Внешняя торговля и внешнеторговая политика кем работать. Внешняя торговля. Условия внешней торговли

  • 06.03.2023

Внешняя торговля характеризуется рядом показателей, важнейшими из которых являются экспортная и импортная квота (показатели, характеризующие значимость экспорта и импорта для экономики страны), стоимостный объем экспорта и импорта, динамика и структура внешней торговли.

Динамика внешней торговли характеризует изменение темпов развития экспорта и импорта, структура - товарное наполнение внешнеторговых потоков, выраженное большими группами товаров.

Существует множество видов внешней торговли - встречная (бартерные сделки, встречные закупки, компенсационные соглашения, клиринг и др.), торговля через посредников^ (простых и поверенных комиссионеров, агентов), биржевая, аукционная, международные торги (тендеры).

Успешное развитие внешней торговли всех стран во многом определяется уровнем цен на мировом рынке. Мировая цена товара, поступающего во внешнеторговый оборот, является денежным выражением интернациональной стоимости товара. Особенности ценообразования на мировом рынке заключаются прежде всего в характерной для международной торговли множественности цен на аналогичные виды продукции. Цены на аналогичные товары зависят от места продажи, времени продажи, взаимоотношений между покупателем и продавцом, условий коммерческой сделки (контракта), характера рынка, источников ценовой информации, вида торговли.

Однако в основе процессов ценообразования лежит мировая цена. Мировые цены - это цены, по котором заключаются крупные экспортно-импортные сделки в главных центрах мировой торговли. В их основе лежат интернациональные издержки производства. Мировые цены формируются под определяющим влиянием условий производства в странах, которые являются основными поставщиками товаров на мировом рынке, а также под воздействием спроса и предложения на данный товар на мировом рынке.

Каждое государство проводит внешнеторговую политика политику, занимается регулированием внешней торговли. Основными формами, методами и инструментами при этом являются таможенно-тарифное регулирование, лицензирование, квотирование (установление определенных объемов), налоговые, валютно-финансовые, политические методы и др. Совокупность применяемых государством форм и методов определяет внешнеторговый режим. Внешнеторговый режим может быть режимом наибольшего благоприятствия (льготный для всех контрагентов), преференциальным (льготный для одной или группы стран) и национальным, при котором предоставляются льготы, которыми пользуются национальные фирмы.

В современном государственном регулировании внешней торговли постоянно взаимодействуют две тенденции: либерализация и протекционизм .

Либерализация означает движение в сторону все большей свободы торговли и отмены всевозможных ограничений. Протекционизм , напротив, предусматривает проведение политики защиты внутреннего рынка с помощью таможенных тарифов и нетарифных ограничений (квотирования импорта, лицензирования, антидемпинговых пошлин и пр.), которые представляют собой своеобразные барьеры на пути потоков товаров и услуг из страны или в страну. Важнейшим из них являются таможенные тарифы.

Таможенные тарифы - таможенные пошлины, которыми облагаются товары при пересечении государственной границы, - выполняют функции защиты национальных производителей от внешней конкуренции, выступают источником поступлений в государственный бюджет, служат средством совершенствования условий доступа национальных товаров на зарубежные рынки. Они подразделяются на импортные (взимаемые при ввозе товаров) и экспортные (при вывозе). Ставки таможенных пошлин могут устанавливаться в процентах к таможенной стоимости товаров, определяться в твердом размере за единицу облагаемых товаров (специфические ставки) и быть комбинированными (сочетают оба вида ставок).По мере снижения таможенных тарифов государства все более активно используют методы нетарифного регулирования, которых в настоящее время насчитывается более 50. Наибольшее распространение из них получили импортные квоты - количественные ограничения объема иностранной продукции того или иного вида, разрешенной ежегодно к ввозу в страну. Государство выдает ограниченное количество лицензий, разрешающих ввоз, и запрещает нелицензированный импорт. Если объем лицензированного импорта меньше, чем спрос на внутреннем рынке, то квота не только уменьшает объем импорта, но и приводит к превышению внутренних цен над мировыми. Неправильное установление квот может привести также к возникновению монополий или растрате ресурсов в стране.Выигрыши и потери стран - участников международной торговли - это один из важнейших объектов экономического анализа мирохозяйственных связей.

34.Макроэкономические проблемы переходной экономики

Существуют две различные концепции реализации этого перехода.

«Градуализм » предполагает проведение реформ медленно, шаг за шагом. Источником рыночных преобразований данная концепция видит государство, которое должно постепенно заменять элементы административно - командной экономики рыночными отношениями. На начальном этапе преобразований необходимо регулирование заработной платы, цен, контроль над внешними связями, банками, лицензирование менеджмента. По этому пути реформ довольно успешно шли Венгрия, Китай.

Противоположная «градуализму» концепция «шоковой терапии » построена в основном на либеральном подходе к регулированию экономической системы. Либерализм исходит из того, что рынок – самая эффективная форма экономической деятельности, способная к самоорганизации. Следовательно, преобразования переходного периода должны происходить с минимальным участием государства. Главная задача государства – поддержание устойчивости финансовой системы, так как без стабильной денежной единицы рынок существовать не может. Поэтому борьба с инфляцией – стержень либеральной доктрины.

Основным инструментом антиинфляционной политики сторонники либерального подхода и, в том числе, - монетаристы считают либерализацию цен и резкое сокращение государственных расходов. Именно этот, чрезвычайно болезненный для экономики шаг и называют «шоковой терапией». Выбор, который большинство стран с переходной экономикой делают в пользу «шоковой терапии» обусловлен объективными факторами. На начальном этапе переходного периода часто нет условий для реализации стратегии «градуализма».

Не существует единого пакета реформ, пригодного для всех переходных экономик, так как условия в них во многом различаются. Тем не менее, можно выделить общие элементы стратегии перехода к рыночной экономике.

1) Либерализация экономики

2) Макроэкономическая финансовая стабилизация

3) Институциональная трансформация

На рубеже 80-х – 90-х годов многие экономисты, занимавшиеся проблемой трансформации экономик командного типа и слаборазвитых экономик в направлении создания развитой экономики рыночного типа пришли к общему мнению о необходимости реализации целого ряда мер, которые позволили бы осуществить такую трансформацию. Этот комплекс мер получил название «вашингтонского консенсуса» и включал следующий список рекомендаций для стран, осуществлявших реформирование своих экономик:

1) бюджетная дисциплина (крупный и устойчивый бюджетный дефицит способствует инфляции и бегству капитала; следовательно, правительства должны удерживать его на минимальном уровне);

2) приоритеты общественным расходам (субсидии производственным предприятиям должны быть сокращены или отменены вовсе; правительственные затраты должны быть перенаправлены на образование, здравоохранение и развитие инфраструктуры);

3) налоговая реформа (база налогообложения "должна быть широкой", то есть все компании и предприниматели должны нести равномерную налоговую нагрузку, а предельные ставки налогов "должны быть умеренными");

4) процентные ставки (внутренние финансовые рынки должны определять размеры процентных ставок данной страны; ставки должны быть положительными поскольку в этом случае сокращается бегство капитала из страны и увеличиваются накопления);

5) обменные курсы валют (развивающиеся страны должны поддерживать обменные курсы на таком уровне, который бы стимулировал экспорт);

6) либерализация торговли (внешнеторговые тарифы должны быть минимизированы и никогда не должны применяться по отношению к промежуточным товарам, необходимым для производства экспорта);

7) прямые иностранные инвестиции (зарубежные инвестиции могут принести необходимый капитал и квалифицированное управление компаниями и потому должны поощряться);

8) приватизация (частная промышленность функционирует более эффективно, поскольку управляющие или "имеют прямую личную долю в прибылях предприятия", или "подотчетны тем, кто ее имеет"; государственные предприятия следует приватизировать);

9) дерегулирование (избыточное правительственное регулирование может способствовать коррупции и дискриминации более мелких предприятий, не располагающих широким доступом к высшим эшелонам бюрократии; правительства должны дерегулировать экономику);

10) обеспечение прав частной собственности (права частной собственности должны быть укреплены; слабые законы и плохая правовая система снижают стимулы к накоплению и аккумулированию богатства).

Среди важнейших условий, дополнивших список «вашингтонского консенсуса» в последние годы часто называют следующие;

Надежно функционирующая правовая система, основанная на развитом законодательстве, обеспечивающем правовые аспекты функционирования рыночной экономики;

Хорошо подготовленные и высокооплачиваемые государственные чиновники (это условие, в частности, способствует снижению коррупции);

Хорошо образованная рабочая сила и, следовательно, достаточно развитая система образования;

Отсутствие огромного разрыва в доходах наиболее богатой и наиболее бедной частей общества (наличие очень значительного разрыва является угрозой для политической стабильности общества и препятствием для роста инвестиций);

Эффективная телекоммуникационная система, что необходимо для надежной работы финансового сектора и других секторов экономики.

Экономика страны может быть открытой и закрытой.

Открытость экономики следует понимать как антипод автаркии, экономики самообеспечения, опоры на собственные силы в ее крайних проявлениях. Становление открытой экономики – объективная тенденция мирового развития. Действие в соответствии с принципами открытой экономики – это признание стандартов мирового рынка, действие в соответствии с его законами.

Преимуществами открытой экономики являются:

§ углубление специализации и кооперации производства;

§ рациональное распределение ресурсов в зависимости от степени эффективности;

§ распространение мирового опыта через систему международных экономических отношений;

§ рост конкуренции между отечественными производителями, стимулируемый конкуренцией на мировом рынке.

Открытая экономика предполагает целостность экономики, единый экономический комплекс, интегрированный в мировое хозяйство, мировой рынок. Открытая экономика – это ликвидация государственной монополии внешней торговли (по большинству позиций при сохранении государственного контроля), эффективное использование принципа сравнительных преимуществ в международном разделении труда, активное использование различных форм совместного предпринимательства, организация зон свободного предпринимательства.

Одним из важнейших критериев открытой экономики является благоприятный инвестиционный климат страны, стимулирующий приток капитальных вложений, технологий, информации в рамках, обусловленных экономической целесообразностью и международной конкурентоспособностью (на отраслевом и макроэкономическом уровнях). Открытая экономика предполагает разумную доступность внутреннего рынка для притока иностранного капитала, товаров, технологий, информации, рабочей силы.

Открытая экономика требует существенного вмешательства государства при формировании механизма ее осуществления на уровне разумной достаточности. Абсолютной открытости экономики нет ни в одной стране.

К количественным индикаторам открытости можно отнести удельный вес экспорта и импорта в валовом внутреннем продукте. Их комбинация дает представление о масштабах связей отдельных национальных экономик с мировым рынком. Так, отношение экспорта к ВВП определяется как экспортная квота.

Другим показателем открытости экономики, выражающим соотношение между импортом и валовым внутренним продуктом (ВВП), является показатель импортной квоты.

К числу более комплексных показателей открытости обычно относят внешнеторговую квоту (ВТК).

Открытая экономика – основное звено мирового хозяйства. Являясь по своему происхождению и по логике анализа производными от национальных хозяйств, международные экономические отношения оказывают существенное, а иногда и определяющее обратное воздействие на экономическую политику государств.

Согласно кейнсианской теории, общее уравнение открытой экономики выглядит следующим образом:

Y = С + J + G +Xn,

Xn – экспорт (X) минус импорт (Z).

Экспорт расширяет эффективный спрос, прибавляя к внутреннему зарубежный сбыт товаров и услуг, между тем как импорт замещает внутреннее потребление альтернативной зарубежной продукцией, т.е. возможности внутреннего рынка уменьшаются.

Открытость экономики усложняет государственное экономическое регулирование, снижает коэффициент его полезного действия, поскольку к взаимозависимости подключаются факторы внешнего ряда.

Международные сопоставления показывают, например, что склонность к импорту была в 60-80-е годы высокой у Швейцарии и Великобритании, но заметно более низкой у США и Японии. Мультипликатор возрастания национального дохода у этих стран обнаружил интересную последовательность: Швейцария - 1,3; Великобритания - 1,4; США 3,2; Япония - 3,7.

Для количественной оценки воздействия внешней торговли на рост национального дохода и валового национального продукта экономическая теория разработала и использует на практике модель внешнеторгового мультипликатора.

Первоначальное изменение экспорта порождает цепную реакцию, которая, уменьшаясь с каждым последующим циклом, дает эффект многократного усиления первоначального изменения.

Мультипликатор экспорта или простой мультипликатор внешней торговли (μ x) обусловлен внутренними процессами в сфере потребления и может быть определен через предельную склонность к потреблению (МPС) или предельную склонность к сбережению (МPS):

μ x = 1/MPC = 1/(1-MPS).

Влияние увеличения экспорта на объем производства определяется на основании формулы:

∆Y = μ x * ∆Хn.

Но международная торговля – это не только экспорт, но и импорт. И если учесть, что часть полученного экспортного дохода идет на импорт, то внутренняя покупательная способность сократится. Импорт действует как утечка, аналогично сбережениям (импорт имеет отрицательный знак). Поэтому анализировать импорт можно аналогично функции сбережения.

Предельная склонность к импорту (МPМ) – это отношение изменения объема импорта к изменению дохода.

Равновесный доход равен:

Торговая политика – это государственная политика, которая оказывает влияние на торговлю через налоги, субсидии и прямые ограничения на импорт или экспорт.

Государственное регулирование внешнеэкономических связей – это совокупность используемых государственными органами и службами форм, методов и инструментов воздействия на экономические отношения между странами в соответствии с государственными и национальными интересами.

Регулирующее воздействие государства осуществляется посредством принятия законов, постановлений и решений правительства.

Из истории известны два основных направления внешнеэкономической политики: протекционизм и фритредерство.

Фритредерство – это политика свободной торговли, отсутствие искусственных (установленных правительством) барьеров в торговле между отдель­ными лицами и фирмами разных стран. При этом таможенные органы выполняют только регистрационные функции, не взимаются экспортные или импортные пошлины, не устанавливаются какие-либо ограничения на внешнеторговый оборот.

Принцип свободной торговли был официальной экономической политикой Англии в XIX веке, а в его основу легла теория сравнительных преимуществ Рикардо. Такую политику может проводить страна с высокоэффективным хозяйством, при котором местные предприниматели способны выдерживать иностранную конкуренцию.

Протекционизм – это политика создания отечественным предпринимателям льготных условий деятельности по сравнению с иностранными, т.е. защита национальных производителей от иностран­ных конкурентов с помощью торговых барьеров.

Существуют 2 группы методов политики протекционизма:

1. Тарифные методы.

2. Нетарифные методы.

Нетарифные методы делятся на группы:

1. Административные меры или количественные ограничения: лицензирование (избирательная выдача лицензий); контингентирование; сертификация; запрет на импорт.

2. Технические меры (т.е. стандарты здравоохранения, безопасности и охраны окружающей среды): требования к маркировке и упаковке; ветеринарный и гигиенический контроль; определенные стандарты качества.

3. Экономические методы:

§ валютный контроль;

§ обеспечение уплаты таможенных платежей;

§ контроль над ценами (например, установление минимальной цены и расследование по ценам в слу­чае антидемпинговых мер);

§ государственная монополия на внешнюю торговлю;

§ государственные переговоры с экспортером о «добровольном» ограничении поставок в данную страну.

Применительно к международной торговле государство использует такие инструменты воздействия, как:

§ таможенные тарифы;

§ ограничительные условия;

§ межгосударственные договоры и соглашения;

§ мероприятия по стимулированию экспорта и импорта.

Свобода торговли обладает многими достоинствами:

1. Благодаря сво­бодной торговле, базирующейся на принципе сравнительных издержек, мировая экономика может достигнуть более эффективного размещения ресурсов. Если каждая страна будет специализироваться на производстве и экспорте тех товаров и услуг, в которых она имеет абсолютные или сравнительные преимущества, а ввозить из других стран товары и услуги, в которых ее преимущества невелики либо не существуют, то мировое производство, мировой экономический рост и эффективность использования ограниченных ресурсов достигнут максимума.

2. Свободная торговля ограничивает монополию и стимулирует конкуренцию.Возросшая конкуренция со стороны иностранных фирм заставляет местные фирмы переходить к производственным технологиям с наиболее низкими издержками.

3. Свободная торговля предоставляет потребителям возможность выбора из более широкого ассортимента продукции.

Протекционизм уменьшает или сводит на нет выгоды от специализации.Если страны не могут свободно торговать, они должны пе­ребросить ресурсы с эффективного (с низкими издержками) их ис­пользования на неэффективное в целях удовлетворения своих разнообразных потребностей.

Протекционизм уничтожает дух конкуренции, развивает привиле­гии и порождает ренту по положению.Он вреден и с точки зрения потребителя, которого он заставляет переплачивать за необходимые ему товары и услуги.

Существование противодействующих друг другу государств ставит перед национальными правительствами задачу обеспечения национальных интересов, в том числе за счет протекционистских мер. Практически любая страна применяет торговые ограничения.

Экономика страны может быть открытой и закрытой.

Открытость экономики следует понимать как антипод автаркии, экономики самообеспечения, опоры на собственные силы в ее крайних проявлениях. Становление открытой экономики – объективная тенденция мирового развития. Действие в соответствии с принципами открытой экономики – это признание стандартов мирового рынка, действие в соответствии с его законами.

Преимуществами открытой экономики являются:

Углубление специализации и кооперации производства;

Рациональное распределение ресурсов в зависимости от степени эффективности;

Распространение мирового опыта через систему международных экономических отношений;

Рост конкуренции между отечественными производителями, стимулируемый конкуренцией на мировом рынке.

Открытая экономика предполагает целостность экономики, единый экономический комплекс, интегрированный в мировое хозяйство, мировой рынок. Открытая экономика – это ликвидация государственной монополии внешней торговли (по большинству позиций при сохранении государственного контроля), эффективное использование принципа сравнительных преимуществ в международном разделении труда, активное использование различных форм совместного предпринимательства, организация зон свободного предпринимательства.

Одним из важнейших критериев открытой экономики является благоприятный инвестиционный климат страны, стимулирующий приток капитальных вложений, технологий, информации в рамках, обусловленных экономической целесообразностью и международной конкурентоспособностью (на отраслевом и макроэкономическом уровнях). Открытая экономика предполагает разумную доступность внутреннего рынка для притока иностранного капитала, товаров, технологий, информации, рабочей силы.

Открытая экономика требует существенного вмешательства государства при формировании механизма ее осуществления на уровне разумной достаточности. Абсолютной открытости экономики нет ни в одной стране.

К количественным индикаторам открытости можно отнести удельный вес экспорта и импорта в валовом внутреннем продукте. Их комбинация дает представление о масштабах связей отдельных национальных экономик с мировым рынком. Так, отношение экспорта к ВВП определяется как экспортная квота.

Другим показателем открытости экономики, выражающим соотношение между импортом и валовым внутренним продуктом (ВВП), является показатель импортной квоты.

К числу более комплексных показателей открытости обычно относят внешнеторговую квоту (ВТК).

Открытая экономика – основное звено мирового хозяйства. Являясь по своему происхождению и по логике анализа производными от национальных хозяйств, международные экономические отношения оказывают существенное, а иногда и определяющее обратное воздействие на экономическую политику государств.

Согласно кейнсианской теории, общее уравнение открытой экономики выглядит следующим образом:

Y = С + J + G + Xn ,

Xn – экспорт (X) минус импорт (Z).

Экспорт расширяет эффективный спрос, прибавляя к внутреннему зарубежный сбыт товаров и услуг, между тем как импорт замещает внутреннее потребление альтернативной зарубежной продукцией, т.е. возможности внутреннего рынка уменьшаются.

Открытость экономики усложняет государственное экономическое регулирование, снижает коэффициент его полезного действия, поскольку к взаимозависимости подключаются факторы внешнего ряда.

Международные сопоставления показывают, например, что склонность к импорту была в 60-80-е годы высокой у Швейцарии и Великобритании, но заметно более низкой у США и Японии. Мультипликатор возрастания национального дохода у этих стран обнаружил интересную последовательность: Швейцария - 1,3; Великобритания - 1,4; США 3,2; Япония - 3,7.

Для количественной оценки воздействия внешней торговли на рост национального дохода и валового национального продукта экономическая теория разработала и использует на практике модель внешнеторгового мультипликатора.

Первоначальное изменение экспорта порождает цепную реакцию, которая, уменьшаясь с каждым последующим циклом, дает эффект многократного усиления первоначального изменения.

Мультипликатор экспорта или простой мультипликатор внешней торговли (μ x) обусловлен внутренними процессами в сфере потребления и может быть определен через предельную склонность к потреблению (МPС) или предельную склонность к сбережению (МPS):

μ x = 1/MPC = 1/(1-MPS).

Влияние увеличения экспорта на объем производства определяется на основании формулы:

∆Y = μ x * ∆Хn.

Но международная торговля – это не только экспорт, но и импорт. И если учесть, что часть полученного экспортного дохода идет на импорт, то внутренняя покупательная способность сократится. Импорт действует как утечка, аналогично сбережениям (импорт имеет отрицательный знак). Поэтому анализировать импорт можно аналогично функции сбережения.

Предельная склонность к импорту P М) – это отношение изменения объема импорта к изменению дохода.

Равновесный доход равен:

Торговая политика это государственная политика, которая ока зывает влияние на торговлю через налоги, субсидии и прямые огра ничения на импорт или экспорт.

Государственное регулирование внешнеэкономических связей – это совокупность используемых государственными органами и службами форм, методов и инструментов воздействия на экономические отношения между странами в соответствии с государственными и национальными интересами.

Регулирующее воздействие государства осуществляется посредством принятия законов, постановлений и решений правительства.

Из истории известны два основных направления внешнеэкономической политики: протекционизм и фритредерство.

Фритредерство – это политика свободной торговли, отсутствие искусственных (установленных правительством) барьеров в торговле между отдельными лицами и фирмами разных стран. При этом таможенные органы выполняют только регистрационные функции, не взимаются экспортные или импортные пошлины, не устанавливаются какие-либо ограничения на внешнеторговый оборот.

Принцип свободной торговли был официальной экономической политикой Англии в XIX веке, а в его основу легла теория сравнительных преимуществ Рикардо. Такую политику может проводить страна с высокоэффективным хозяйством, при котором местные предприниматели способны выдерживать иностранную конкуренцию.

Протекционизм – это политика создания отечественным предпринимателям льготных условий деятельности по сравнению с иностранными, т.е. защита национальных производителей от иностранных конкурентов с помощью торговых барьеров.

Существуют 2 группы методов политики протекционизма:

1. Тарифные методы.

2. Нетарифные методы.

Нетарифные методы делятся на группы:

1. Административные меры или количественные ограничения: лицензирование (избирательная выдача лицензий); контингентирование; сертификация; запрет на импорт.

2. Технические меры (т.е. стандарты здравоохранения, безопасности и охраны окружающей среды): требования к маркировке и упаковке; ветеринарный и гигиенический контроль; определенные стандарты качества.

3. Экономические методы:

§ валютный контроль;

§ обеспечение уплаты таможенных платежей;

§ контроль над ценами (например, установление минимальной цены и расследование по ценам в случае антидемпинговых мер);

§ государственная монополия на внешнюю торговлю;

§ государственные переговоры с экспортером о «добровольном» ограничении поставок в данную страну.

Применительно к международной торговле государство использует такие инструменты воздействия, как:

§ таможенные тарифы;

§ ограничительные условия;

§ межгосударственные договоры и соглашения;

§ мероприятия по стимулированию экспорта и импорта.

Свобода торговли обладает многими достоинствами:

1. Благодаря свободной торговле, базирующейся на принципе сравнительных издержек, мировая экономика может достигнуть более эффективного размещения ресурсов. Если каждая страна будет специализироваться на производстве и экспорте тех товаров и услуг, в которых она имеет абсолютные или сравнительные преимущества, а ввозить из других стран товары и услуги, в которых ее преимущества невелики либо не существуют, то мировое производство, мировой экономический рост и эффективность использования ограниченных ресурсов достигнут максимума.

2. Свободная торговля ограничивает монополию и стимулирует конкуренцию. Возросшая конкуренция со стороны иностранных фирм заставляет местные фирмы переходить к производственным технологи ям с наиболее низкими издержками.

3. Свободная торговля предоставляет потребителям возможность выбора из более широкого ассортимента продукции.

Протекционизм уменьшает или сводит на нет выгоды от специализации. Если страны не могут свободно торговать, они должны перебросить ресурсы с эффективного (с низкими издержками) их использования на неэффективное в целях удовлетворения своих разнообразных потребностей.

Протекционизм уничтожает дух конкуренции, развивает привилегии и порождает ренту по положению. Он вреден и с точки зрения потребителя, которого он заставляет переплачивать за необходимые ему товары и услуги.

Существование противодействующих друг другу государств ставит перед национальными правительствами задачу обеспечения национальных интересов, в том числе за счет протекционистских мер. Практически любая страна применяет торговые ограничения.

Внешняя торговля - это торговля между странами, состоя­щая из вывоза и ввоза товаров и услуг. Ее объем подсчитывается путем суммирования объемов экспорта и импорта. Экспорт - про­дажа товара, предусматривающая его вывоз за границу. Импорт - покупка товара, предусматривающая его ввоз из-за границы. Экс­порт и импорт являются двумя ключевыми понятиями, характери­зующими международное движение товаров, которые применяют­ся для всестороннего анализа внешней торговли и для практичес­ких целей. Общая сумма экспорта и импорта составляет внешнеторговый товарооборот с зарубежными странами. Экспорт и импорт товаров, по которым за данный период произведены пла­тежи, образуют торговый баланс. Торговый баланс является лишь частью платежного баланса. Платежный баланс включает в себя суммы всех денежных платежей, произведенных данной страной другим странам за определенный период, и сумму всех денежных поступлений, полученных ею за тот же период из других стран. Можно иметь пассивный торговый баланс, т.е. превышение импорта товаров над экспортом, и в то же время активный платежный ба­ланс, т.е. превышение денежных поступлений из-за границы над платежами другим странам.

Существует ряд показателей, характеризующих степень вовле­ченности страны во внешнеэкономические связи. Например, экс­портная квота показывает отношение стоимости экспорта к сто­имости ВВП. Объем экспорта на душу населения данной страны характеризует степень «открытости» экономики. Экспортный по­тенциал (экспортные возможности) - это та доля продукции, ко­торую может продать данная страна на мировом рынке без ущерба для собственной экономики (за вычетом внутренних потребностей).

Следует отметить, что экспортная ориентация производства ста­вит его в зависимость от изменений мировых цен, колебаний спро­са и предложения, конкуренции на мировом рынке. Особенно опасна такая зависимость для стран с узкой специализацией экономики, развитие которой предопределяется экспортной выручкой. Не ме­нее чревата опасными последствиями импортная зависимость. Рост мировых цен, дефицит торгового баланса, ограничения на внешне­торговые поставки в стране-экспортере - все это может неблаго­приятно отразиться на экономике, чрезмерно зависимой от импор­та. Производство, создаваемое с участием иностранного капитала и на базе импортной технологии, может привести к зависимости от зарубежных экономических центров.



Внешняя торговля страны регулируется государством в ходе осу­ществления внешнеторговой политики. При выработке и реализации внешнеторговой политики используются два принципиальных подхо­да. Первый, фритредерство, предполагает свободу торговли, осуще­ствление ее без ограничений; второй, протекционизм, обосновывает государственное вмешательство в международный товарооборот в целях содействия его росту с учетом интересов национального хозяй­ства. Неустойчивость в мировой торговле, мировые экономические кризисы заставляют страны использовать политику торгового протек­ционизма. Раньше протекционизм опирался в основном на тарифно- таможенную систему, но после Второй мировой войны резко увеличи­лось значение нетарифных барьеров, количество которых постоянно растет. Целью нетарифных барьеров является общее ограничение им­порта при помощи торговой дискриминации отдельных стран. К чис­лу нетарифных барьеров можно отнести государственную монополию внешней торговли, обеспечение государственного потребления толь­ко товарами отечественного производства, сложный валютный конт­роль за ввозом товаров, санитарные стандарты на продовольственные товары и т.п. Наибольшее распространение в последние годы получил такой вид нетарифного ограничения, как импортные квоты, т.е. ко­личественное ограничение объема иностранной продукции, ежегодно разрешаемое государством для ввоза в данную страну. Государство при этом выдает ограниченное количество лицензий на импорт и запреща­ет нелицензированный ввоз.

Для регулирования отношений между странами в области внеш­ней торговли были созданы международные организации: ГАТТ, ЮНКТАД и др. ГАТТ (Генеральное соглашение о тарифах и тор­говле) С 1995 г. стала функционировать Всемирная торговая организа­ция (ВТО) в качестве преемницы к ВТО.

43.валютная система и валютный курс. Важное значение в мирохозяйственных связях имеют валют­ные отношения, которые являются одной из наиболее динамично развивающихся форм международных экономических отношений. Они возникают с началом функционирования денег в международ­ном платежном обороте и обслуживают обмен результатами дея­тельности субъектов мирового хозяйства. Когда национальные де­нежные единицы выходят за национальные границы, то приобре­тают новое качество - становятся валютой. Понятие валюта применяется в нескольких значениях: денежная единица данной страны (доллар США, японская иена и др.) и тот или иной ее тип (золотая, серебряная, бумажная); денежные знаки иностранных государств, а также кредитные и платежные средства, выраженные в иностранных денежных единицах и используемые в международ­ных расчетах, - иностранная валюта; международная (региональ­ная) денежная расчетная единица и платежное средство (СДР - специальные права заимствования, евро - единая валюта стран ЕС).



В зависимости от степени свободы обмена национальной валю­ты на иностранную различаются свободно конвертируемые, час­тично конвертируемые и замкнутые, неконвертируемые валюты. Свободно конвертируемая валюта (СКВ) - валюта, свободно и неограниченно обмениваемая на другие иностранные валюты. СКВ обладает, как правило, полной внешней и внутренней обратимо­стью, т.е. одинаковыми режимами обмена как для нерезидентов, так и для резидентов. Сфера обмена СКВ распространяется на те­кущие операции, связанные с повседневной внешнеэкономической деятельностью (внешнеторговый обмен, неторговые платежи, ино­странный туризм), а также на операции по движению внешних кре­дитов и заграничных инвестиций. СКВ без специальных разреше­ний обменивается на любые другие валюты, режим ее функциони­рования практически означает отсутствие каких-либо валютных ограничений. В настоящее время к числу СКВ относятся доллар США, канадский доллар, национальные валюты стран ЕС, Швей­царии и Японии. СКВ обычно используется при определении ва­лютной цены. Частично конвертируемая валюта (4KB) - на­циональная валюта стран, в которых применяются валютные огра­ничения для резидентов и по отдельным видам обменных операций. Как правило, 4KB обменивается только на некоторые иностранные валюты и не по всем видам международного платежного оборота. Замкнутая, неконвертируемая валюта - национальная валюта, которая функционирует только в пределах одной страны и не обме­нивается на другие иностранные валюты. К замкнутым относятся валюты стран, применяющих различные ограничения и запреты по вывозу и ввозу, продаже, покупке и обмену национальной и ино­странной валюты, а также использующих различные меры валют­ного регулирования, в том числе валютные коэффициенты с целью ограничения расчетов в иностранной валюте. Замкнутыми являют­ся национальные валюты большинства развивающихся стран.

Цена денежной единицы национальной валюты, выраженная в денежных единицах валюты другой страны, называется валютным курсом. Общей его основой является покупательная способность валюты, в которой отражаются средние национальные уровни цен на товары, услуги, инвестиции. Конкретная величина валютного курса зависит также от темпа инфляции, разницы в уровнях про­центных ставок, состояния платежного баланса. Существуют два полярных режима валютного курса: фиксированный и плавающий, а также их различные сочетания и разновидности. Фиксирован­ный валютный курс - официально установленное соотношение между национальными валютами, основанное на определяемых в за­конодательном порядке валютных паритетах. Плавающий курс - свободно изменяющийся под воздействием спроса и предложения валютный курс, основанный на использовании рыночного механизма.

Формирование устойчивых отношений по поводу купли-прода­жи валюты и их юридическое закрепление привели к образованию валютной системы. Валютная система -это совокупность денеж­но-кредитных отношений, сложившихся на основе интернациона­лизации хозяйственной жизни, развития мирового рынка и закреп­ления в международных договорах и государственно-правовых нор­мах. Различаются национальные, международные (региональные) и мировая валютные системы. Национальные валютные систе­мы представляют собой совокупность экономических отношений, с помощью которых осуществляется международный платежный оборот, формируются и используются валютные ресурсы, необхо­димые для нормального процесса общественного воспроизводства. Мировая и международные (региональные) валютные системы обслуживают взаимный обмен результатами деятельности нацио­нальных экономик. Их базой являются международное разделение труда, товарное производство и внешняя торговля между странами. Мировая валютная система в своем развитии прошла ряд эта­пов. Первой сложившейся мировой валютной системой была Па­рижская характерными призна­ками которой были принятие золотого (золотомонетного) стандар­та и режим свободноплавающих валютных курсов. В 1922 г. на смену Парижской была законодательно оформлена Генуэзская валютная система, которая базировалась на золотодевиз-ном стандарте (в дополнение к золоту использовались девизы - иностранные валюты). Золотые паритеты были сохранены, действо­вал режим плавающих валютных курсов. Некоторое время в отдель­ных странах (США, Великобритания, Франция) использовался так­же золотослитковый стандарт.

Следующий этап в развитии мировой валютной системы свя­зан с решениями международной валютно-финансовой конферен­ции в г. Бреттон-Вудсе (США, 1944 г.), которые юридически офор­мили новую бреттон-вудсскую валютную систему. Ее основные принципы: сохранение функций мировых денег за золотом при одновременном использовании в качестве международных пла­тежных и резервных валют национальных денежных единиц, прежде всего доллара США, а также английского фунта стерлин­гов;

В соответствии с решениями Бреттон-Вудсской конференции 1944 г. были созданы две валютно-финансовые и кредитные орга­низации в системе ООН. Международный валютный фонд (МВФ) - международная валютно-финансовая организация, со­зданная для содействия развитию международной торговли и ва­лютного сотрудничества путем установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением, многосторонней системы платежей и устранения валютных ограничений, а также для предоставления кредитных ресурсов своим членам при валют­ных затруднениях, связанных с неуравновешенностью платежных балансов, и для осуществления программ стабилизации экономи­ки. Новые экономические и политические условия потребовали се­рьезных изменений инструментов, методов и организации миро­вой валютной системы. Они были оформлены в решениях Кинг-стонской (Ямайка, 1976 г.) конференции стран - участниц Между-народного валютного фонда. Соглашение, подписанное в г. Кингстоне в 1976 г. и вступившее в силу в 1978 г., означало юри­дическое оформление четвертой мировой валютной системы. Ямай­ская валютная система характеризует современный этап в разви­тии мировой валютной системы и предусматривает полную демо нетизацию золота и окончательный переход к использованию в ка­честве мировых денег национальных валют и международных рас­четных денежных единиц - специальных прав заимствования (СДР), выпускаемых МВФ. Это предполагает: отмену официаль­ной цены на золото и золотых паритетов; прекращение размена долларов на золото для центральных банков и правительственных органов; разрешение продажи и покупки золота по рыночным це­нам; право выбора странами любого режима валютного курса; при­знание системы плавающих валютных курсов взамен их жесткой фиксации; наделение МВФ полномочиями по наблюдению за ва­лютной политикой стран-членов. -

В Западной Европе в 1979 г. была создана Европейская ва­лютная система и европейская валютная единица ЭКЮ, которая стала одной из мировых валют и вступила в обращение в каче­стве мировых денег во всемирном хозяйстве. С 1 января 1999 г. произошел переход к единой валюте стран Европейского союза - евро.

44 . Переходная экономика и ее особенности в России. Переходная экономика по своей природе есть особое состоя­ние в эволюции экономики, когда она функционирует именно в пе­риод перехода общества от одной исторической ступени к другой. Переходная экономика характеризует «промежуточное» состояние общества, переломную эпоху, время экономических, политических и социальных преобразований. Основными чертами переходной экономики являются: ее неустойчивость - изменения развития в переходной экономике усиливают неустойчивость существующей системы с тем, чтобы в итоге она постепенно уступила свое место другой экономической системе; альтернативный характер раз­вития - итоги развития переходной экономики могут быть разны­ми; появление и функционирование особых переходных экономи­ческих форм - в них проявляется «смешанность» старого и нового в переходный период, эти формы указывают направленность пе­рехода и являются признаком его необратимости; особый харак­тер противоречий в переходной экономике - они носят револю­ционный характер, так как речь идет о смене экономических сис­тем; историчность переходной экономики - процессы смены экономических систем идут с разной интенсивностью, длительность перехода зависит от особенностей региона^ отдельной страны.

Типы переходной экономики могут различаться по масштабам. При классификации по масштабам выделяют локальную и глобаль­ную переходные экономики. Локальная переходная экономика ха­рактеризует переходное состояние в каком-либо регионе или отдель­ной стране. В ее основе лежит особенность развития каждой эконо­мики и вытекающая отсюда неравномерность развития различных регионов и стран. Глобальная переходная, экономика представляет собой единый процесс изменений в масштабах всего мирового хозяй­ства. Глобальные переходные процессы характерны для всей истории человечества. На их развитие определяющее воздействие оказывают изменения на локальных уровнях, вследствие которых складываются и определенные глобальные тенденции. В то же время глобальные процессы развиваются и под воздействием самостоятельных (глобаль­ных) факторов, в частности углубления общественного разделения труда, ведущего к интернационализации хозяйственной жизни.

Переходный процесс в России происходит в особых историчес­ких условиях развернувшихся глобальных переходных процессов. Развитые индустриальные страны находятся в полосе перехода от индустриального к постиндустриальному обществу, что означает глубокие качественные изменения в функционировании обществен­ного организма: существенно возрастает роль нематериального про­изводства; в отличие от индустриального общества на первый план выдвигается человек по сравнению с технико-технологическими факторами; по некоторым определениям от эры энергетической общество переходит к эре информационной. Страны с существен­ным развитием элементов традиционной экономики в настоящее время быстро прогрессируют на пути к современным формам ры­ночной экономики. Государства Центральной и Восточной Евро­пы, Россия и другие республики бывшего СССР осуществляют пе­реход от административно-командной системы к социальному ры­ночному хозяйству.

Особенность современной переходной экономики в России со­стоит в исторической беспрецедентности перехода, выступающего как переход к рыночной экономике не от традиционной, а от осо бой, существовавшей в относительно небольшом числе стран пла новой экономики. Россия в этом смысле, как и после 1917 г., bi многом вновь выступая первопроходцем, должна решать пробле мы, не известные до настоящего времени. Все это составляет осо бые трудности переходных процессов. Опыт других бывших соци алистических стран, начавших переход несколько раньше, не мо жет быть использован в полной мере и в силу иных масштабов и экономики, и в силу меньшего срока действия в них плановой сие темы. Уникальность российских проблем означает, что в их реше нии нельзя полагаться на какие-либо «наигранные модели», разра ботанные для переходных процессов.

Рыночные реформы в России начались в сложной экономичес кой обстановке. Страна приступила к переходу к рынку в условия экономического и политического кризиса. Кризисные явления в экс номике начались со второй половины 1987 г. и были отмечены ре: ким ростом дефицита государственного бюджета: Такие показатели свидетельствовали о полном расстро! стве государственных финансов и невозможности нормального фу! кционирования экономической системы в целом. Причинами этот явились: известная антиалкогольная кампания, осуществленная ti пично административными методами и приведшая к резкому с< кращению доходов бюджета; кампания «ускорения» экономиче" кого развития на базе научно-технического прогресса, повлекш; за собой ущерб для потребления населения в результате искусе венного нагнетания инвестиций в машиностроение; резкое сокр щение золотого запаса страны; повышение закупочных цен на сел скохозяйственную продукцию при фиксировании розничных ц< на продовольствие, что привело к росту дотаций, а следовательн к увеличению бюджетного дефицита; резкое увеличение внешн< задолженности страны; распространение хозрасчета на отдельш территории, в результате чего те перестали платить налоги в общ государственную казну; всеобщий переход на бартер и огранич ния на вывоз товаров с отдельных территорий. Кроме того, отрицательно повлияли на экономику страны такие факторы, как падение мировых цен на нефть, чернобыльская катастрофа, землетрясение в Армении, забастовки шахтеров и этнические конфликты.

К началу 90-х гг. союзная политическая власть во многом утра­тила свою былую силу, что привела к потере управляемости эконо­микой и усилило кризисные явления в хозяйственной жизни стра­ны. Положение еще более осложнилось, когда в конце 1991 г. рас­пался Советский Союз. В результате рарушился существовавший ранее единый народнохозяйственный комплекс СССР, экономичес­кие связи внутри которого были гораздо теснее, чем, к примеру, внутри европейского рынка. Этот фактор резко углубил экономи­ческий кризис и привел к новому витку падения производства в России. К концу 1991 г. сложилась критическая ситуация, когда по существу был разрушен потребительский рынок, возникла угроза финансового краха, неплатежей в госбюджет. Правительство уже не могло далее бездействовать и ждать. Нужно было определиться: либо возвратиться назад, к жестко централизованной администра­тивной системе хозяйствования, либо идти на радикальную эконо­мическую реформу, вперед к рынку. Был выбран второй путь - переход к рынку, но без подготовки и постепенности, скачкообраз­но, начиная с либерализации цен.

2 января 1992 г. была отменена государственная регламентация 80% оптовых и 90% розничных потребительских цен. По расчетам правительства Е. Гайдара, розничные цены должны были возрасти в 2-3 раза. На деле же они увеличились в течение I квартала 1992 г. более чем в 6 раз, а по сравнению с началом 1991 г. - в 13-15 раз 2 . Это был сильный шоковый удар для общества. Цена экономичес­ких реформ 1992 г. оказалась непомерно велика: произошло значи­тельное снижение жизненного уровня населения, усилился спад производства, возросла инфляция, стали активно разрушаться на­учно-технический потенциал страны, ухудшаться структура произ­водства, падать его эффективность и т.д. Правительство радикалов-реформаторов в значительной степени утратило доверие общества, была признана необходимость корректировки принятого курса ре­форм. В декабре 1992 г. премьера Е. Гайдара сменил В. Черномыр­дин. В целом в период 1992-1996 гг. произошел значительный спад производства. Объем реального валового внутреннего продукта сократился примерно на 40%, промышленного производства - на 50% 3 .

Сложившаяся в настоящее время ситуация в России требует осу­ществления корректировки курса реформ по следующим направ­лениям. Первое - социальная переориентация всей экономичес­кой политики. Критерий повышения уровня и качества жизни на­селения должен стать основным при отборе вариантов принятш всех экономических и политических решений.Второе - создание условий для стимулирования хозяйственной активности и более полного использования экономического потенциа ла субъектов Российской Федерации. Налоговую, бюджетную, денеж но-кредитную политику следует проводить исходя из потребностей каж дого региона при максимальной мобилизации собственных ресурсов. Третье - усиление контроля за денежно-кредитной сферо! страны. Необходимо восстановление полной дееспособности де нег и достижение финансового равновесия в стране. Требуютс экономические, организационные инструменты, направляющи денежные потоки на инвестиции в производство.Четвертое - наведение порядка в управлении государствен ным имуществом. Приватизация не создала слой эффективных соб ственников. Денежная приватизация осуществлялась в последне время по индивидуальным схемам передачи наиболее ценных объеь тов, принадлежащих государству, в частную собственность. Ест опасность, что и борьба с естественными монополиями может npi вести к такому же результату. Реформу нельзя сводить лишь к 6ai кротству неплатежеспособных предприятий, макроэкономическг политика призвана обеспечивать условия для нормализации ситу; ции на уровне микроэкономики.Пятое - выработка единой стратегии структурной перестро] ки экономики. Стимулирование научно-технического прогрес< должно быть стержневым направлением государственной экон мической политики.Шестое - усиление внимания к проблемам сельского хозя ства, так как оно создает рабочие места и в промышленности, ел жит основой продовольственной безопасности страны.

Седьмое - восстановление единого экономического простра ства в пределах большей части бывшего Советского Союза.Восьмое - постепенное открытие страны для иностранной ко куренции, для привлечения иностранного инвестиционного кап тала, включение экономики России в международную экономичес кую жизнь, ее активное участие в мировой торговой и валютно-финансовой системе.Ключевую роль в восстановлении экономики России должно играть государство как важнейший гарант вывода ее из кризиса. Необходимо создать целостную, внутренне непротиворечивую сис­тему законодательных актов, обеспечивающих государственное ре­гулирование экономики. В целом у России есть все возможности, чтобы встать на путь стабилизации и экономического роста на но­вой для нее социально-экономической основе.

Традиционной и наиболее развитой формой МЭО является внешняя торговля товарами.

Для характеристики торговли между странами используются следующие термины:

Международная или мировая торговля - торговля между всеми странами мира. Сфера международных товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира.

Межгосударственная, взаимная, двухсторонняя торговля - торговля между двумя странами.

Внешняя торговля - торговля одной страны с остальным миром.Внешняя торговля представляет собой два основных потока – экспорт и импорт.

Экспорт - продажа товара, предусматривающая его вывоз из страны.

Импорт - покупка товара, предусматривающая его ввоз в страну.

Для характеристики внешней торговли существуют следующие показатели.

Внешнеторговый оборот - характеризует участие отдельной страны в международной торговле и подсчитывается как сумма стоимостных объемов экспорта и импорта.

Внешнеторговое сальдо - характеризует сбалансированность внешней торговли отдельной страны и подсчитывается как разность стоимостных объемов экспорта и импорта. Превышение объема экспорта товаров над объемом импорта обеспечивает стране активное торговое сальдо (положительное сальдо торгового баланса ТБ). Если объем импорта больше, чем объем экспорта, имеет место пассивный торговый баланс (отрицательное сальдо ТБ).

Условия торговли (terms of trade,terms of sale) - показатель, характеризующий условия, которые складываются для внешней торговли страны или группы стран на мировом рынке, и представляющий собой соотношение индексов экспортных и импортных цен:

I УТ = I X / I M × 100%.

Определяет покупательную способность экспорта страны или группы стран, т.е. количество товаров, которое может быть импортировано на полученную ими экспортную выручку. Рост индекса условий торговли свидетельствует об улучшении ситуации для страны на мировом рынке, и, наоборот, его уменьшение свидетельствует об ее ухудшении.

Количественным показателем международной или мировой торговли является объем мировой (международной) торговли - характеризует совокупный объем международной торговли всех стран мира. Подсчитывается как объем мирового экспорта (поскольку экспорт одной страны является импортом другой, то суммирование мирового объема экспорта и импорта привело бы к повторному счету).

Внешнеторговая политика– составная часть внешнеэкономической политики, направленная на развитие и регулирование торговых отношений с другими странами мира и их группировками с целью укрепления позиций страны и ее бизнеса на мировой экономической арене.

Автаркия– экономическое обособление страны от других стран, создание замкнутого хозяйства в рамках отдельного государства.


В чистом виде автаркия проявлялась в условиях натурального хозяйства.

Во второй половине XX в. начала усиливаться либерализация экономики, независимость от влияния государства, т.е. тенденция к отмене ограничений в торговле и в движении факторов производства, к переходу от автаркии и протекционизма к фритредерству. В настоящее время выделяют два основных направления внешнеторговой политики: протекционизм и фритредерство (политика свободной торговли).

Протекционизм (прикрытие, покровительство)– политика, направленная на защиту внутреннего рынка и активное поощрение выхода национальных компаний на внешние рынки.

Протекционизм был первой политикой, которую начали проводить государства, формировавшиеся на заре капитализма. Протекционизм был призван способствовать развитию еще только зарождающейся и находящейся на стадии мануфактуры промышленности. Начиная со второй половины XIX в., Великобритания и Франция переходят к политике фритредерства, в то время как Германия и США, где только еще начинался процесс формирования промышленного капитализма, придерживались политики протекционизма. Эта политика усиливалась во всех промышленно развитых странах в эпоху формирования монополий, в периоды Первой и Второй мировых войн, глубокого экономического кризиса 1929–1933 гг.

В послевоенные годы в промышленно развитых странах происходит переход к либерализации внешней торговли.

Либерализация– форма внешнеторговой (внешнеэкономической) политики, предполагающая снятие всевозможных барьеров, препятствующих развитию внешней торговли и внешнеэкономических связей в целом.

Противоположность протекционизму – фритредерство.

Фритредерство (free trade ) обмен товаров и услуг между странами, в максимальной степени освобожденный от ограничений в виде таможенных пошлин, количественных и других нетарифных барьеров.

Открытость экономики ведет к усилению конкуренции в стране и к повышению эффективности экономики (как правило, в долгосрочной перспективе).

В отличие от развитых стран, многие развивающиеся страны проводят политику протекционизма, защищая вновь формирующуюся национальную промышленность.

Инструменты государственного регулирования внешней торговли делятся на тарифные и нетарифные.

Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях и при экспорте из данной страны.

Таможенный тариф – собрание (свод) ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу страны, систематизированный в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Таможенная пошлина – государственные денежные сборы, взимаемые таможенными учреждениями с товаров, ценностей и имущества, провозимых через таможенную границу страны.

Нетарифные ограничения - «любые действия, кроме тарифов, которые препятствуют свободному потоку международной торговли», например, эмбарго, субсидии, лицензии.