Социальная поддержка населения. Государственная социальная поддержка граждан. Социальная защита населения Что относится к социальной поддержке

  • 06.03.2023

4.1. Понятие социальной поддержки

Вместе с тем единства в определении понятия «социальная поддержка» нет. На сегодняшний день сложились следующие подходы к определению понятия «социальной поддержки»: социальная поддержка – система мер по оказанию помощи некоторым категориям граждан, временно оказавшимся в тяжелом экономическом положении (частично или полностью безработные, учащаяся молодежь и др.), путем предоставления им необходимой информации, финансовых средств, кредитов, обучения, права защиты и введения иных льгот . Социальная поддержка сводится к оказанию помощи и, т.о., отождествляется с термином «социальная помощь»; социальная поддержка – деятельность, направленная на активизацию собственных сил и возможностей человека или группы по изменению своего материального и имущественного положения . Часто социальная поддержка рассматривается как нематериальный, информационный ресурс (содействие в поиске работы, трудоустройстве, получении профессии, обучении, поиску способов по выходу из сложившейся трудной жизненной ситуации и т.п.).

Наиболее часто в литературе происходит отождествление понятия «социальная поддержка» с понятиями «социальное/материальное обеспечение» и «социальная помощь». Это обусловлено тем, что социальная поддержка может осуществляться в различных формах – как денежной (сходство с обеспечением), так и натуральной (сходство с помощью), а также нематериальной. Вместе с тем, есть существенные отличия как от социального обеспечения, так и от социальной помощи.

В отличие от социального обеспечения меры социальной поддержки, предоставляемые в денежной форме, не являются основным источником средств к существованию (в среднем размер 300-500 руб.). В отличие от социальной помощи, предоставление которой носит, как правило, разовый характер или осуществляется с определенной периодичностью (1 раз в 6 мес. – материальная помощь студентам, гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, работникам организаций и т.п.), меры социальной поддержки могут предоставляться на постоянной основе, пожизненно, до момента утраты необходимого статуса и т.п.

Реализация социальной поддержки граждан в субъектах РФ в полном объеме фактически началась с 1 января 2005 года, когда вступил в силу федеральный закон о замене льгот и компенсаций мерами социальной поддержки, т.е. с момента вступления в силу ФЗ № 122, получившего название «о монетизации льгот». Реализация закона обусловила формирование региональных систем социальной защиты населения, включая и подсистему социальной поддержки.

Так, в 2005-2006 годах в Омской области был принят ряд законов, направленных на социальную поддержку отдельных категорий граждан. В 2008 году принят региональный закон, объединивший основные положения и направления социальной защиты и, в том числе, социальной поддержки отдельных категорий граждан – «Кодекс о социальной защите отдельных категорий граждан Омской области». Однако, ни в одном из нормативно-правовых актов понятие «социальная поддержка» не раскрывается.

Вместе с тем, социальная поддержка в целом может быть рассмотрена как система материальных и нематериальных мер, предоставляемых отдельным категориям граждан, с целью повышения их уровня и качества жизни. Безусловно, социальная поддержка может быть рассмотрена и как деятельность различных субъектов по предоставлению этих мер.

Субъектами социальной поддержки могут являться государственные (федеральные и региональные) и муниципальные органы исполнительной власти, общественные организации и хозяйствующие субъекты. Основным субъектом, разрабатывающим систему мер социальной поддержки и организующим их предоставление в Омской области является Министерство труда и социального развития, непосредственное предоставление мер социальной поддержки осуществляется во многофункциональных центрах и отделах социальной защиты Управлений Министерства.

Правовую основу социальной поддержки в Омской области составляют: федеральное законодательство (ФЗ «О Ветеранах», «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О реабилитации жертв политических репрессий» и др.) и подзаконные акты, устанавливающие порядок и условия предоставления мер; региональное законодательство (Кодекс о социальной защите отдельных категорий граждан Омской области, о звании «Ветеран Омской области» и др.) и подзаконные акты (Постановления Правительства ОО и Указы Губернатора, определяющие порядок и условия назначения, предоставление дополнительных мер отдельным категориям); ведомственные нормативно-правовые акты (приказы об утверждении форм документов, порядка и условий предоставления мер и т.п.). Финансирование осуществляется за счет средств бюджета ОО, субвенций федерального бюджета.

Предыдущая

Меры социальной поддержки и льготы для граждан Москвы установлены Законом г. Москвы от 3 ноября 2004 г. N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы" (в дальнейшем по тексту - Закон N 70) для категорий граждан, отнесенных к полномочиям субъектов РФ, в числе которых:

  1. ветераны труда (статья 3);
  2. ветераны труда и приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года лица;
  3. реабилитированные лица;
  4. граждане, признанные пострадавшими от политических репрессий, - дети, супруги (не вступившие в повторный брак), родители лиц, расстрелянных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно.

Законом N 70 определены также дополнительные меры социальной поддержки следующих льготных категорий граждан, являющихся федеральными льготниками, в числе которых:

  1. Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического Труда и полные кавалеры орденов Славы и Трудовой Славы трех степеней;
  2. инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды боевых действий и приравненные к ним лица;
  3. участники Великой Отечественной войны;
  4. участники боевых действий;
  5. лица, работавшие на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
  6. лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
  7. ветераны боевых действий;
  8. члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий; военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), а также погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
  9. бывшие несовершеннолетние узники фашизма - бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;
  10. инвалиды, имеющие I, II, III степень ограничения способности к трудовой деятельности (или I, II, III группу инвалидности);
  11. дети-инвалиды в возрасте до 18 лет;
  12. граждане, пострадавшие вследствие воздействия радиации;
  13. граждане, награжденные знаком "Почетный донор России" или "Почетный донор СССР".

Законом N 70 сохранены также меры социальной поддержки следующих категорий граждан, установленных нормативными правовыми актами города Москвы:

  1. инвалиды I и II групп (или имеющие III и II степень ограничения способности к трудовой деятельности) по зрению;
  2. участники обороны Москвы;
  3. лица, награжденные медалью "За оборону Москвы";
  4. лица, непрерывно трудившиеся в Москве в период обороны города с 22 июля 1941 года по 25 января 1942 года;
  5. одинокие пенсионеры и семьи, состоящие из пенсионеров (женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет);
  6. семьи пенсионеров, на иждивении которых есть дети в возрасте до 18 лет;
  7. члены семей реабилитированных, пострадавшие в результате репрессий;
  8. участники предотвращения Карибского кризиса 1962 года;
  9. пенсионеры (не относящиеся к другим льготным категориям).

Право бесплатного проезда на территории Московской области транспортом общего пользования по маршрутам в соответствии с перечнем, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 19.01.2005 N 24/3 "Об обслуживании транспортом общего пользования отдельных категорий граждан при реализации мер социальной поддержки", установлено отдельным категориям граждан, проживающих в городе Москве, согласно приложению к Постановлению Правительства Московской области от 20 января 2005 г. N 25/4 "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, имеющих место жительства на территории города Москвы".

Размеры отдельных социальных выплат на 2015 год установлены Постановлением Правительства Москвы от 9 декабря 2014 г. N 735-ПП "Об установлении размеров отдельных социальных выплат на 2015 год".

Меры социальной поддержки, предоставляемые Пенсионным Фондом РФ

Меры социальной поддержки, предоставляемые Пенсионным Фондом РФ, охватывают категории граждан, относящихся к “федеральным” льготникам, которым Пенсионный Фонд назначает и выплачивает ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ). Отдельным категориям граждан ПФ РФ устанавливает к пенсиям, назначенным в соответствии с российским законодательством, дополнительное ежемесячное материальное обеспечение .

Меры социальной поддержки пожилых граждан, установленные Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами", Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2007 г. N 343 "Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет", также обеспечиваются Пенсионным Фондом РФ.

повышение эффективности социальных пособий и предоставление других форм помощи малоимущим семьям на основе принципа адресности;

расширение рынка и повышение качества предоставляемых социальных услуг в целях обеспечения свободы выбора граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми социальными услугами;

расширение свободы выбора граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми социальными услугами.

Для реализации поставленных целей преобразования в системе государственной социальной помощи будут направлены на достижение следующих задач:

обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых семей, не обладающих возможностями для самостоятельного решения социальных проблем;

повышение эффективности социального обслуживания населения, в том числе за счет активного привлечения негосударственных организаций;

четкое разграничение и при необходимости перераспределение полномочий между различными уровнями власти в сфере социальной поддержки населения;

Будут разработаны и реализованы государственные меры по преодолению бедности, предусматривающие снижение ее уровня в среднесрочном периоде, предупреждение ее возрастания и распространения, в том числе с использованием различных механизмов и подходов к конкретным социально - экономическим группам населения.

В целях уточнения методологии определения прожиточного минимума как критерия бедности в соответствии с законодательством в условиях реформирования социальной сферы будет осуществляться актуализация потребительской корзины для основных социально - демографических групп населения с учетом практики экспертизы региональных потребительских корзин.

В основу реформ в сфере социальной поддержки населения будет положен принцип адресной направленности социальной помощи на основе проверки нуждаемости, сутью которой является сосредоточение государственных ресурсов на удовлетворении потребностей тех, кто наиболее в них нуждается.

Потребуется постепенный и взвешенный подход к пересмотру и отмене ряда льгот при введении адекватных компенсационных механизмов для малоимущих и наиболее уязвимых слоев населения.

Льготы, установленные для различных категорий работающих граждан (в частности, для работников правоохранительных органов, военнослужащих), будут переведены в форму денежных выплат.

При отказе от традиционно сложившегося уравнительного предоставления социальных льгот будут учитываться категории граждан, которые по своему физическому, возрастному состоянию лишены возможности самообеспечения. В этом случае социальные льготы будут трансформироваться в один из видов государственной социальной помощи.

Государственная социальная помощь будет оказываться только малообеспеченным семьям, чей совокупный доход ниже величины прожиточного минимума и находящимся в тяжелой жизненной ситуации. В связи с этим требуют совершенствования процедуры обязательной проверки нуждаемости ее получателей, а также обязательности использования всех возможностей для самостоятельного преодоления тяжелой жизненной ситуации. Предусматривается постепенное введение контрактной системы, предусматривающей встречные обязательства клиента при получении помощи (трудоустройство, участие в общественных работах, в программах социально - психологической реабилитации и др.).

Потребуется разграничить полномочия, права и ответственность в этой сфере между органами государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления. На федеральном уровне предполагается установить общие условия, правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи. В задачи федеральных органов исполнительной власти входит формирование законодательной нормативной базы, определяющей параметры бедности и механизмы ее преодоления, разработка методик адресного порядка оказания государственной социальной помощи и контроль за его осуществлением, проверка законности принимаемых на региональном уровне решений. Функции определения размеров и видов оказания социальной помощи, а также установления дополнительных условий для получения нуждающимися гражданами социальной помощи предполагается передать на региональный уровень. Непосредственное предоставление социальной помощи целесообразно осуществлять органами местного самоуправления, так как по своей природе они максимально приближены к населению.

Сохраняется актуальность решения задачи определения потребности субъектов Российской Федерации в финансировании адресной социальной помощи с учетом необходимости межбюджетного выравнивания. При этом финансирование государственной социальной помощи, предусмотренное законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, должно осуществляться из бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации.

Для усиления государственной помощи гражданам, имеющим детей, будут приняты меры по обеспечению своевременной и в полном объеме выплаты ежемесячных пособий.

В последние годы увеличилась численность граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в комплексных мерах социальной поддержки (инвалиды, военнослужащие, принимавшие участие в боевых действиях, лица без определенного места жительства, граждане старшего поколения, безнадзорные и беспризорные дети).

Целью государственной политики в отношении указанных категорий социально уязвимых граждан является создание условий для реализации и обеспечения им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством. В частности, необходимо принятие мер по повышению социального статуса и уровня материального обеспечения военнослужащих, членов их семей, ветеранов Вооруженных Сил Российской Федерации, созданию государственной системы медико - социальной и медико - психологической реабилитации участников боевых действий, жертв вооруженных конфликтов и чрезвычайных ситуаций.

В связи с ростом численности граждан, имеющих инвалидность, прежде всего детей, возросла потребность в проведении их медицинской, профессиональной и социальной реабилитации. Приоритетными направлениями в среднесрочный период будут являться:

Предполагается дальнейшее развитие программно - целевых и конкурсных механизмов финансирования деятельности по предоставлению населению социальных услуг с целью обеспечения равного доступа к государственному финансированию для государственных и негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги.

Предусматривается разработать общие требования к деятельности государственных, муниципальных, частных и иных учреждений, предоставляющих различные виды социальных услуг, на основе государственных стандартов социального обслуживания и системы оценки качества выполнения социальных программ; использовать наряду с государственным финансированием частные благотворительные средства; развивать самоокупаемость социальных услуг в сферах, где для этого существуют необходимые предпосылки.

В целях обеспечения эффективного управления процессами в социальной сфере будет продолжена работа по комплексной информатизации социальной сферы, которая позволяет создать единую систему сбора, хранения и представления информации, характеризующей состояние социальной сферы Российской Федерации.

Смягчить негативные последствия бедности населения страны, снизить социальное неравенство, предотвратить иждивенчество, повысить эффективность социальных пособий, предоставить помощь в разной форме малоимущим семьям по принципу адресности, расширить рынок социальных услуг и повысить их качество для обеспечения свободы выбора граждан, которые пользуются субсидируемыми или бесплатными социальными услугами, - на всё это и направлены меры социальной поддержки. Это должно было бы быть обеспечением максимальной по эффекту защиты всех социально уязвимых людей страны, тех, которые не могут самостоятельно решить свои проблемы.

В планах

Эффективность социального обслуживания собственного народа должна быть гораздо большей, но меры социальной поддержки - это далеко не первая из забот современного общества нашей страны. Нет чёткого разграничения и перераспределения полномочий на всех уровнях власти, а потому в этой сфере не наблюдается ощутимых улучшений. Привлечение негосударственных организаций, конкурсное финансирование с альтернативными источниками и применение этого во всех видах социальной помощи - вот это меры социальной поддержки. Но всё перечисленное пока только в планах. Много говорится о том, что разрабатываются и будут реализованы государственные проекты по преодолению бедности, что ориентировочно её уровень снизится в среднесрочный период. Будут приниматься и другие меры социальной поддержки. Это поможет предупреждать бедность и не давать ей путей к разрастанию.

Планируется использование самых разных механизмов в подходе к определённым группам населения, социально и экономически неблагополучным. Прежде всего будет уточняться методология в определении прожиточного минимума и критериев бедности соответственно законодательству. Значит, действенное предоставление мер социальной поддержки состоится ещё не скоро, только после изучения вопроса критериев. При условии реформирования социальной среды возможна актуализация потребительской корзины, а потому будут практиковаться экспертизы потребительских корзин по регионам. Именно это теперь советуют пришедшим за помощью в учреждения социальной защиты: "Не нужно покупать дорогой стиральный порошок, лучше выбирать хозяйственное мыло, а зубы чистить зубным порошком, который значительно дешевле всех паст. В рационе должно быть больше макаронных изделий, поскольку мясо и овощи дорогие". И эти советы иногд дэ - самое действенное предоставление мер социальной поддержки.

Адресная направленность

Прежде всего нужна основательная проверка нуждаемости. На этом строятся реформы в данной сфере, о чём говорит и закон о мерах социальной поддержки. Торжествовать принцип адресной направленности любого вида социальной помощи, суть которой в том, чтобы удовлетворить потребности наиболее нуждающихся, будет ещё не скоро. Нужен постепенный подход к пересмотру работающих льгот и их отмене, как только появятся адекватные компенсационные механизмы для помощи самым малоимущим и наиболее уязвимым слоям населения страны. Закон о мерах социальной поддержки говорит о льготах, которые установлены по отношению к различным категориям работающих, например военнослужащих и работающих в правоохранительных органах. От традиционных и уже сложившихся уравнительных социальных льгот в будущем придётся отказаться совсем, а пока этот процесс только набирает ход. Абсолютно вся помощь будет выдаваться в денежной форме.

Тем не менее будут учитываться те категории населения, которые по возрастному или физическому состоянию не имеют возможности обеспечивать себя сами. В таких случаях меры дополнительной социальной поддержки будут трансформироваться в другие виды помощи. Государственную поддержку будут получать только самые у которых совокупный доход получается ниже прожиточного минимума, и которые находятся в тяжёлой жизненной ситуации. Именно поэтому процедура обязательной проверки нуждаемости требует совершенствования для убеждения в том, что нуждающийся в помощи использовал все возможности для того, чтобы преодолеть тяжёлую жизненную ситуацию самостоятельно. Только тогда меры социальной поддержки отдельных категорий граждан станут действенными. Будет постепенно вводиться которая предусматривает при получении помощи встречные обязательства со стороны клиента: общественные работы, трудоустройство, социально-психологическая реабилитация и тому подобное.

Задачи властных структур

Власти должны обязательно разграничить полномочия, ответственность и права в данной сфере между государственной властью РФ, ее субъектами и местным самоуправлением. Федеральный уровень предполагает установление общих условий, правовых и организационных основ, на которых применяются меры социальной поддержки. Социальные услуги основываются на нормативной законодательной базе, формированием которой и будут заниматься федеральные власти. Именно они определят параметры существующей бедности и те механизмы, которые смогут её преодолеть. Их же прерогативой является разработка методик только адресного порядка по оказанию государственной помощи. Федеральные власти также будут осуществлять контроль на всех этапах поддержки, проверять законность решений, которые принимаются на региональных уровнях.

А вот конкретные меры социальной поддержки граждан, размеры и виды оказываемой помощи, дополнительные условия для её получения будут определяться на региональном уровне. Местное самоуправление будет непосредственно эту помощь предоставлять, поскольку оно по своей природе максимально приближено к населению. Главное - решить задачу в определении потребностей субъектов РФ относительно финансирования социальной помощи и при этом учитывать необходимость выравнивания субсидий между бюджетами. Несмотря на всё вышеизложенное, государственная социальная помощь будет всегда осуществляться из бюджетов субъектов РФ.

Категории малоимущих граждан

Чтобы усилить меры социальной поддержки детей и увеличить государственную помощь гражданам, будет обеспечена своевременно и в полном объёме выплата ежемесячного пособия. Численность людей, которые в данный момент находятся в трудной ситуации и нуждаются в немедленных решениях о мерах социальной поддержки отдельных слоёв населения, за последние годы значительно возросла. Это, прежде всего, беспризорные и безнадзорные дети, старики, лица без места жительства, военные, которые принимали участие в боевых действиях, инвалиды. Поэтому цель государственной политики - создать условия для обеспечения им равных возможностей для реализации экономических, гражданских, политических свобод и прав, которые предусматривает Конституция РФ и действующее законодательство.

Однако будет ли когда-нибудь эта благая цель достигнута? Судя по всё более возрастающей волне бюрократизма, которая захлестнула все структуры, занимающиеся социальной помощью, вряд ли скоро. Прежде всего необходимо повысить социальный статус таких людей, поднять уровень их материального обеспечения. Это касается даже военнослужащих, ветеранов ВС РФ. На сегодняшний день очень слабыми оказываются меры социальной поддержки многодетным. Им нужна гораздо большая медицинская профессиональная помощь и гораздо более высокое денежное пособие. Стране пора всерьёз задуматься о мерах социальной поддержки семьи, и, конечно, не только многодетной, но её - в первую очередь.

Инвалидам

В среднесрочном периоде приоритетными направлениями социальной помощи будут являться: реабилитация инвалидов, для чего планируется совершенствование служб медицинской экспертизы; производство средств, облегчающих быт и труд - протезных, ортопедических и других вспомогательных технических изделий, повышение их качества и расширение ассортимента; доступность сооружений и зданий для инвалидов, а также транспорта, информации, связи и тому подобного. Для выполнения этих задач социальная сфера должна рассмотреть многие вопросы: расширить рынок и повысить качество услуг, которые сейчас предоставляются, децентрализовать систему социальной службы и развивать негосударственный сектор.

В государственных планах - развитие программ конкурсных и целевых механизмов по финансированию деятельности социальных служб. Для предоставления социальных услуг инвалидам должен быть равный доступ к госфинансированию не только государственных, но и негосударственных учреждений и организаций. Нужна разработка общих требований к деятельности частных, муниципальных, государственных и иных учреждений, которые предоставляют разные виды социальных услуг, чтобы эти требования отвечали государственным стандартам по обслуживанию, чтобы работала система оценки качества при выполнении социальных программ.

Что такое социальная поддержка?

Понятие социальной поддержки появилось после принятия в августе 2004 года 122, где были обозначены изменения в законодательных актах РФ. Закон и изменения в нём касались принципов организации исполнительных и представительных органов власти в субъектах РФ. Меры социальной поддержки - это то, что ранее называлось льготами, но понимается под этими терминами одно и то же: когда отдельные категории населения получают некие блага или услуги без оплаты или с частичной оплатой. Большая часть этих льгот не была закреплена материально, в основном это только декларировалось (например, ветераны ВОВ - без очереди).

Меры социальной поддержки - это полное соответствие нормам закона и гарантия государства, их назначают особым категориям граждан либо за заслуги, либо по специфическим потребностям, предоставляют их и в натуральной, и в денежной форме. Социальная поддержка предоставляется периодически либо ежемесячными денежными выплатами, либо по мере необходимости натуральной выдачей. Устанавливают помощь и бессрочно, и на определённый срок с целью частично компенсировать дополнительные затраты или поддержать здоровье граждан. Размер социальной поддержки закон определяет в твёрдой сумме.

Федеральные льготники

Поскольку теперь социальная поддержка является самостоятельным видом социального обеспечения, который состоит в предоставлении особым категориям граждан периодических выплат деньгами или натурой, всех людей, имеющих право на социальную поддержку, поделили на две группы.

Первая группа - льготники федеральные:

  • герои СССР или России, соц. труда;
  • полные кавалеры ордена Славы и Трудовой Славы;
  • бывшие узники фашизма - инвалиды войны, военнослужащие, которые проходили службу не в армии, а также трудившиеся на военных объектах во время войны (блокадники Ленинграда, бывшие участниками боевых действий, ветераны);
  • члены семей умерших и погибших участников войны;
  • инвалиды;
  • люди, пострадавшие от радиации;
  • почётные доноры.

Региональные льготники

Вторая группа - льготники региональные. Это и ветераны труда, люди, которые пострадали от репрессий и были реабилитированы. Федеральные льготники получают социальную поддержку в виде набора натуральных льгот и социальных услуг. Ликвидаторам последствий катастрофы в Чернобыле тоже предоставляются меры социальной поддержки. Это ежемесячные выплаты как возмещение причинённого здоровью вреда и денежная ежемесячная компенсация на приобретение товаров.

Если гражданин - ликвидатор последствий катастрофы в Чернобыле имеет право на две и более ежемесячных выплат, то получить он может только одну - по его выбору. Здесь исключением является только тот, кто подвергся воздействию радиации в Чернобыле или на полигоне Семипалатинска. Районный коэффициент не учитывается.

Социальные услуги

В наборе социальных услуг имеются следующие:

  • Для детей-инвалидов: по рецептам обеспечение всеми необходимыми лекарствами, медицинскими изделиями, лечебным питанием.
  • При медицинских показаниях предоставляются путёвки на санаторное и курортное лечение для профилактики заболеваний: гражданам - 18 дней, детям-инвалидам - 21 день, инвалидам с последствиями травм головного или спинного мозга - от 24 до 42 дней.
  • Бесплатный проезд на междугородном железнодорожном и пригородном транспорте до места лечения и обратно.

Социальные услуги предоставляются гражданам в период одного календарного года - от даты, когда гражданин приобрёл право на получение им социальных услуг и включительно до 31 декабря этого же года. От предоставления социальных услуг (или любой отдельной услуги) можно отказаться, написав заявление в Пенсионный фонд РФ (в территориальное отделение).

Федеральный регистр

Чтобы реализовать права граждан на получение социальной поддержки, в том числе ежемесячных выплат, и обеспечить качественное и эффективное расходование средств, которые направляются на эти цели, заполняется Федеральный регистр тех лиц, которые имеют право получать государственную социальную помощь. В этом регистре содержится основная информация о гражданах, в том числе следующая:

  • Номер лицевого счёта пенсионного страхования.
  • Имя, отчество, фамилия и обязательно фамилия, данная при рождении.
  • Дата рождения.
  • Адрес места жительства, в том числе и фактического.
  • Номер и серия паспорта или другого удостоверения личности с датой выдачи этого документа.
  • Дата включения гражданина в Федеральный регистр имеющих право получать государственную социальную помощь.
  • Категория.
  • Реквизиты документа, который подтверждает отнесение к данной категории этого гражданина.
  • Другие сведения.

Федеральный закон от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ установил, что при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации субъекты РФ и муниципальные образования должны соблюдать следующие принципы:

  • обеспечить сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств;
  • сохранить стабильность правового регулирования , чтобы поддержать доверие граждан к закону и действиям государства ;
  • предоставить гражданам возможность адаптироваться к изменениям в течение разумного переходного периода посредством установления временного регулирования общественных отношений;
  • не допускать нарушения прав и свобод третьих лиц при осуществлении гражданами социальных прав и свобод.

Очень важно, чтобы студенты понимали значение указанных принципов и умели раскрыть их содержание.

К мерам социальной поддержки отдельных категорий граждан относятся:

  • ежемесячная денежная выплата;
  • предоставление социальных услуг без оплаты или на льготных условиях.

2) ветераны труда и приравненные к ним лица по состоянию на 31.12.2004 г. лица, а именно:

  • награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж , необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет;
  • начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин;
  • ветераны военной службы ;
  • имеющие удостоверение «Ветеран труда»;

3) реабилитированные лица, к которым относятся:

  • подвергшиеся репрессиям в виде лишения свободы , ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы , в том числе в «рабочих колоннах НКВД», иным ограничениям прав и свобод , необоснованно помещавшиеся в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированные;
  • дети , находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, либо оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам, и впоследствии реабилитированные;

4) граждане, признанные пострадавшими от политических репрессий, - дети, супруги (не вступившие в повторный брак), родители лиц, расстрелянных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно.

При наличии права на ежемесячную городскую денежную выплату по нескольким основаниям предоставляется одна - самая высокая по размеру.

Индексация размера ежемесячной денежной выплаты производится в соответствии с Законом г. Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий год. В соответствии с Распоряжением Правительства г.Москвы от 26.03.2007 г. размер ежемесячной денежной выплаты с учетом индексации на 7,5% с 01.04.2007 г. составлял:

  1. реабилитированным лицам и гражданам, признанным пострадавшими от политических репрессий, - 433 руб. в месяц;
  2. труженикам тыла - 371 руб. в месяц;
  3. ветеранам труда и ветеранам военной службы - 247 руб. в месяц.

Гражданам, отказавшимся от получения городских мер социальной поддержки в натуральной форме, производились ежемесячные денежные выплаты в следующих размерах:

  • 115 руб. в месяц - вместо бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси);
  • 345 руб. в месяц - вместо бесплатного отпуска лекарств по рецептам врачей;
  • 175 руб. в месяц - вместо 50% скидки со стоимости лекарств, приобретаемых по рецептам врачей;
  • 60 руб. в месяц - вместо льготного проезда железнодорожным транспортом пригородного сообщения.

Органами социальной защиты составлен и ведется общегородской регистр получателей мер социальной поддержки. Он содержит сведения о гражданах, постоянно проживающих в Москве и имеющих право на получение социальной поддержки (помощи).

Регистр и Реестр получателей являются информационными ресурсами г.Москвы и имеют статус официальных источников городской информации.

Закон г. Москвы от 03.11.2004 г. № 70 предусматривает также дополнительные меры социальной поддержки льготных категорий граждан, являющихся получателями государственной социальной поддержки за счет средств федерального бюджета:

  1. Героев СССР и РФ, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров орденов Славы и Трудовой Славы трех степеней;
  2. инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий и приравненных к ним лиц;
  3. участников Великой Отечественной войны;
  4. лиц, работавших на объектах противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог;
  5. лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  6. ветеранов боевых действий и другие категории льготников.

К дополнительным мерам социальной поддержки «федеральных льготников» относятся:

  • право на бесплатный проезд в г. Москве на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси);
  • право на бесплатный проезд железнодорожным пригородным транспортом;
  • 50% скидка по оплате жилищно-коммунальных услуг в порядке, устанавливаемом Правительством Москвы;
  • абонентам телефонных сетей ежемесячная денежная компенсация на оплату услуг местной телефонной связи, предоставляемых на территории г.Москвы, в размере 190 рублей. Размер указанной компенсации на последующие годы определяется законом о бюджете г.Москвы на очередной финансовый год и (или) иными нормативными правовыми актами органов государственной власти г. Москвы;
  • бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) и др.

Студенты должны знать круг лиц, имеющих право на получение социального пособия, размеры пособий, установленные в субъектах РФ по месту их жительства.

Cоциальная поддержка лиц, имеющих особые заслуги перед государством

Российская Федерация признает особые заслуги перед государством граждан , удостоенных государственных наград и почетных званий (Героев Советского Союза и Российской Федерации, полных кавалеров Ордена Славы, Героев Социалистического Труда, полных кавалеров Ордена Трудовой Славы и других). В целях обеспечения экономического и социального благополучия для них и членов их семей установлены дополнительные меры социальной поддержки.

Героям Советского Союза и Российской Федерации, полным кавалерам Ордена Славы, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам Ордена Трудовой Славы предоставляются следующие меры социальной поддержки:

  • право на первоочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях всех типов;
  • первоочередное обеспечение лекарствами, доставка по заключению врача лекарств на дом;
  • бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением зубных протезов, изготовленных из драгоценных металлов) в лечебно-профилактических учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения;
  • первоочередное получение санаторно-курортных путевок один раз в год;
  • освобождение от оплаты жилья и жилищно-коммунальных услуг в домах любой формы собственности ;
  • компенсация расходов на оплату пользования домашним телефоном в полном объеме;
  • первоочередное улучшение жилищных условий при предоставлении жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда с предоставлением при этом дополнительной жилой площади до 15 кв.м.;
  • бесплатное предоставление в собственность земельных участков для индивидуального жилищного и дачного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества в размерах, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, но не менее чем 0,08га в городах и поселках городского типа и 0,25 га в сельской местности.
  • бесплатное пользование городским пассажирским транспортом (трамвай, автобус, троллейбус, метрополитен, водные переправы), поездами пригородного сообщения, а в сельской местности - автобусами внутриобластных линий;
  • и другие.

Вместо перечисленных мер социальной поддержки по заявлению лиц, награжденных почетными званиями, может предоставляться ежемесячная денежная выплата (ЕДВ). С 01.03.2008 г. размер ЕДВ составляет 31637 руб. 52 коп. для Героев Советского Союза или Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы, 23327 руб. 50 коп. для Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы. Граждане Российской Федерации, неоднократно удостоенные указанных званий, имеют право на одну ежемесячную денежную выплату. ЕДВ индексируется в таком же порядке, как и БЧ части трудовой пенсии .

В случае смерти Героя Советского Союза или Российской Федерации, Героя Социалистического Труда, полного кавалера ордена Славы или ордена Трудовой Славы члены его семьи имеют право подать в территориальный орган ПФР заявление об отказе от мер социальной поддержки (льгот) и о выборе ежемесячной денежной выплаты. К членам семьи относятся вдова (вдовец), родители , несовершеннолетние дети и дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения.

Размер ЕДВ каждому члену определяется путем деления размера ежемесячной денежной выплаты, установленной Героям Советского Союза или Российской Федерации, Героям Социалистического Труда, полным кавалерам ордена Славы или ордена Трудовой Славы, на количество членов его семьи.

ЕДВ назначается и выплачивается территориальным органом ПФР. Выплата производится с 1 января года, следующего за годом подачи заявления. Заявление об установлении ЕДВ на следующий календарный год подается до 1 октября текущего года.

Наряду с выплатой ЕДВ за указанными лицами, сохраняется право на:

  • первоочередное обслуживание в амбулаторно-поликлинических учреждениях всех типов и видов; внеочередную госпитализацию, лечение в медицинских учреждениях всех типов;
  • первоочередное обеспечение лекарствами, приобретаемыми по рецептам врача, доставку по заключению врача лекарств на дом;
  • первоочередное получение путевки в санаторий, профилакторий или дом отдыха один раз в год;
  • внеочередную установку домашнего телефона и оборудование жилья средствами вневедомственной охранной сигнализации.

Члены семей Героев Советского Союза или Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров Ордена Трудовой Славы освобождаются от оплаты жилья и жилищно-коммунальных услуг в домах любой формы собственности.

Общественные благотворительные объединения (организации) Героев Советского Союза или Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы, состоящие только из указанных лиц и созданные для решения вопросов их социальной защиты, пользуются налоговыми льготами, а также имеют право на получение оборудованных телефонной связью помещений за счет средств федерального бюджета . Они освобождены от оплаты эксплуатационных расходов и коммунальных услуг. Кроме того, им компенсируются в полном объеме расходы на оплату телефона.

Источником финансирования мер социальной поддержки и ЕДВ для указанных лиц и членов их семей являются средства федерального бюджета.

б) заявление нетрудоспособного гражданина о согласии на осуществление за ним ухода конкретным лицом. Подлинность подписи нетрудоспособного гражданина может подтверждаться актом органа, осуществляющего выплату пенсии . Если уход осуществляется за ребенком-инвалидом или недееспособным лицом, то заявление подается его законным представителем. Ребенок-инвалид, достигший 14 лет, вправе подать заявление от своего имени. От родителей , осуществляющих уход за ребенком-инвалидом, такое заявление не требуется;

в) справка органа, осуществляющего выплату пенсии, по месту жительства либо месту пребывания лица, осуществляющего уход, о том, что пенсия этому лицу не назначалась;

г) справка органа службы занятости по месту жительства лица, осуществляющего уход, о неполучении им пособия по безработице ;

д) справка об инвалидности, либо выписка из акта освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы;

е) медицинское заключение о признании ребенка в возрасте до 18 лет инвалидом;

ж) заключение лечебного учреждения о нуждаемости престарелого гражданина в постоянном постороннем уходе.

В случае если такие документы имеются в пенсионном деле нетрудоспособного гражданина, их представление не требуется.

Одновременно предъявляются паспорт и трудовая книжка лица, осуществляющего уход, а также трудовая книжка нетрудоспособного гражданина.

Решение о назначении компенсационной выплаты принимается органом, осуществляющим выплату пенсии, в течение 10 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами. В случае отказа в назначении должны быть указаны причины отказа и порядок обжалования вынесенного решения.

Компенсационная выплата назначается с месяца подачи заявления со всеми необходимыми документами в орган.

Выплаты прекращается в следующих случаях:

  • смерти нетрудоспособного гражданина либо лица, осуществлявшего уход, а также признание их в установленном порядке умершими или безвестно отсутствующими;
  • прекращения осуществления ухода;
  • назначения лицу, осуществляющему уход, пенсии независимо от ее вида и размера или пособия по безработице;
  • выполнения лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы;
  • истечения срока , на который была установлена I группа инвалидности либо категория «ребенок-инвалид»;
  • достижения ребенком-инвалидом возраста 18 лет, если ему по достижении этого возраста не установлена I группа инвалидности;
  • помещения нетрудоспособного гражданина в государственное или муниципальное стационарное учреждение социального обслуживания;
  • лишения родителя, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом, родительских прав .

Лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты. Выплата прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили перечисленные обстоятельства.

Суммы назначенной компенсационной выплаты, не полученные своевременно, выплачиваются за прошлое время, но не более чем за 3 года. Суммы назначенной компенсационной выплаты, не выплаченные своевременно по вине органа, осуществляющего выплату пенсии, выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.