Самообследование образовательной организации в школе. Как провести самообследование и подготовить отчет? Форма предъявления информации

  • 31.03.2020

Одна из основных целей самообследования - обеспечение доступности и открытости информации о деятельности организации. Отчетным периодом является предшествующий календарный год. Результат необходимо разместить на сайте образовательного учреждения и передать учредителю.

Результаты самообследования оформляются в виде отчета, включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности. Аналитическая часть предполагает:

    Анализ полученных данных.

    Выявление причинно-следственных связей.

    Определение наметившихся тенденций.

    Формулирование проблем.

    Предложение возможных путей решения.

Подробный отчет - не простая формальность. Он интересен родителям, партнерам организации и самим сотрудникам.

Сроки, форма проведения самообследования и состав участников определяются образовательной организацией самостоятельно. Это означает возможность выбирать наиболее подходящие формы для адекватной оценки деятельности, а также привлекать любых специалистов для проведения экспертизы (в том числе родителей и экспертов, работающих на договорной основе).

Если необходимая информация не предоставлена в установленный срок (до 20 апреля) или не соответствует действительности, руководителю грозит административный штраф в размере от 1000 до 3000 рублей (Ст. 5.39. КоАП)

Эта книга рассказывает о революционной методике повышения продуктивности – Scrum, позволяющей получать отличные результаты меньшими силами, в короткие сроки и с низкими затратами. Благодаря Scrum, такие гиганты как Google, Amazon и Salesforce. com смогли поднять производительность на 300-400%.

Что оценивается

    Системы управления образовательной организацией. В нормативных документах нет четких указаний, как проводить проверку систем управления и как предоставлять информацию по результатам оценки. Поскольку все управленческие решения обычно регламентируются локальными нормативными актами (ЛНА), то на основе их, как правило, и проводится оценка этого показателя.

    Организация учебного процесса.

    Востребованность выпускников. Оценить востребованность выпускников профессиональных образовательных организаций достаточно легко, а вот выпускников общих образовательных учреждений - намного сложнее. Реальные показатели могут предоставить лишь те немногие образовательные учреждения, выпускники которых получают преференции при поступлении в учреждения профессионального образования. В остальных случаях вопрос остается открытым. Некоторые школы приводят в качестве показателей процент поступления выпускников в ВУЗы и колледжи - в этом случае следует делать акцент на получении бюджетных мест.

    Качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения. Оценивать можно по разным параметрам. Например, в отчете стоит представить результаты участия сотрудников в различных профессиональных конкурсах, квалификационные категории педагогов и т.д.

    Материально-техническая база.

    Функционирование внутришкольной системы оценки качества образования и анализ показателей деятельности, устанавливаемых Минобрнауки России. Нужно обратить внимание, что требуется именно произвести анализ, а не только представить показатели. Кроме того следует учесть, что для разных типов организаций предусмотрены разные показатели.

Читайте также:

Как утверждают эксперты, анализ состояния многих направлений деятельности можно провести только на основе ЛНА. Для обеспечения открытости информации локальные акты тоже публикуются на сайте школы.

Сморите также серию вебинаров:

«Локальные нормативные акты: от теории к практике» Часть 1 Часть 2 Часть 3

Процедура самообследования может стать весьма эффективным инструментом при принятии управленческих решений и разработке программы развития, помочь повысить уровень соответствия школы (или другой организации) современным стандартам образования. Поэтому лучше подходить к анализу не формально, а ответственно, ставя перед собой дополнительные цели.

О том, что "идеального руководителя" не существует, потому что один человек просто не способен выполнять одинаково хорошо все четыре роли, необходимые для эффективного руководства организацией: быть и производителем результатов, и администратором, и предпринимателем, и интегратором. Место несуществующего "идеального руководителя" должна занять взаимодополняющая команда менеджеров, каждый член которой умеет выполнять одну из ролей в совершенстве, а остальными владеет на приемлемом уровне.

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ САМООБСЛЕДОВАНИЯ ОУ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с п. 3, 13 ч. 3 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 462 «Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией» и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. №1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию».

1.2. Положение определяет цели, содержание и порядок проведения самообследования ОУ .

1.3. Целями проведения самообследования являются: обеспечение доступности и открытости информации о деятельности ОУ, а также подготовка отчёта о результатах самообследования (далее - отчёт).

1.4. Самообследование - систематическое изучение, оценка и анализ состояния ОУ с целью повышения эффективности функционирования, самоорганизации и развития.

1.5. В процессе самообследования проводится оценка образовательной деятельности, системы управления ОУ, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования, а также анализ показателей деятельности ОУ, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

2. Порядок проведения самообследования

2.1. Самообследование проводится ОУ ежегодно.

2.2. Основной формой проведения самообследования является мониторинг - системная организация сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности ОУ.

2.3. Процедура самообследования включает в себя следующие этапы:

    планирование и подготовку работ по самообследованию;

    организацию и проведение самообследования;

    обобщение полученных результатов и на их основе формирование отчёта;

    рассмотрение отчёта педагогическим советом ОУ.

2.4. Этап планирования и подготовки работ по самообследованию осуществляется в течение четвёртой четверти текущего учебного года и завершается изданием приказа ОУ, которым утверждаются:

    состав рабочей группы по самообследованию;

    сетевой график проведения самообследования, включающего сбор и обработку необходимых для самообследования данных, написание отчёта по результатам самообследования, обсуждение проекта отчёта, доработку проекта отчёта по результатам обсуждения, его рассмотрение педагогическим советом ОУ, направление на подпись директору ОУ, далее - учредителю и размещение на официальном сайте ОУ.

2.5. Этап организации и проведения самообследования осуществляется в июне-июле текущего года.

2.6. Этапы обобщения полученных результатов, формирования отчёта, его рассмотрения педагогическим советом ОУ осуществляются в августе текущего года.

2.7. Результаты самообследования оформляются в виде отчёта согласно прилагаемой к настоящему Положению форме, включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности ОУ.

2.8. Отчёт составляется по состоянию на 1 августа текущего года, подписывается директором ОУ, заверяется печатью, направляется учредителю и размещается на официальном сайте ОУ не позднее 1 сентября текущего года.

Приложение

к Положению о проведении самообследования ОУ

от «____» _______ № _____

Отчёт ОУ

по итогам 20___/20___ учебного года

Раздел 1. Аналитическая часть

    Оценка образовательной деятельности

    Оценка системы управления ОУ

    Оценка содержания и качества подготовки обучающихся

    Оценка организации учебного процесса

    Оценка востребованности выпускников

    Оценка качества кадрового обеспечения

    Оценка учебно-методического обеспечения

    Оценка библиотечно-информационного обеспечения

    Оценка материально-технической базы

1.10. Оценка функционирования внутренней системы оценки качества образования

Раздел 2. Показатели деятельности ОУ

п/п

Показатели

Единица измерения

Образовательная деятельность

1.1

Общая численность учащихся

человек

1.2

Численность учащихся по образовательной программе начального общего образования

человек

1.3

Численность учащихся по образовательной программе основного общего образования

человек

1.4

Численность учащихся по образовательной программе среднего общего образования

человек

1.5

Численность/удельный вес численности учащихся, успевающих на "4" и "5" по результатам промежуточной аттестации, в общей численности учащихся

человек/%

1.6

Средний балл государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса по русскому языку

балл

1.7

Средний балл государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса по математике

балл

1.8

Средний балл единого государственного экзамена выпускников 11 класса по русскому языку

балл

1.9

Средний балл единого государственного экзамена выпускников 11 класса по математике

балл

1.10

Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса, получивших неудовлетворительные результаты на государственной итоговой аттестации по русскому языку, в общей численности выпускников 9 класса

человек/%

1.11

Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса, получивших неудовлетворительные результаты на государственной итоговой аттестации по математике, в общей численности выпускников 9 класса

человек/%

1.12

Численность/удельный вес численности выпускников 11 класса, получивших результаты ниже установленного минимального количества баллов единого государственного экзамена по русскому языку, в общей численности выпускников 11 класса

человек/%

1.13

Численность/удельный вес численности выпускников 11 класса, получивших результаты ниже установленного минимального количества баллов единого государственного экзамена по математике, в общей численности выпускников 11 класса

человек/%

1.14

Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса, не получивших аттестаты об основном общем образовании, в общей численности выпускников 9 класса

человек/%

1.15

Численность/удельный вес численности выпускников 11 класса, не получивших аттестаты о среднем общем образовании, в общей численности выпускников 11 класса

человек/%

1.16

Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса, получивших аттестаты об основном общем образовании с отличием, в общей численности выпускников 9 класса

человек/%

1.17

Численность/удельный вес численности выпускников 11 класса, получивших аттестаты о среднем общем образовании с отличием, в общей численности выпускников 11 класса

человек/%

1.18

Численность/удельный вес численности учащихся, принявших участие в различных олимпиадах, смотрах, конкурсах, в общей численности учащихся

человек/%

1.19

Численность/удельный вес численности учащихся - победителей и призеров олимпиад, смотров, конкурсов, в общей численности учащихся, в том числе:

человек/%

1.19.1

Регионального уровня

человек/%

1.19.2

Федерального уровня

человек/%

1.19.3

Международного уровня

человек/%

1.20

Численность/удельный вес численности учащихся, получающих образование с углубленным изучением отдельных учебных предметов, в общей численности учащихся

человек/%

1.21

Численность/удельный вес численности учащихся, получающих образование в рамках профильного обучения, в общей численности учащихся

человек/%

1.22

Численность/удельный вес численности обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения, в общей численности учащихся

человек/%

1.23

Численность/удельный вес численности учащихся в рамках сетевой формы реализации образовательных программ, в общей численности учащихся

человек/%

1.24

Общая численность педагогических работников, в том числе:

человек

1.25

Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование, в общей численности педагогических работников

человек/%

1.26

Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование педагогической направленности (профиля), в общей численности педагогических работников

человек/%

1.27

Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование, в общей численности педагогических работников

человек/%

1.28

Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование педагогической направленности (профиля), в общей численности педагогических работников

человек/%

1.29

Численность/удельный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в общей численности педагогических работников, в том числе:

человек/%

1.29.1

Высшая

человек/%

1.29.2

Первая

человек/%

1.30

Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых составляет:

человек/%

1.30.1

До 5 лет

человек/%

1.30.2

Свыше 30 лет

человек/%

1.31

Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте до 30 лет

человек/%

1.32

Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте от 55 лет

человек/%

1.33

Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших за последние 5 лет повышение квалификации/ профессиональную переподготовку по профилю педагогической деятельности или иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников

человек/%

1.34

Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших повышение квалификации по применению в образовательном процессе федеральных государственных образовательных стандартов, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников

человек/%

Инфраструктура

2.1

Количество компьютеров в расчете на одного учащегося

единиц

2.2

Количество экземпляров учебной и учебно-методической литературы из общего количества единиц хранения библиотечного фонда, состоящих на учете, в расчете на одного учащегося

единиц

2.3

Наличие в образовательной организации системы электронного документооборота

да/нет

2.4

Наличие читального зала библиотеки, в том числе:

да/нет

2.4.1

С обеспечением возможности работы на стационарных компьютерах или использования переносных компьютеров

да/нет

2.4.2

С медиатекой

да/нет

2.4.3

Оснащенного средствами сканирования и распознавания текстов

да/нет

2.4.4

С выходом в Интернет с компьютеров, расположенных в помещении библиотеки

да/нет

2.4.5

С контролируемой распечаткой бумажных материалов

да/нет

2.5

Численность/удельный вес численности учащихся, которым обеспечена возможность пользоваться широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/с), в общей численности учащихся

человек/%

2.6

Общая площадь помещений, в которых осуществляется образовательная деятельность, в расчете на одного учащегося

кв. м

Директор ОУ ФИО

____________________

(дата) М.П.

Порядок проведения самообследования образовательной организацией, который утвержден приказом Минобрнауки России от 14 июня 2013 г. № 462 (далее – Порядок), ставит перед собой более широкий круг задач. Он вступил в силу 1 сентября 2013 года (вместе с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273?ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

В Законе № 273?ФЗ закреплен принцип открытости системы образования, который реализуется, в частности, путем доведения информации о деятельности образовательной организации через открытые источники, в том числе через интернет.

Информация о деятельности образовательной организации, в частности, доводится путем публикации (направления) отчета о результатах самообследования. Таким образом, основное назначение нового Порядка – обеспечение доступности и открытости информации о деятельности образовательной организации.

Отметим, что предоставление учредителю и общественности отчета о результатах самообследования отнесено к компетенции образовательной организации наряду с представлением ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств (п. 3 ч. 3 ст. 28 Закона № 273?ФЗ).

Аккредитация. Проведению госаккредитации предшествует проведение образовательным учреждением или научной организацией самообследования (п. 7 ст. 33.2 Закона № 3266-1). Материалы самообследования рассматриваются при проведении аккредитационной экспертизы.

Порядок проведения самообследования, а также показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, устанавливаются Минобрнауки России. В нем содержатся показатели деятельности для подлежащих самообследованию:

– образовательной организации высшего образования;

– профессиональной образовательной организации;

– организации дополнительного профессионального образования;

– общеобразовательной организации;

– организации дополнительного образования детей;

– дошкольной образовательной организации.

Таким образом, не подлежащие государственной аккредитации дошкольные образовательные организации, тем не менее, тоже должны заниматься самообследованием и составлять отчет по его результатам.

Периодичность самообследования образовательного учреждения

Эта процедура проводится ежегодно. Таким образом, регулярное самообследование мало связано со сроками обновления аккредитации образовательной организации.

Согласно Порядку, сроки, форма проведения самообследования, состав лиц, привлекаемых для его проведения, определяются организацией самостоятельно. Очевидно, все эти данные следует отразить в Положении образовательной организации о самообследовании.

Этапы проведения самообследования образовательного учреждения

Самообследование образовательного учреждения включает следующие этапы:

– планирование и подготовку работ по самообследованию организации;

– организацию и проведение самообследования в организации (в том числе в ее обособленных структурных подразделениях);

– обобщение полученных результатов и на их основе формирование отчета о самообследовании организации.

Рассмотрение и утверждение отчета о самообследовании осуществляется органом управления организации, к компетенции которого относится решение данного вопроса.

При самообследовании ежегодно производится оценка образовательной деятельности, системы управления организации, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования, а также анализ показателей деятельности организации, устанавливаемых Минобрнауки России.

Форма отчета о самообследовании

Отчет для образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования, организаций дополнительного образования составляется по состоянию на 1 апреля текущего года, а для общеобразовательных организаций и дошкольных образовательных организаций – по состоянию на 1 августа текущего года.

Образовательная организация должна разместить отчет в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на ее официальном сайте в интернете, и направить его учредителю не позднее 20 апреля текущего года. Это касается профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования, дополнительного профессионального образования, дополнительного образования. А для общеобразовательных организаций и дошкольных образовательных организаций этот срок иной – не позднее 1 сентября текущего года.

Размещение сведений в интернете

Отчет о результатах самообследования образовательное учреждение обязано размещать на своем официальном сайте в интернете. Это установлено пунктом 5 статьи 32 Закона № 3266-1. Обновлять данные сведения нужно в течение 30 дней со дня внесения в них соответствующих изменений.

Согласно пункту 3 части 2, части 3 статьи 29 Закона № 273?ФЗ, сроки размещения сведений об образовательной организации, включая отчет о результатах самообследования, сокращены до 10 рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений.

Отметим, что каких-либо исключений в отношении дошкольных образовательных организаций требование о создании официального сайта в интернете и размещении на нем сведений, включая отчет о результатах самообследования, закон об образовании не содержат.

Самообследование как компетенция образовательной организации

Компетенция самообследования утверждена в рамках внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО). дает следующую формулировку этой компетенции: "проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования".

Можно говорить, что отчет о самообследовании – это документ, посредством которого образовательная организация демонстрирует, что в ней создана и функционирует внутренняя система оценки качества образования. Комплекс процедур ВСОКО в части содержания, условий и результатов реализации основных образовательных программ (ООП) – условие и необходимый инструмент самообследования. Текущие оценочные процедуры обеспечивают итоговые показатели, которые заносятся в отчет о самообследовании.

Регламентация порядка самообследования на федеральном уровне и требования к содержанию отчета о самообследованиия означают, что процедуры ВСОКО и используемые в ней критерии и показатели должны быть сориентированы на внешнюю оценку качества образования.

Внутренняя оценка нужна, прежде всего, для того, чтобы "подготовиться" к внешней оценке, вовремя обнаружить проблемы в качестве предоставляемых образовательных услуг, установить причины этих проблем и предпринять необходимые меры по их устранению.

Поскольку оценке подвергают качество образования, которое законом определено как соответствие федеральным стандартам и запросам потребителей, самообследование охватывает все три основные характеристики образовательной деятельности: условия, содержание, результаты.

Самообследование проводится организацией ежегодно ().

Процедура самообследования включает в себя следующие этапы:

  • планирование и подготовку работ по самообследованию образовательной организации;
  • организацию и проведение самообследования в образовательной организации;
  • обобщение полученных результатов и на их основе формирование отчета;
  • рассмотрение отчета органом управления образовательной организации, к компетенции которого относится решение данного вопроса.

Сроки, форма проведения самообследования, состав лиц, привлекаемых для его проведения, определяются организацией самостоятельно и закрепляются локальным актом – Положением о порядке проведения самообследования.

Самообследование призвано установить уровень соответствия образовательной деятельности образовательной организации требованиям действующих федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) общего образования.

По итогам самообследования:

  • выявляют позитивные и (или) негативные тенденции в объектах оценивания (самооценивания), в образовательной системе образовательной организации в целом, резервы ее развития;
  • определяют причины возникновения отклонений состояния объекта изучения и оценивания от параметров ВСОКО, формируемых с учетом требований действующего законодательства РФ в сфере образования;
  • определяют меры по коррекции выявленных негативных тенденций образовательной деятельности образовательной организации;
  • вносят коррективы во ВСОКО.

ПОРЯДОК

ПРОВЕДЕНИЯ САМООБСЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

1. Настоящий Порядок устанавливает правила проведения самообследования образовательной организацией (далее — организации).

2. Целями проведения самообследования являются обеспечение доступности и открытости информации о деятельности организации, а также подготовка отчета о результатах самообследования (далее — отчет).

3. Самообследование проводится организацией ежегодно.

4. Процедура самообследования включает в себя следующие этапы:

планирование и подготовку работ по самообследованию организации;

организацию и проведение самообследования в организации;

обобщение полученных результатов и на их основе формирование отчета;

рассмотрение отчета органом управления организации, к компетенции которого относится решение данного вопроса.

5. Сроки, форма проведения самообследования, состав лиц, привлекаемых для его проведения, определяются организацией самостоятельно.

6. В процессе самообследования проводится оценка образовательной деятельности, системы управления организации, содержания и качества подготовки обучающихся, организации учебного процесса, востребованности выпускников, качества кадрового, учебно-методического, библиотечно-информационного обеспечения, материально-технической базы, функционирования внутренней системы оценки качества образования, а также анализ показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования <1>.

———————————

<1> Пункт 3 части 2 статьи 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

7. Результаты самообследования организации оформляются в виде отчета, включающего аналитическую часть и результаты анализа показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию.

Отчет для образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования, организаций дополнительного образования составляется по состоянию на 1 апреля текущего года, а для общеобразовательных организаций и дошкольных образовательных организаций — по состоянию на 1 августа текущего года.

Отчет подписывается руководителем организации и заверяется ее печатью.

8. Размещение отчетов образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования, организаций дополнительного образования в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте организации в сети «Интернет», и направление его учредителю осуществляются не позднее 20 апреля текущего года, а для общеобразовательных организаций и дошкольных образовательных организаций — не позднее 1 сентября текущего года.