размещения заказа не представил в составе заявки решение о совершении крупной сделки, то подразумевается, что сделка, заключаемая им по итогам размещения заказа, для такого участника не является крупной. Таким образом, Закон № 94-ФЗ предлагает исходить из общего принципа гражданского законодательства, закрепленного в п. 3 ст. 10 Гражданского Кодекса РФ, согласно которому участники гражданского оборота осуществляют свои права, действуя разумно и добросовестно.

Вместе с тем, поскольку само по себе требование о предоставлении решения об одобрении крупной сделки установлено Законом № 94-ФЗ, то заказчик вправе рекомендовать участникам размещения заказа включать в состав заявки на участие в торгах решение либо иной документ, подтверждающий, что совершаемые сделки не являются для них крупными.

1.См., например, постановления ФАС Московского округа от 12.09.2006 № КГ-А41/7615-06 по делу № А41-К1-23537/05, ФАС Северо-Западного округа от 17.10.2007 по делу № А56-51025/2006.

2. См., например, решение Челябинского УФАС России по Челябинской области от 27.04.2009 № 135-ж/2009 о неправомерных действиях аукционной комиссии при проведении открытого аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги М-51 “Байкал” - от Челябинска через Курган, ОМСК, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы, решение Алтайского краевого УФАС России от 22.05.2009 по делу № 83/09 в отношении государственного заказчика - ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю при проведении открытого аукциона на поставку расходных материалов для принтеров.

Что такое крупная сделка и в каких случаях оно может понадобиться, узнайте из статьи. Приведем образец решения об одобрении крупной сделки в зависимости от формы организации.

Что такое крупная сделка

Обратимся к профильным законам для того, чтобы понять, что такое крупная сделка. Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" гласит, что крупная - это такая операция, которая связана с приобретением или продажей имущества на сумму больше 10% уставного фонда предприятия или на сумму, в 50 тысяч раз превышающую минимальный размер оплаты труда.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" называет крупными сделки, которые :

  • связаны с покупкой или отчуждением любого имущества (в том числе учитываются займы, кредиты, залог и т.д.), балансовая стоимость которого превышает 25% стоимости активов общества;
  • связаны с передачей во временное владение или предоставлением прав использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации на условиях лицензии, если их стоимость больше 25% стоимости активов организации.

При этом в ФЗ говорится, что эти положения не применимы к обществам, в которых лишь один участник, и к договорам, совершение которых обязательно в соответствии с распоряжениями Правительства и другими нормативно-правовыми актами.

Также в фз дается понятие сделкам, не выходящим за пределы нормальной хозяйственной деятельности. Это те соглашения, которые часто проводят предприятия в этой сфере деятельности и которые не приводят к существенному изменению масштабов организации. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ " " дает такое же определение КС, как и .

Когда нужно решение об одобрении крупной сделки

По закону № 44 этот документ может понадобиться в двух случаях:

  • при подаче заявки. Решение нужно предоставить, если это установлено в законе, учредительных документах организации-участника, и когда цена договора/контракта для ООО или АО подпадает под определение КС;

Порядок принятия решения об одобрении крупной сделки

Процедура одобрения также зависит от типа предприятия и количества его учредителей. В МУПах и ГУПах подобные решения принимают с согласия собственника имущества предприятия.

В случае с АО одобрением занимаются члены совета директоров или общее собрание акционеров. Процедура зависит от стоимости имущества:

  • если цена имущества составляет от 25 до 50% от стоимости активов компании, необходимо, чтобы согласие дал каждый член совета директоров. Если достичь этого не удалось, вопрос выносится на повестку дня собрания акционеров и решается большинством голосов;
  • если цена имущества больше 50% от стоимости активов компании, должно быть получено согласие на одобрение от ¾ голосов акционеров на общем собрании. При этом в решении должны быть указаны: цена сделки, ее предмет, выгода компании, стороны, срок действия решения.

Отметим, что если срок действия одобрения не указан, то документ считается действительным в течение года.

В ООО решение о крупной сделке принимает общее собрание участников. Если она заключается по итогам торгов, то в документе можно не указывать ее сторону и выгодоприобретателя. Однако обязательно следует прописать цену, предмет сделки и другие существенные условия, в том числе, минимальные и максимальные параметры, альтернативные варианты условий и т.д. Если в процедуре есть заинтересованность кого-либо из участников, то решение принимается большинством голосов незаинтересованных участников.

Перечислим последствия совершения крупной сделки без одобрения . Она может быть признана недействительной, если в суд с иском обратится член совета директоров или один из акционеров. При этом суд не будет отменять процедуру, если:

  • будут представлены доказательства, что одобрение было получено;
  • есть подтверждения, что другая сторона знала или должна была знать о том, что сделка является для организации крупной, и об отсутствии надлежащего согласия на ее проведение.

Решение об одобрении крупной сделки: образец

Образец решения зависит от того, сколько учредителей в организации. Сначала рассмотрим, как составить этот документ для ооо, в котором только один учредитель. Решение нужно напечатать на фирменном бланке и указать в нем:

  • название компании;
  • ФИО, данные паспорта, адрес учредителя;
  • одобрение заключения конкретного договора/контракта;
  • максимально возможную сумму одной крупной сделки;
  • подпись и печать.

Если учредителей у организации несколько, необходимо провести собрание участников и по его итогу оформить протокол. В него вносят следующие данные:

  • ФИО учредителей с указанием долей в уставном капитале;
  • ФИО директора;
  • одобрение совершения сделок от имени организации;
  • указание на максимально возможную сумму крупного соглашения;
  • подписи директора, председателя и секретаря собрания.

Процедура принятия решения об одобрении крупной сделки может различаться. Она зависит от ряда факторов: организационно-правовой формы, количества учредителей, наличия заинтересованности кого-то из них и т.д. В АО и ООО вопрос решают на собрании участников общества или на общем собрании акционеров.

Если сделка крупная для организации, то предоставить этот документ в 2017 году нужно будет:

  • при подаче заявки;
  • при аккредитации на ЭТП.

Ответы на самые интересные вопросы о закупках вы найдете в новом номере журнала «Госзаказ в вопросах и ответах»

Что такое крупная сделка и в каких случаях оно может понадобиться, расскажем в статье.

Кроме того, приведем образец решения в зависимости от форме организации.

Что такое крупная сделка

Для того, чтобы понять, что такое крупная сделка, обратимся к профильным законам. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" гласит, что крупная считается такая сделка, которая связана с приобретением или продажей имущества на сумму больше 10% уставного фонда предприятия или на сумму, в 50 тысяч раз превышающую минимальный размер оплаты труда.

Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" называет крупными сделки, которые: связаны с покупкой или отчуждением любого имущества (в том числе учитываются займы, кредиты, залог и т.д.), балансовая стоимость которого превышает 25% стоимости активов общества; связаны с передачей во временное владение или предоставлением прав использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации на условиях лицензии, если их стоимость больше 25% стоимости активов организации. При этом в ФЗ говорится, что эти положения не применимы к обществам, в которых лишь один участник, и к сделкам, совершение которых обязательно в соответствии с распоряжениями Правительства и другими нормативно-правовыми актами.

Также в фз дается понятие сделкам, не выходящим за пределы нормальной хозяйственной деятельности. Имеются в виду сделки, которые часто проводят предприятия в этой сфере деятельности и которые не приводят к существенному изменению масштабов организации. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" дает такое же определение крупной сделки, как и Закон № 14-ФЗ.

Когда нужно решение об одобрении крупной сделки

По закону № 44 этот документ может понадобиться в двух случаях: при подаче заявки. Решение нужно предоставить, если это установлено в законе, учредительных документах организации-участника, и когда цена договора/контракта для ООО или АО подпадает под определение крупной сделки; при аккредитации на электронной площадке.

Порядок принятия решения об одобрении крупной сделки

Процедура одобрения также зависит от типа предприятия и количества его учредителей. В МУПах и ГУПах подобные решения принимают с согласия собственника имущества предприятия. В случае с АО одобрением занимаются члены совета директоров или общее собрание акционеров. Процедура зависит от стоимости имущества: если цена имущества составляет от 25 до 50% от стоимости активов компании, необходимо, чтобы согласие дал каждый член совета директоров. Если достичь этого не удалось, вопрос выносится на повестку дня собрания акционеров и решается большинством голосов; если цена имущества больше 50% от стоимости активов компании, должно быть получено согласие на одобрение крупной сделки от ¾ голосов акционеров на общем собрании. При этом в решении должны быть указаны: цена сделки, ее предмет, выгода компании, стороны, срок действия решения.

Отметим, что если срок действия одобрения не указан, то документ считается действительным в течение года. В ООО решение принимает общее собрание участников. Если сделка заключается по итогам торгов, то в документе можно не указывать ее сторону и выгодоприобретателя. Однако обязательно следует прописать цену, предмет сделки и другие существенные условия, в том числе, минимальные и максимальные параметры, альтернативные варианты условий и т.д. Если в сделке есть заинтересованность кого-либо из участников, то решение принимается большинством голосов незаинтересованных участников.

Перечислим последствия совершения крупной сделки без одобрения .

Она может быть признана недействительной, если в суд с иском обратится член совета директоров или один из акционеров. При этом суд не будет отменять сделку, если: будут представлены доказательства, что одобрение было получено; есть подтверждения, что другая сторона знала или должна была знать о том, что сделка является для организации крупной, и об отсутствии надлежащего согласия на ее проведение.

Решение об одобрении или о совершении крупной сделки: образец

Образец решения зависит от того, сколько учредителей в организации. Сначала рассмотрим, как составить этот документ для ооо, в котором только один учредитель.

Решение нужно напечатать на фирменном бланке и указать в нем: название компании; ФИО, данные паспорта, адрес учредителя; одобрение заключения конкретного договора/контракта; максимально возможную сумму одной крупной сделки; подпись и печать. Если учредителей у организации несколько, необходимо провести собрание участников и по его итогу оформить протокол.

В него вносят следующие данные:
ФИО учредителей с указанием долей в уставном капитале;
ФИО директора;
одобрение совершения сделок от имени организации;
указание на максимально возможную сумму сделки;
подписи директора, председателя и секретаря собрания.

Сделка будет считаться крупной, если она выходит за границы обычной хозяйственной деятельности и при этом связана с покупкой или продажей имущества акционерного общества (более 30 % акций) либо предусматривает передачу имущества во временное пользование или по лицензии (п. 1 ст. 46 № 14-ФЗ). Причем в обоих случаях цена таких операций должна составлять не менее 25 % балансовой стоимости активов общества с ограниченной ответственностью (ООО).

Если требуется, то одобряют крупные сделки в соответствии с законодательством РФ (14-ФЗ, 174-ФЗ, 161-ФЗ и др.) или по правилам, которые установлены в Уставе участника закупки. В других вариантах этим занимается представитель поставщика, уполномоченный на получение аккредитации на .

В ООО одобрение находится в компетенции общего собрания. Если у организации образован совет директоров, то на основании Устава принятие соглашений о подобных операциях может быть передано в его ведение.

26.06.2018 Верховный Суд выпустил Постановление Пленума. В этом документе он раскрыл основные споры по вопросу одобрения крупных сделок и соглашений, в совершении которых есть заинтересованность.

Скачать Постановление Пленума Верховного Суда № 27 от 26.06.2018

Когда нужно такое одобрение в контрактной системе

Чтобы начать участвовать в госзакупках, нужно . Для этого предоставляют общий пакет документов, в который входит и согласие на сделку. Причем это требуется всегда, в том числе когда закупка не относится к категории крупных. Что же касается поставщиков, которые аккредитовались до 31.12.2018, то они обязаны зарегистрироваться в ЕИС до конца 2019 года. И тем и другим понадобится актуальный образец решения о крупной сделке 44-ФЗ.

Информацию необходимо включить и во вторую часть заявки, если того требуют законодательство или учредительные документы, а также когда и или , и сам контракт будут крупными для участника. При отсутствии этих сведений на любом этапе до заключения контракта. За проверку данных несет аукционная комиссия заказчика (п. 1 ч. 6 ст. 69 № 44 ФЗ).

Важно отметить, что индивидуальные предприниматели, в отличие от ООО, не относятся к юридическим лицам. Поэтому они освобождены от обязанности подавать такой документ для аккредитации на ЭТП.

Одобрение крупной сделки у единственного учредителя

ООО, в которых есть только один учредитель, который выступает в качестве единоличного исполнительного органа, не обязаны составлять такой документ (п. 7 ст. 46 № 14-ФЗ).

Одновременно с этим в п. 8 ч. 2 ст. 61 № 44-ФЗ указано, что для прохождения аккредитации на ЭТП участники электронного аукциона должны подавать такие сведения независимо от формы собственности. В противном случае будет невозможно .

А вот включать эту информацию в состав второй части не обязательно. Считается, что если поставщик не предоставил подобные данные, то заключение контракта не попадает в рассматриваемую категорию. Но, как показывает практика, даже решение единственного участника об одобрении крупной сделки на всякий случай прикладывают к общему пакету документов. Здесь важно не совершить ошибку. Иначе есть риск отклонения участника аукциона из-за того, что он предоставил недостоверные сведения. Такие случаи оспаривают в ФАС, но при этом увеличивается период заключения контракта.

На что обратить внимание при составлении: форма и содержание

В первую очередь стоит отметить, что в законодательстве РФ отсутствует единый образец решения о совершении крупной сделки. Но п. 3 ст. 46 № 14 ФЗ поясняет, что в таком документе должно быть указано:

  1. Лицо, которое является стороной соглашения и выгодоприобретателем.
  2. Цена.
  3. Предмет соглашения.
  4. Другие или порядок их определения.

Выгодоприобретателя можно не указывать, если невозможно его определить к моменту согласования документа, а также если контракт заключается по результатам торгов.

При этом ст. 67.1 ГК РФ устанавливает, что принятое решение исполнительными органами ООО нужно подтвердить с помощью нотариального удостоверения, если иной способ не предусмотрен Уставом такого общества либо решением общего собрания, которое принято участниками единогласно.

П. 4 ст. 181.2 ГК РФ закрепляет перечень сведений, которые необходимо отразить в решении очного собрания учредителей. В протоколе требуется указать следующие сведения:

  • дату, время и место проведения собрания;
  • лица, которые участвовали в собрании;
  • результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;
  • лица, которые считали голоса;
  • лица, которые голосовали против одобрения соглашения и потребовали внести запись об этом.

В 2019 году случается так, что заказчики отклоняют участника, если в решении указана общая сумма одобряемых сделок, а не каждого соглашения в отдельности. Поэтому рекомендуем использовать формулировку «Одобрить совершение сделок от имени Общества с ограниченной ответственностью «_______________» по результатам проведенных процедур закупок товаров, работ, услуг. Сумма каждой такой сделки не должна превышать сумму ____________ (_____________) рублей 00 копеек».

Согласно п. 8 ч. 2 ст. 61 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) для получения аккредитации участник электронного аукциона предоставляет оператору электронной площадки, помимо прочего, решение об одобрении или о совершении по результатам таких аукционов сделок от имени этого участника закупки — юридического лица с указанием информации о максимальной сумме одной сделки. В случае если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица, данное решение принимается в порядке, установленном для принятия решения об одобрении или о совершении крупной сделки. В иных случаях данное решение принимается лицом, уполномоченным на получение аккредитации от имени этого участника закупки — юридического лица.
В свою очередь, согласно п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения. На уровне субъектов РФ порядок предварительного согласования крупных сделок, совершаемых государственным бюджетным учреждением, утверждается соответствующими ведомствами*(1).
Особых требований к оформлению решения о предварительном согласовании совершения государственным учреждением крупной сделки законодательством не предусмотрено. Такое решение может оформляться письмом, приказом, протоколом, распоряжением и т.п.*(2) При этом необходимо учитывать, что по смыслу положений п. 8 ч. 2 ст. 61, п. 2 ч. 23 ст. 68 Закона N 44-ФЗ в решении об одобрении сделки, предоставляемом при аккредитации, должна быть указана максимальная сумма одной сделки*(3).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Одобрение сделок, совершаемых госучреждениями;
— Энциклопедия решений. Крупные сделки госучреждений;
— Энциклопедия решений. Порядок предварительного согласования (одобрения) крупных сделок бюджетных и автономных учреждений.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Смотрите, например, распоряжение Министерства культуры Московской области от 17.05.2011 N 123-р «Об утверждении Порядка предварительного согласования совершения государственными бюджетными учреждениями сферы культуры Московской области крупных сделок».
*(2) Смотрите, к примеру, Примерную форму согласия учредителя бюджетного учреждения на совершение крупной сделки (подготовлено экспертами компании «Гарант»).
*(3) Смотрите, к примеру, Примерную форму решения собственника имущества унитарного предприятия об одобрении сделок по результатам электронных аукционов (подготовлено экспертами компании «Гарант»).

Решение об одобрении крупной сделки по 44-ФЗ + образец 2018

Согласно нормам действующего Закона о контрактной системе №44-ФЗ предполагается наличие у участников закупочных процедур решения об одобрении крупной сделки. Этот документ понадобится не только при заключении контрактов, но и для прохождения аккредитации на электронных торговых площадках. Поэтому всем потенциальным поставщикам необходимо помнить особенности составления такого решения.

Какая сделка признается крупной

Понятие крупной сделки регламентируется 208-ФЗ «Об акционерных обществах», а также 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». К ним относятся контракты, которые выходят за пределы привычной хозяйственной деятельности предприятия.

Крупной признается сделка, которая подразумевает приобретение, либо отчуждение материальных ценностей на сумму более 25% от стоимости всех активов компании. Оценка проводится на основании сведений бухгалтерской отчетности. Расчет ведется за весь период, который предшествует дате заключения договора. Уставом компании может быть определен и более высокий процент стоимости для признания сделки крупной.

К разряду крупных сделок относятся договора купли-продажи объектов недвижимости, кредитных обязательств, мены, поручительства, аренды, предоставления права пользования объектами интеллектуальной деятельности.

Для индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц, которые также могут выступать поставщиками по государственным заказам, понятие крупной сделки не применимо. Поэтому для таких лиц отсутствует и необходимость составлять решение.

С начала 2017 года в законодательство были внесены поправки, согласно которым ООО с единственным учредителем не обязано предоставлять решение об одобрениb крупной сделки. Это связано с тем, что внутри компании с единственным участником не может возникнуть спорных ситуаций по поводу заключения договора.

Кто выносит решение об одобрении крупной сделки

В обществах с ограниченной ответственностью решение об одобрении заключения крупной сделки выносится на собрании всех директоров. Компетенция такого совета в этом вопросе должна быть закреплена в Уставе компании. В противном случае решение может быть вынесено только собранием участников общества.

У акционерных обществ решение принимается на общем собрании всех акционеров. Если полный пакет акций принадлежит одному человеку, то подтверждение согласия на заключение сделки не требуется.

Решение об одобрении крупной сделки не понадобится, если договорные отношения возникают при прохождении процедуры реорганизации компании. Это же касается контрактов по приобретению акций, ценных бумаг.

Особенности крупных сделок, заключаемых унитарными предприятиями

Деятельность унитарных предприятий (ГУП) регламентируется 161-ФЗ. В части 1 статьи 23 указанного закона прописано, что для таких организаций крупной признается сделка, сумма которой превышает 5 миллионов рублей. Согласно части 3 этой же статьи решение о заключении крупных сделок принимается исключительно с согласия собственника имущества компании.

Таким образом, если унитарное предприятие планирует участвовать в государственных закупках и заключать контракт стоимостью выше 5 миллионов рублей, то к заявке должно быть приложено одобрение совершения сделки. При отсутствии такого документа заявка будет отклонена и такое действие заказчика будет признано контролирующими органами правомерным.

Как рассчитывается сумма крупной сделки

В решении об одобрении крупной сделки необходимо прописать конкретную сумму, которая признается максимально возможной для данной компании. Цена определяется из следующих критериев:

  1. Данные из бухгалтерского отчета, которые касаются общей стоимости всех активов компании.
  2. Если конкретную цифру рассчитать невозможно, указывается максимальная стоимость, которую может предложить компания.
  3. Когда контракт касается оформления кредита, в расчет берется полная сумма долга, а также процентов за пользование заемными средствами.

Если организация планирует заключить сразу несколько сделок, то допустимо оформление решений в рамках одного документа. Гражданский Кодекс предусматривает нотариальное заверение такого решения. Чтобы избежать этой процедуры компании рекомендуется вынести соответствующий вопрос на обсуждение совета участников. В случае взаимного согласия необходимость нотариального заверения отпадает.

Основные правила оформления решения

Решение об одобрении крупной сделки оформляется в произвольной форме. Оно должно содержать следующую обязательную информацию:

  1. Предмет заключаемой сделки.
  2. Перечень контрагентов, которые выступают сторонами по договору.
  3. Лицо, которое становится выгодоприобретателем по результатам контракта.
  4. Сумма сделки.
  5. Место и дата принятия соответствующего решения.
  6. ФИО, паспортные данные и ИНН учредителей компании.
  7. Реквизиты документа о государственной регистрации фирмы.
  8. Другие важные условия.

Решение обязательно составляется в письменном виде. Если оно подписывается всеми участниками общества — не обязательно оформлять его на официальном бланке организации, скреплять такой документ печатью также не нужно.

Решение об одобрении крупной сделки – это обязательный документ, входящий в заявку на участие в государственных закупках. Если сделка не признается крупной, то в предложение включается документ, подтверждающий, что договор не является для участника крупным.

Образец (пример) заполнения документа можно скачать здесь.

Образец решения об одобрении крупной сделки

Что такое решение об одобрении крупной сделки

Сделка будет считаться крупной, если она выходит за границы обычной хозяйственной деятельности и при этом связана с покупкой или продажей имущества акционерного общества (более 30 % акций) либо предусматривает передачу имущества во временное пользование или по лицензии (п. 1 ст. 46 № 14-ФЗ). Причем в обоих случаях цена таких операций должна составлять не менее 25 % балансовой стоимости активов общества с ограниченной ответственностью (ООО).

Если требуется, то одобряют крупные сделки в соответствии с законодательством РФ (14-ФЗ, 174-ФЗ, 161-ФЗ и др.) или по правилам, которые установлены в Уставе участника закупки. В других вариантах этим занимается представитель поставщика, уполномоченный на получение аккредитации на ЭТП.

В ООО одобрение находится в компетенции общего собрания. Если у организации образован совет директоров, то на основании Устава принятие соглашений о подобных операциях может быть передано в его ведение.

26.06.2018 Верховный Суд выпустил Постановление Пленума. В этом документе он раскрыл основные споры по вопросу одобрения крупных сделок и соглашений, в совершении которых есть заинтересованность.

Скачать Постановление Пленума Верховного Суда № 27 от 26.06.2018

Когда нужно такое одобрение в контрактной системе

Для участия в электронном аукционе все желающие сначала проходят аккредитацию на ЭТП. Для этого они предоставляют общий пакет документов, в который входит и согласие на сделку. Причем это требуется всегда, в том числе когда закупка не относится к категории крупных. Образец решения о крупной сделке 44-ФЗ вы можете найти в конце статьи.

Информацию необходимо включить и во вторую часть заявки, если того требуют законодательство или учредительные документы, а также когда и обеспечение контракта или заявки, и сам контракт будут крупными для участника. При отсутствии этих сведений кандидата могут отклонить на любом этапе до заключения контракта. За проверку данных несет ответственность аукционная комиссия заказчика (п. 1 ч. 6 ст. 69 № 44 ФЗ).

Важно отметить, что индивидуальные предприниматели, в отличие от ООО, не относятся к юридическим лицам. Поэтому они освобождены от обязанности подавать такой документ для аккредитации на ЭТП.

Одобрение крупной сделки у единственного учредителя

ООО, в которых есть только один учредитель, который выступает в качестве единоличного исполнительного органа, не обязаны составлять такой документ (п. 7 ст. 46 № 14-ФЗ).

Одновременно с этим в п. 8 ч. 2 ст. 61 № 44-ФЗ указано, что для прохождения аккредитации на ЭТП участники электронного аукциона должны подавать такие сведения независимо от формы собственности. В противном случае будет невозможно принять участие в торгах.

А вот включать эту информацию в состав второй части заявки не обязательно. Считается, что если поставщик не предоставил подобные данные, то заключение контракта не попадает в рассматриваемую категорию. Но, как показывает практика, даже решение единственного участника об одобрении крупной сделки на всякий случай прикладывают к общему пакету документов. Здесь важно не совершить ошибку. Иначе есть риск отклонения участника аукциона из-за того, что он предоставил недостоверные сведения. Такие случаи оспаривают в ФАС, но при этом увеличивается период заключения контракта.

На что обратить внимание при составлении: форма и содержание

В первую очередь стоит отметить, что в законодательстве РФ отсутствует единый образец решения о совершении крупной сделки. Но п. 3 ст. 46 № 14 ФЗ поясняет, что в таком документе должно быть указано:

  1. Лицо, которое является стороной соглашения и выгодоприобретателем.
  2. Цена.
  3. Предмет соглашения.
  4. Другие значимые условия или порядок их определения.

Выгодоприобретателя можно не указывать, если невозможно его определить к моменту согласования документа, а также если контракт заключается по результатам торгов.

При этом ст. 67.1 ГК РФ устанавливает, что принятое решение исполнительными органами ООО нужно подтвердить с помощью нотариального удостоверения, если иной способ не предусмотрен Уставом такого общества либо решением общего собрания, которое принято участниками единогласно.

П. 4 ст. 181.2 ГК РФ закрепляет перечень сведений, которые необходимо отразить в решении очного собрания учредителей. В протоколе требуется указать следующие сведения:

  • дату, время и место проведения собрания;
  • лица, которые участвовали в собрании;
  • результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;
  • лица, которые считали голоса;
  • лица, которые голосовали против одобрения соглашения и потребовали внести запись об этом.

В 2018 году случается так, что заказчики отклоняют участника, если в решении указана общая сумма одобряемых сделок, а не каждого соглашения в отдельности. Поэтому рекомендуем использовать формулировку «Одобрить совершение сделок от имени Общества с ограниченной ответственностью «_______________» по результатам проведенных процедур закупок товаров, работ, услуг. Сумма каждой такой сделки не должна превышать сумму ____________ (_____________) рублей 00 копеек».

Таким образом, чтобы пройти аккредитацию и участвовать в торгах, рекомендуем использовать образец решения о крупной сделке 44-ФЗ как для общества, которое состоит из одного учредителя, так и для собрания участников, которые отражают все требования законодательства.

Проверяем решение об одобрении крупной сделки

Зачем и когда необходимо

Бюджетной организации, которая выступает заказчиком закупки, важно знать, что предложения, поступающие в ходе процедуры, согласованы с исполнительными органами поставщика (собрание учредителей, совет директоров и т. д.). Такое требование обусловлено тем, что заказчику важно понимать, что крупная сделка, которая оказывается за рамками обычной хозяйственной деятельности, не приведет исполнителя к банкротству и срыву государственного контракта. Говоря по-простому, бюджетной организации нужно подтверждение, что участник может исполнить дорогой контракт.

Для сделок, совершаемых в рамках принятой уставом хозяйственной деятельности, тоже необходимо одобрение. Как правило, оно содержит ограничение по сумме. Максимальная сумма такой операции не ограничивается законом, но у собственника должно быть понимание ее предела.

Документ, подтверждающий готовность принять участие в значительной закупке, поставщик предоставляет в составе основного пакета документов еще на этапе регистрации и получения статуса аккредитованной компании на федеральных торговых площадках. Проверить, соответствует ли документ требованиям, поможет образец решения о крупной сделке 44-ФЗ. В конце статьи вы найдете несколько примеров для различных организаций.

Проверяем критерии

Для обществ, акционерных или с ограниченной ответственностью, определены критерии оформления документов по одобрению условий договора. Если в учредительных документах общества только один участник, то за его подписью оформляется решение единственного участника об одобрении крупной сделки. Если же в обществе более двух учредителей, то вопрос решается на внеочередном собрании, при завершении которого оформляется протокол. В нем нужно отразить голоса всех участников.

На законодательном уровне данные документы регулируются Федеральными законами:

  1. Для обществ с ограниченной ответственностью действует Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (далее - Федеральный закон «Об ООО»), в нем обозначена информация о том, какой орган общества уполномочен принимать такое заключение.
  2. Для акционерных компаний действует Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 31.12.2005 № 208.

Проверяем форму и содержание

Статья 181.2 ГК раскрывает требования к содержанию таких документов. Образец решения о совершении крупной сделки законодательно не утвержден. Следует проверить, чтобы в нем были указаны:

  • кто является стороной соглашения и выгодоприобретателем;
  • максимальная сумма контракта;
  • предмет соглашения;
  • другие значимые условия договора.

Новые требования к решению об одобрении крупной сделки, в связи с изменениями в 14-ФЗ

Это новый повод отклонить заявки тех участников, которые не уследили за изменениями в нормативной базе.

Что изменилось?

С 1 сентября 2017 действует новая редакция 14-ФЗ, который регулирует деятельность ООО. В старой редакции не конкретизировано, сколько времени действует принятое решение, поэтому заказчик не мог отклонить заявку, если решение о крупной сделке было принято больше года назад.

В новой редакции внесли уточнения: сейчас в решении надо указывать срок его действия. В ином случае такое решение по умолчанию будет действовать в течение года со дня его принятия. Те же условия для АО появились в новой редакции 208-ФЗ с 30 июля 2017. Когда требуется решение об одобрении?

  • При регистрации на шести государственных электронных площадках и на большинстве коммерческих,
  • В открытом конкурсе (пп. «е» ч. 2 ст. 51 44-ФЗ),
  • В закрытом аукционе (пп. «д» ч. 2 ст. 88 44-ФЗ),
  • В электронном аукционе (п. 4 ч. 5 ст. 66 44-ФЗ).

Что делать?

  1. Если в вашем решении нет сроков, проведите собрание собственников и составьте новый протокол. Если собственник у организации один, он единолично выносит решение.
  2. Перешлите новый документ операторам ЭТП, на которых вы аккредитованы или зарегистрированы.
  3. Прикрепляйте к заявкам копии обновленного решения.

Можно ли участвовать в закупках без решения?

Спорный вопрос:

Может ли заказчик отклонить заявку, если в ней нет решения об одобрении крупной сделки, а закупка не является для участника крупной? Единой позиции нет. Заказчики часто отклоняют такие заявки, но арбитражные суды встают на сторону поставщика. Рекомендуем прикладывать решение в любом случае, чтобы сэкономить время на разбирательствах.

Решение об одобрении крупной сделки 44-ФЗ: порядок и образец

Статьи по теме

Что такое крупная сделка и в каких случаях оно может понадобиться, узнайте из статьи. Приведем образец решения об одобрении крупной сделки в зависимости от формы организации.

Что такое крупная сделка

Обратимся к профильным законам для того, чтобы понять, что такое крупная сделка. Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» гласит, что крупная — это такая операция, которая связана с приобретением или продажей имущества на сумму больше 10% уставного фонда предприятия или на сумму, в 50 тысяч раз превышающую минимальный размер оплаты труда.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» называет крупными сделки, которые:

  • связаны с покупкой или отчуждением любого имущества (в том числе учитываются займы, кредиты, залог и т.д.), балансовая стоимость которого превышает 25% стоимости активов общества;
  • связаны с передачей во временное владение или предоставлением прав использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации на условиях лицензии, если их стоимость больше 25% стоимости активов организации.

При этом в ФЗ говорится, что эти положения не применимы к обществам, в которых лишь один участник, и к договорам, совершение которых обязательно в соответствии с распоряжениями Правительства и другими нормативно-правовыми актами.

Также в фз дается понятие сделкам, не выходящим за пределы нормальной хозяйственной деятельности. Это те соглашения, которые часто проводят предприятия в этой сфере деятельности и которые не приводят к существенному изменению масштабов организации. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ » Об акционерных обществах » дает такое же определение КС, как и Закон № 14-ФЗ.

Когда нужно решение об одобрении крупной сделки

По закону № 44 этот документ может понадобиться в двух случаях:

  • при подаче заявки. Решение нужно предоставить, если это установлено в законе, учредительных документах организации-участника, и когда цена договора/контракта для ООО или АО подпадает под определение КС;
  • при аккредитации на электронной площадке.