Проблемы и перспективы развития лёгкой промышленности в РФ. Тяжёлый случай лёгкой промышленности. Проблемы развития легкой промышленности Российской Федерации

  • 23.02.2023

Лёгкая промышленность - совокупность специализированных отраслей промышленности, производящих главным образом предметы массового потребления из различных видов сырья. Лёгкая промышленность занимает одно из важных мест в производстве валового национального продукта и играет значительную роль в экономике страны.

Каждая отрасль промышленности обладает своей значимостью и особенностями, поэтому государство в любом случае должно обращать внимание на проблемы и перспективы развития любой сферы деятельности. Легкая промышленность России относится к таким отраслям, в которых происходит производство товаров, предназначенных для народного потребления. Дополнительно продукция, которая создается данной промышленностью, направляется на использование в других сферах деятельности, к которым относится автомобилестроение и пищевая промышленность .

Легкая промышленность России на сегодняшний момент является достаточно хорошо развитой, поскольку результаты ее деятельности эффективно используются для экспорта в другие страны, а при этом продукция считается конкурентоспособной по сравнению с теми товарами, которые имеются на зарубежном рынке. Дополнительно следует отметить, что данная отрасль предоставляет огромное количество рабочих мест, причем большинство людей, занятых в этой сфере, являются женщинами. Развитие легкой промышленности происходит постоянно, а при этом она считается важной сферой деятельности в государстве. Это обусловлено тем, что легкая промышленность оказывает непосредственное воздействие на экономическую ситуацию в России, а также именно здесь наблюдается очень быстрая оборачиваемость капитала, в результате чего не наблюдаются застои и другие проблемы, которые присущи многим другим отраслям деятельности.

Дополнительно следует отметить, что технологические циклы этой области затрагивают такую важную отрасль как сельское хозяйство и химическую промышленность. За счет этого необходимо уделять как можно больше внимания развитию легкой промышленности. В результате можно наблюдать с каждым годом улучшения ситуации в этой области деятельности. Отрасли и предприятия легкой промышленности в России Сама легкая промышленность подразделяется на множество различных отраслей, каждая из которых обладает своими особенностями и характеристиками.

В первую очередь следует выделить текстильную и кожевенную промышленность, обувную и швейную, а также меховую. Текстильная отрасль считается наиболее приоритетной, значимой и доходной, поскольку продукция от ее работы является востребованной не только на отечественном рынке, но в зарубежных странах. Современные товары, которые создаются на предприятиях легкой промышленности, успешно конкурируют с другими товарами, изготавливающимися в различных странах мира. Это обусловлено тем, что современные компании, которые являются многочисленными, а также которые специализируются на создании текстиля или швейной продукции, стараются внедрить в производство как можно больше современного и инновационного оборудования .

В результате этого получается высококачественная продукция, которая не содержит вредных компонентов, а также обладает интересным и изысканным дизайном. Однако такие нововведения требуют довольно существенных затрат со стороны производителей, в результате чего растет себестоимость и самой продукции. Это приводит росту цен на товары, а спрос постоянно изменяется, поэтому крайне важно налаживать оптимальные и постоянные отношения с другими странами, которые будут приобретать товары легкой промышленности для собственного использования.

Определенные проблемы в развитии легкой промышленности можно наблюдать в последнее время, когда многие европейские страны ввели многочисленные санкции к России, в результате чего можно наблюдать довольно существенное снижение экспорта товаров данной отрасли.

В результате множество продукции остается невостребованной, а реализовать ее полностью на внутреннем рынке практически невозможно. Это приводит к тому, что предприятия, занимающиеся в этой сфере деятельности, всеми силами стараются снизить себестоимость выпускаемых товаров. В большинстве случаев это приводит к снижению качества продукции, что не является хорошим показателем для состояния экономики России в целом.

Именно поэтому министерство легкой промышленности в России всеми силами старается наладить обстановку, для чего компаниям предлагаются очень выгодные условия для покупки инновационной и современной техники, которую они могут приобрести по низким процентным ставкам в кредит. Дополнительно предоставляются всевозможные субсидии и пособия для предприятий легкой промышленности, которые подошли к кризисному состоянию ввиду того, что не могут сбыть большую часть своей продукции.

Именно с помощью инновационного и уникального оборудования можно добиться того, что для получения качественной и надежной продукции не нужно будет затрачивать слишком много средств, а также весь процесс будет полностью автоматизированным, поэтому отсутствует необходимость в ручном труде работников. С одной стороны это является очень хорошим решением, поскольку затраты на оплату труда будут минимальными, однако с другой стороны уменьшается количество рабочих мест в области легкой промышленности, а это ведет к тому, что большое количество человек не могут найти себе работу, что ведет к росту безработицы.

В 2015 году доля лёгкой промышленности в общем объёме производства страны составляла 1,4%.

Объём продукции в текстильном и швейном производстве - 143 млрд рублей.

Объём продукции в текстильном производстве - 78,2 млрд рублей.

Инвестиции в основной капитал в текстильном и швейном производстве - 9,1 млрд рублей.

Инвестиции в основной капитал в производстве кожи, изделий из кожи и производство обуви - 2,3 млрд рублей.

В 2008-2015 годах были введены в действие мощности по производству трикотажных изделий на 4,8 млн. штук, по производству чулочно-носочных изделий - на 33,8 млн пар.

Предприятия лёгкой промышленности расположены практически во всех субъектах Российской Федерации. Регионы с наибольшей долей лёгкой промышленности представлены в таблице. Среди российских регионов особенно выделяется Ивановская область, в которой лёгкая промышленность является основной отраслью промышленности.

Таблица 1. Удельный вес лёгкой промышленности в общем объёме производства региона в 2015 году, %

Лёгкая промышленность России на 2015 год включала около 14 тысяч предприятий и организаций, из которых 1437 относились к крупным и средним. 70% объёма производства приходится на 300 наиболее крупных предприятий. Общая численность занятых в отрасли составляла свыше 550 тыс. человек, из них 80% - женщины. Доля продукции, производимой по заказам силовых структур, составляла около 11% от общего объёма выпуска продукции лёгкой промышленности. В лёгкой промышленности функционируют 20 специализированных научно-исследовательских институтов.

Средняя начисленная заработная плата в текстильном и швейном производстве - 10074 руб./мес.

Средняя начисленная заработная плата в производстве кожи, изделий из кожи и производство обуви - 10616 руб./мес.

Таким образом, легкая промышленность в России является областью, которая считается перспективной и интересной для инвесторов, хоть она и переживает в настоящее время достаточно трудные времена. Однако кризисная обстановка наблюдается практически в каждой области промышленности за счет существенного снижения экспорта. Однако государство предпринимает определенные меры, направленные на улучшение обстановки, поэтому можно ожидать в ближайшем будущем налаживания состояния данной сферы деятельности .

расширение мер господдержки технического перевооружения наших предприятий становится ключевой задачей. На сегодня на эти цели федеральным бюджетом уже предусмотрены субсидии по кредитам в размере 425 млн руб. Все поступающее на предприятия новое технологическое оборудование освобождается от начисления НДС и в отношении него установлены нулевые таможенные пошлины.

В настоящее время, согласно утвержденным правилам, изделия, предназначенные для армии, должны выполняться из отечественных тканей. Размещение государственного заказа действительно является серьезной мерой поддержки российских предприятий легкой промышленности. Этот инструмент приобрел особую важность в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию. Условия, на которых мы вступили, позволяют нам разместить у собственных производителей вплоть до 100% государственных и муниципальных заказов.

Объем ежегодного заказа Минобороны на обмундирование и одежду составляет около 25 млрд руб. Известно, что после запрета импортных поставок для гособоронзаказа закупки всей продукции легкой промышленности у отечественных производителей увеличились с 30% до 70%. Сейчас мы ведутся переговоры с различными российскими компаниями и организациями, о закупке форменной и фирменной одежды и экипировки у отечественных предприятий. Наши производители также могут предложить и другой ассортимент товаров легкой промышленности: это и постельное белье, и занавески, и различный промышленный текстиль.

Представляется вполне логичным, чтобы государственные нужды и потребности крупных корпораций обеспечивались за счет национальной промышленности. Все перечисленные меры поддержки помогут обеспечить эффективное импортозамещение в современных международных условиях.

Новые перспективные проекты в области легкой промышленности, реализуемые в России

Компания «БТК групп» реализует новый проект в городе Шахты по созданию высокотехнологичных синтетических тканей и швейных изделий из них. По имеющейся информации, комплекс высокотехнологичного производства готов на 90%. Компания инвестировала в производства порядка 2,5 млрд руб. Практически на 50% модернизирован и продолжает модернизацию Камышенский хлопчатобумажный комбинат: в Волгоградской области появилось современное производство по выпуску хлопчатобумажной пряжи и постельного белья. А вот в небольшом городке на границе с Украиной на «Донецкой мануфактуре» производят очень качественную махру: халаты и полотенца. Изделия этой фабрики имеют огромный экспортный потенциал. Созданы и производят высококонкурентную продукцию в сфере нетканых материалов такие предприятия, как «Термопол» и «Весь мир». В качестве интересного примера можно отметить крупное предприятие «Русская кожа», которое организовало производство кожи для автомобильной промышленности. Оно реализует инвестиционный проект по производству специальных натуральных автомобильных кож с высокими эксплуатационными свойствами на базе новых импортозамещающих химических материалов.

Стоит отметить новый проект OpenRussianFashion. Он направлен на продвижение российских брендов за рубежом. Есть хороший опыт в Милане, где эта программа стартовала в сентябре, и Пекине.

Перспективы развития текстильной и швейной промышленности в России до 2015 года

3.2 Проблемы развития легкой промышленности Российской Федерации

Главной причиной кризисного состояния легкой промышленности является технологическая отсталость большинства предприятий, что приводит к уменьшению конкурентоспособности продукции. Для выхода из сложившейся ситуации необходима активизация инновационной деятельности, главной задачей которой является внедрение и использование результатов научных исследований и разработок на предприятиях. Анализ ситуации в области инновационной деятельности показал, что спрос на основные научно-технические достижения и технологии довольно низкий, что усиливает технологическое отставание отрасли. Инновационная деятельность предприятий в основном сдерживается недостатком финансовых средств, среди других причин выделяют слишком высокие затраты на инновации и длительные сроки их окупаемости.

Для активизации инновационной деятельности необходимы следующие меры:

1. Улучшение нормативно-правовой системы со стороны государства, с целью повышения инновационной деятельности предприятия;

2. Экономическая поддержка предприятий, участвующих в инновационной деятельности;

3. Поддержка инновационной деятельности на региональном уровне;

4. Развитие международного сотрудничества в области инновационной деятельности.

Для улучшения инновационной деятельности необходимо наличие научно-исследовательских институтов.

Также существуют кадровые проблемы. Во-первых, это нехватка квалифицированных специалистов высшего и среднего звена. Во-вторых, отсутствие у многих руководящих работников знаний и инициативы, необходимых для успешного перевода производства с командно-административных методов функционирования на рыночные и успешного развития предприятия в современных условиях. Эту проблему можно решить путем подготовки новых и переподготовки старых кадров.

Для отдельной отрасли легкой промышленности существует проблема рынка сырья. В первую очередь, это проблема текстильной промышленности, основным сырьем для которой является хлопок. В советское время основными поставщиками хлопка были Узбекистан, Таджикистан, но вместе с распадом СССР нарушились и экономические связи. Из-за стремления бывших союзных республик заработать больше денег сырье поставлялось по демпинговым ценам за пределы бывшего Союза, что сократило поставки хлопка в Россию. Данную проблему можно решить путем уменьшения доли хлопчатобумажной продукции и изменения структуры производства.

Динамика развития и размещение предприятий легкой промышленности в Тюменской области

Несмотря на то, что выручка продукции предприятий легкой промышленности Тюменской области в денежном выражении росла, однако это не является показателем того, что роль ее в экономике Тюменской области увеличилась. В то время...

Легкая промышленность

Легкая промышленность

Западные санкции несильно повлияли на ситуацию в отрасли. Российский рынок легкой промышленности очень емкий. Если нашим западным партнерам он кажется неперспективным, то свои предложения могут сделать наши восточные друзья...

Легкая промышленность

Сегодня конъюнктура по производству различных видов товаров легкой промышленности меняется в нашу пользу. Во-первых, производство в Юго-Восточной Азии перестает быть дешевым, во-вторых, все дороже становится логистическая составляющая...

Лизинг как система материального обеспечения организации

Для российского лизингового бизнеса современный этап - чрезвычайно продуктивен. Невзирая на затруднения с финансированием у ряда компаний во второй половине 2007 г....

Миграция рабочей силы на примере России

Особенности регионального развития кредитной кооперации в России

В связи с реализацией национального проекта «Развитие АПК» с различных трибун заявляют, что в России необходимо создать многоуровневую кредитную кооперативную систему...

Легкая промышленность является одной из отраслей комплекса, производящего товары народного потребления. Данная отрасль является обрабатывающей и выпускает продукцию для населения: ткани, одежду, обувь, трикотаж...

Перспективы развития текстильной и швейной промышленности в России до 2015 года

Легкая промышленность по сравнению с другими отраслями производства имеет менее выраженную территориальную структуру, так как практически в каждом районе есть какие-то предприятия. Тем не менее, можно выделить специализированные районы...

Перспективы развития текстильной и швейной промышленности в России до 2015 года

В 1999 и 2000 годах предприятия легкой промышленности использовали создавшиеся возможности для расширения импортозамещения, увеличив темпы прироста объемов производства продукции до 20% ежегодно...

Перспективы развития текстильной и швейной промышленности в России до 2015 года

После кризиса 1998 года, темп роста производства всех видов тканей к уровню предыдущего года составил в 2000 году 20,9%, в 2001 году - 12,7%, в 2003 году он снизился до 3%, а в 2004 году темп роста имел уже отрицательное значение - 95,6 процентов...

Перспективы развития текстильной и швейной промышленности в России до 2015 года

Несмотря на существование серьезных проблем развития легкой промышленности, существуют и перспективные направления развития. Необходимо отметить, что на сегодняшний день в России имеется достаточная сырьевая база легкой промышленности...

1. Современная банковская система: принципы построения, структура, механизм функционирования, конкуренция и государственное регулирование Чтобы сформулировать определение понятия «банковская система» и одновременно понять...

Современные банковские системы

Создание развитой банковской системы ключевое условие радикальных экономических преобразований в любой стране. Банковская система России представляет собой двухуровневую систему, состоящую из Центрального Банка Российской Федерации...

Технико-экономический уровень производства предприятия

В последнее время весьма актуальными являются проблемы, связанные с присоединением России к ВТО и конкурентоспособностью предприятий текстильной и лёгкой промышленности. В условиях развития российской экономики...

Главная цель развития легкой промышленности России состоит в преобразовании ее в динамично развивающуюся, высокотехнологичную, эффективную и конкурентоспособную отрасль, обеспечивающую увеличение доли отечественных товаров на внутреннем рынке и выход на внешний рынок.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

Проведение технологической модернизации организаций и обеспечение на этой основе стабильного инновационного развития отрасли;

Повышение уровня переработки отечественного натурального сырья (льна, шерсти, кожи и меха), сокращение, а в последующем и полное прекращение экспорта сырья в не переработанном или недостаточно переработанном виде;

Увеличение удельного веса химических волокон и нитей в сырьевом балансе отрасли;

Повышение рентабельности производства до уровня 20-25%;

Повышение уровня менеджмента и маркетинга в организациях;

Ликвидация убыточных производств и оптимизация структуры отрасли на основе концентрации производства;

Повышение производительности труда, решение социальных проблем, связанных с высвобождением работников легкой промышленности;

Обеспечение защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции;

Создание экономических условий для постепенного сокращения использования организациями толлинговых схем работы;

Создание системы систематической подготовки, переподготовки и аттестации кадров технического и управленческого звеньев;

Расширение интеграции России в мировое производство товаров легкой промышленности.

Основным условием роста производства в легкой промышленности, увеличения объема продаж на внутреннем рынке и выхода на международный рынок является повышение конкурентоспособности продукции. Оно может быть достигнуто только путем технологической модернизации предприятий, минимизации затрат, повышения критериев оценки качества сырья, повышения уровня научно-технического и кадрового обеспечения отрасли.

В этих целях необходимы следующие направления развития базовых технологий в отраслях легкой промышленности:

в хлопчатобумажной промышленности :

Внедрение в прядильном производстве автоматизированных поточных линий для разрыхления и смешивания волокна, кардочесальных и ленточных машин с авторегулятором линейной плотности ленты, прядильных и мотальных машин с автоматическими съемниками паковок и электронной очисткой пряжи;

Внедрение в отделочном производстве оборудования периодического и непрерывного действия для отделки в расправку как чисто хлопчатобумажных тканей, так и тканей с использованием химических волокон и нитей;


в шерстяной промышленности :

Расширение ассортимента шерстяных тканей за счет использования химических волокон нового поколения, освоение производства новых моделей одежды в модном художественно-колористическом оформлении;

в шелковой промышленности :

Увеличение производства тканей бытового назначения с использованием перспективных видов химического сырья, в том числе полиэфирных, полипропиленовых, биологически активных и других модифицированных нитей и волокон;

Расширение ассортимента шелковых тканей технического и специального назначения для медицинской промышленности и силовых структур;

в льняной промышленности :

Расширение производства льносодержащих смесовых изделий на основе новых технологий, обеспечивающих высокие потребительские свойства изделий;

в трикотажной промышленности :

Увеличение выпуска легкого верхнего трикотажа, белья и изделий, в том числе для спорта, на основе освоения модифицированных полиамидных, полиэфирных и вискозных нитей малых линейных плотностей;

Широкое внедрение кругловязальных машин с электронным управлением, основовязальных машин с расширенными технологическими возможностями, в том числе рашель-машин для высокорастяжимого гипюра;

в промышленности нетканых материалов :

Увеличения выпуска материалов для дорожного строительства;

Автомобильной промышленности и стройиндустрии;

Расширение номенклатуры выпуска медицинских изделий и фильтровальных материалов;

в швейной промышленности :

Реформирование производства путем его разукрупнения для большей мобильности и выпуска одежды небольшими партиями;

Расширение ассортимента спецодежды для различных производств;

в кожевенно-обувной промышленности :

Расширение ассортимента натуральных кож с заданным комплексом потребительских свойств в широкой цветовой гамме с различными видами отделки для обуви, одежды, кожгалантереи, обивочных материалов;

Повышение экологичности кожевенного производства;

в меховой промышленности :

Промышленное освоение химических препаратов нового поколения для обработки мехового сырья;

Оснащение центров моделирования и конструирования меховых изделий программным обеспечением последних версий.

Важнейшим направлением является разработка технических регламентов на производство изделий легкой промышленности в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» и разработка национальных стандартов, обеспечивающих повышение качества продукции.

Бизнес-сообщество отрасли приложило немало усилий, чтобы в корне изменить ситуацию и, в первую очередь, доказать необходимость поддержки и развития отечественного текстиля. Понимание этого есть на всех уровнях государственной власти. Проблемы отрасли стали предметом обсуждения на заседании президиума Госсовета, постоянно находятся в поле зрения Правительства Российской Федерации, исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации. Инициатором решения многих проблем отрасли стали Российский союз предпринимателей текстильной и легкой промышленности, отраслевые ассоциации и союзы. Их инициативы нашли активную поддержку в министерствах и ведомствах, Совете Федерации, Государственной Думе, в Правительстве.

В 2009 г. принята Стратегией развития легкой промышленности России на период до 2020 года, которая предусматривает, что в 2020 году доля отечественных товаров текстильной и легкой промышленности в объеме продаж на российском рынке составит не менее 50 %.

Решение этих задач может быть обеспечено на основе ускоренной модернизации отрасли.

Основными направлениями модернизации текстильной и легкой промышленности являются:

Модернизация и техническое переоснащение оборудования;

Модернизация межотраслевого взаимодействия на основе создания промышленных кластеров;

Модернизация отраслевого планирования и координации.

Модернизация и техническое переоснащение оборудования осуществляются на основе инвестиционных проектов в прядении, ткачестве и отделке тканей, в трикотажном и нетканом производствах. Финансовые вложения преимущественно направляются на технологические процессные инновации и приобретение современного прядильного оборудования фирм «Шляффхорст», «Трючлер», «Ритер»; широкоширинных ткацких станков фирмы «Пиканоль»; высокопроизводительного автоматизированного отделочного оборудования фирм «Шторк», «Риджани», «Шторман», «Пробан», «Текстима» и других, в результате чего не только производится конкурентоспособная продукция, но повышается производительность труда в 8-10 раз, заработная плата более чем в 3 раза, бюджетная эффективность от налоговых поступлений в расчете на одного работающего - до 20 раз. Однако модернизация осуществляется исключительно на основе импортного оборудования, поскольку состояние отечественного текстильного машиностроения, соответствующее третьему технологическому укладу, может оцениваться как катастрофическое отставание.

Учитывая высокую капиталоемкость текстильных производств, для модернизации отрасли необходимы значительные инвестиционные ресурсы. Так усредненная стоимость модернизации предприятий со средним объемом производства требует затрат на реализацию проекта от 100 до 125 млн. руб., а для крупных текстильных предприятий - от 750 до 1500 млн. руб. Даже без учета роста цен на оборудование и строительно-монтажные работы по экспертным оценкам для модернизации отрасли потребуется 170-180 млрд. руб., а в среднем до 2020 г. ежегодно необходимо будет привлекать и осваивать инвестиции в объеме 14-15 млрд. руб. Такими ресурсами отрасль не располагает, но они могут и должны быть изысканы.

В первую очередь это расширение доступа предприятий к долгосрочным кредитным ресурсам. Однако только 8 % российских банков рассматривают текстильную и легкую промышленность привлекательными для долгосрочного кредитования. Остальные банки занимают сдерживающую политику по вопросам отраслевого кредитования предприятий, что проявляется не только в размере ставки кредитования, которая существенно выше общемировой практики, но и в том, что банки порой принимают на себя не свойственные им функции в кредитовании. Это относится к тенденции банков стать собственником предприятия-заемщика, запрашивающего кредит для инвестирования в развитие. Часто данное условие является решающим в отказе руководителей предприятия от своих инновационных намерений или их отсрочке.

Другая возможность модернизации оборудования заключается в создании региональных отраслевых лизинговых компаний с участием государственного капитала. Значительные средства можно было бы привлечь из прибыли предприятий, освободив от уплаты налога ту ее часть, которая направляется на внедрение инноваций. Этот вопрос требует законодательного решения, и такой положительный опыт государственной поддержки отрасли есть.

Так за последние два-три года серьезными мерами государственной поддержки отрасли стали:

1. Отмена ввозных таможенных пошлин практически на всю товарную номенклатуру ВЭД РФ технологического и лабораторного оборудования (комплектующих и частей к нему), предназначенного для текстильной и легкой промышленности.

2. Отмена НДС на ввозимое технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, не имеющее аналогов в Российской Федерации, в том числе 39 позиций ТН ВЭД для отрасли, или 25 % от числа утвержденных наименований.

3. Увеличение размера возмещения части затрат предприятий на уплату процентных ставок по кредитам с 1/2 до 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

4. Выделение из федерального бюджета в 2008-2009 гг. по 100 млн. руб. на субсидирование процентных ставок по кредитам на техническое перевооружение производства с перспективой увеличения размера субсидий до 200 млн. руб. в 2010 г.

В России необходимо модернизировать, а точнее, восстанавливать отечественное текстильное машиностроение совместно с ведущими импортерами. Для этого необходимо научное сопровождение, необходимо возродить научный потенциал отрасли. Это позволит осуществить технологические «прорывы».

Таким прорывом может стать разработка и реализация программы «Нефть, продукты ее переработки, готовые товары текстильной и легкой промышленности». Эта идея положена в основу модернизации отрасли путем организации новой формы межотраслевого взаимодействия на основе создания текстильных промышленных кластеров.

В соответствии с Поручениями Президента Российской Федерации первый пилотный проект текстильного кластера запущен в 2008 г. в Ивановской области как комплекс взаимодействия текстильной промышленности и смежных отраслей, включая нефтегазовый комплекс, машиностроение, швейные производства, торговлю, финансово-кредитную систему.

В состав кластера должны войти: стержневая отрасль - это предприятия текстильной промышленности; вспомогательная отрасль - предприятия, производящие текстильное сырье, химические материалы и красители, текстильное оборудование и запасные части к нему, учебные организации; обслуживающая отрасль - предприятия торговли, складские комплексы и таможенные терминалы, финансово-кредитные организации. Однако в настоящее время отсутствует концепция текстильно-промышленного кластера, и это сдерживает процессы его развития. Остается неясным механизм формирования кластера: кто должен организовать кластер - администрация региона или он самоорганизуется как объективное экономическое явление, присущее рынку. Каждый участник кластера является хозяйствующим субъектом со своими экономическими интересами и коммерческими выгодами. Для того чтобы он стал участником межотраслевого взаимодействия, ему должны быть понятны механизмы извлечения коммерческой выгоды, и если она не будет доступна каждому участнику кластера, то рассчитывать на их добровольное участие в этом процессе не придется. Должны быть понятны выгоды каждого. Важно эти интересы учесть и объединить.

Интеграция предприятий и отраслей в кластер должна осуществляться в соответствии с региональной промышленной политикой, направленной не на поддержку отдельных предприятий и отраслей, а на развитие межотраслевого взаимодействия и кооперации, в результате чего в Ивановской области будет сформирован локальный экономический комплекс с сильными чертами устойчивости, способный вывести текстильную отрасль из стагнации, сформировать условия для экономического роста и инициирования положительной экономической динамики региона.

Объективными условиями формирования регионального текстильного кластера стали практические действия текстильных предприятий Ивановской области, направленные на самосохранение, сохранение отрасли и защиту ее интересов путем объединения в вертикально интегрированные финансово-промышленные группы и холдинги, основанные на слиянии капитала.

В результате образованы крупные региональные интегрированные структуры, функционирующие на текстильном рынке страны, такие как ОАО «ФПК «Росконтракт», ОАО ХБК «Шуйские ситцы», ЗАО «Компания «Мега», Ассоциация предприятий «ТДЛ», ЗАО ТК «Русский Дом», ООО «Промышленная группа «Роско», ООО «Яковлевская мануфактура», ОАО «Альянс «Русский текстиль», Ассоциация предприятий «Восток-Сервис», ОАО ЦК ФПГ «Текстильный холдинг «Яковлевский», объединяющие около сорока текстильных предприятий области.

Это позволило на новом уровне сформировать региональное рыночное равновесие, обеспеченное не только с учетом требований рынка, но необходимой сопряженностью между производствами текстильного кластера.

Для обеспечения сопряженности требуется техническое перевооружение ведущих предприятий текстильной промышленности и строительство дополнительных мощностей в прядении и ткачестве, швейном и трикотажном производствах, входящих в текстильный кластер региона, при координационной и финансовой поддержке Правительства Ивановской области.

Такие решения приняты и в 2005-2007 гг. ведущими текстильными предприятиями области за счет собственных средств реализованы следующие объемы инвестиций в основной капитал: ОАО «Самтекс» - 3,5 млн. евро; ОАО «Родники-Текстиль» - 1500 млн. руб.; ОАО ХБК «Шуйские ситцы» - 1150 млн. руб.; ОАО «Альянс «Русский текстиль» - 720 млн. руб.; ООО «Промышленная группа «Роско» - 350 млн. руб.; ОАО ЦК ФПГ «Текстильный холдинг «Яковлевский» - 300 млн. руб. При этом темп роста инвестиций в основной капитал в 2006 г. в Ивановской области был выше, чем в среднем по Российской Федерации и составил 108,6 % против 105,6 %.

Эти меры позволили ускорить модернизацию отрасли и повысить ее конкурентоспособность.

Модернизация отраслевого планирования и координации требует объединения усилий, но это не может рассматриваться как возврат к прошлому, поскольку должно решаться на иных подходах. За хозяйствующим субъектом должны оставаться полная свобода и самостоятельность в принимаемых решениях. Необходимо вернуться к отраслевому планированию и координации, но на иных, нежели ранее, подходах, учитывающих интересы частного бизнеса и региональные выгоды от консолидации усилий, более эффективного распределения и использования ресурсов. «Форпостами» корпоративной солидарности, защиты интересов отрасли могут и должны стать вертикально интегрированные центры, финансово-промышленные группы, что повысит конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность отрасли.

К интегрированным структурам типа ФПГ в текстильной промышленности можно отнести концерн «Ростекстиль». В настоящее время это крупнейшее в России объединение производителей текстильной продукции, включающее около 350 предприятий, расположенных по всей территории России, которые выпускают до 80 % продукции отрасли.

Концерн «Ростекстиль», созданный на базе бывшего Министерства текстильной промышленности СССР, представляет разновидность горизонтально интегрированной структуры с тенденцией к построению вертикально интегриро-ванных промышленных цепочек.

Основной целью акционерного общества «Ростекстиль» является предоставление предприятиям текстильной промышленности представительских, консультативных и информационных услуг, производство и сбыт текстильных товаров. Свои функции концерн видит в организации торговли, проведении маркетинга, организации ярмарок, участии в федеральных и региональных программах поддержки текстильной отрасли, создании производственных цепочек, а в основном - в представлении интересов текстильной отрасли в государственных органах.

Благодаря ранее наработанным связям, руководству концерна достаточно хорошо удается справляться с представительскими функциями. По мнению независимых экспертов, ОАО «Ростекстиль» является одной из немногих организаций, которые могут оказывать влияние на состояние дел в текстильной промышленности. В то же время «Ростекстиль» не ставит целью помощь членам концерна на уровне предприятий.

Оценить рыночную эффективность концерна достаточно сложно в связи с тяжелым положением отрасли вообще. Однозначно утверждать, что объединение текстильных предприятий в концерн сыграло положительную роль и усилило их положение на рынке, нельзя. Однако с учетом пассивности большей части отечественных текстильных производителей, маркетинговые мероприятия, проводимые центральной компанией концерна, помощь в организации продаж, поставок сырья и развития межрегиональных связей оказывают позитивное влияние на положение предприятий и самой отрасли.

Таким образом, модернизацию системы планирования и координации следует рассматривать как фактор стабилизации отрасли и инициирования ее положительной экономической динамики.

В 1999 и 2000 годах предприятия легкой промышленности использовали создавшиеся возможности для расширения импортозамещения, увеличив темпы прироста объемов производства продукции до 20% ежегодно.

Однако с 2001 года в легкой промышленности произошло замедление темпов роста производства, а затем и его сокращение, ухудшились финансово-экономические показатели работы отрасли.

Для того чтобы понять с чем это связано, необходимо рассмотреть проблемы развития легкой промышленности.

Главной причиной кризисного состояния легкой промышленности является технологическая отсталость большинства предприятий, что приводит к уменьшению конкурентоспособности продукции. Для выхода из сложившейся ситуации необходима активизация инновационной деятельности, главной задачей которой является внедрение и использование результатов научных исследований и разработок на предприятиях. Анализ ситуации в области инновационной деятельности показал, что спрос на основные научно-технические достижения и технологии довольно низкий, что усиливает технологическое отставание отрасли. Инновационная деятельность предприятий в основном сдерживается недостатком финансовых средств, среди других причин выделяют слишком высокие затраты на инновации и длительные сроки их окупаемости.

Для активизации инновационной деятельности необходимы следующие меры:

  • 1. Улучшение нормативно-правовой системы со стороны государства, с целью повышения инновационной деятельности предприятия;
  • 2. Экономическая поддержка предприятий, участвующих в инновационной деятельности;
  • 3. Поддержка инновационной деятельности на региональном уровне;
  • 4. Развитие международного сотрудничества в области инновационной деятельности.

Для улучшения инновационной деятельности необходимо наличие научно-исследовательских институтов.

Также существуют кадровые проблемы. Во-первых, это нехватка квалифицированных специалистов высшего и среднего звена. Во-вторых, отсутствие у многих руководящих работников знаний и инициативы, необходимых для успешного перевода производства с командно-административных методов функционирования на рыночные и успешного развития предприятия в современных условиях. Эту проблему можно решить путем подготовки новых и переподготовки старых кадров.

Для отдельной отрасли легкой промышленности существует проблема рынка сырья. В первую очередь, это проблема текстильной промышленности, основным сырьем для которой является хлопок. В советское время основными поставщиками хлопка были Узбекистан, Таджикистан, но вместе с распадом СССР нарушились и экономические связи. Из-за стремления бывших союзных республик заработать больше денег сырье поставлялось по демпинговым ценам за пределы бывшего Союза, что сократило поставки хлопка в Россию. Данную проблему можно решить путем уменьшения доли хлопчатобумажной продукции и изменения структуры производства.

Несмотря на существование серьезных проблем развития легкой промышленности, существуют и перспективные направления развития.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день в России имеется достаточная сырьевая база легкой промышленности, которая может использоваться с большей эффективностью. Уже сейчас Россия может почти полностью удовлетворить потребности предприятий в льноволокне, кожевенном и меховом сырье, искусственных волокнах, нитях, шерсти. Требуется решить вопросы производства в достаточном количестве синтетических волокон и нитей.

Одним из перспективных направлений развития станет изменение структуры производства текстильной промышленности, уменьшение доли хлопчатобумажной и повышение доли льняной продукции. Для этого необходимо широкое развитие процессов переработки льна не только на предприятиях льняной промышленности, но и на предприятиях хлопчатобумажной промышленности. В перспективе должны быть решены следующие задачи:

I. Создание надежной базы отечественного натурального сырья за счет увеличения валовых сборов льна, а так же высвобождение льна из производства продукции технического назначения;

II. Замена на предприятиях хлопчатобумажной промышленности части закупаемого хлопкового волокна на льняное за счет освоения новых технологий;

III. Развитие экспортного потенциала за счет поставок льна, а так же высококачественных льняных тканей и готовых изделий.

Так же, для перспективного развития отрасли необходимо повышать качество выпускаемой продукции и делать ее конкурентоспособной по сравнению с импортными товарами. Для этого необходима модернизация производства и развитие научно-технической отрасли. В ближайшее время целесообразно развивать уже существующие техники и технологии в направлении существующего технологического оборудования, позволяющего более полно использовать отечественное натуральное и химическое сырье с целью расширения ассортимента, повышения качества, конкурентоспособности продукции.

Для перспективного развития легкой промышленности необходимо увеличение инвестиционной привлекательности производства. Для этого необходима соответствующая нормативно-правовая база, предпринимателю должно быть выгодно вкладывать финансовые средства в предприятия легкой промышленности. С одной стороны, в легкой промышленности оборачиваемость средств происходит 2-4 раза, что само по себе уже выгодно. Но кроме этого необходимо изменение финансово-правовой политики государства в отношении легкой промышленности. Со стороны государства первоочередными мерами, направленными на создание условий для развития отрасли станут:

  • 1. снижение ввозных таможенных пошлин на высокоэффективное технологическое оборудование для легкой промышленности, не производимое в Российской Федерации;
  • 2. оптимизация таможенных пошлин на сырье и материалы, используемые предприятиями легкой промышленности;
  • 3. включение в действующие и разрабатываемые федеральные целевые программы важнейших работ, направленных на внедрение новых технологий в легкой промышленности.
  • 4. пресечение незаконного ввоза товаров легкой промышленности на территорию Российской Федерации и совершенствование механизма получения и использования гуманитарной помощи;
  • 5. пресечение незаконного производства продукции легкой промышленности
  • 6. активизация работы по осуществлению мероприятий, способствующих улучшению сырьевой обеспеченности легкой промышленности"".

Так же государственная деятельность направлена на поддержку экспорта продукции о чем свидетельствует Концепция развития государственной финансовой поддержки экспорта промышленной продукции, одобренная Распоряжением Правительства Российской федерации от 14 октября 2003 года № 1493-р.

Приложение.

Легкая промышленность Иркутской области

Легкая промышленность области включает в себя организации ОАО «Швейная фирма «ВиД», ООО ПКФ «Ревтруд», ООО «Братская швейная фабрика», ООО «Тельминская швейная фабрика», ООО «Блик», ООО «Спецобувь».

Динамика производства в легкой промышленности области

Наименование показателя

Годы 2001 2002 2003 2004

Индекс физического объема, % 108 85 90 85

Объем промышленной продукции, млн руб. 289 390 304 328

Доля в промышленности, % 0,3 0,3 0,2 0,2

Инвестиции, млн руб. - 5,5 8,4 27,8

Количество предприятий, ед. 241 181 169 153

Численность работающих, чел. 6 577 6 249 5 496 4 700

Среднемесячная заработная плата, руб. 1 183 1 452 1 575 1 910

Объем отгруженной продукции в 2005 году составил 424,8 млн рублей, средневзвешенный индекс промышленного производства в 2005 году составил 104 %.

Основные проблемы:

  • 1. Ежегодно возрастающий импорт товаров легкой промышленности из стран Юго-Восточной Азии, Германии и стран СНГ. При этом темпы прироста ввоза товаров опережают темпы роста производства в области.
  • 2. Неэффективное использование производственных мощностей на некоторых организациях (процент загрузки - не более 50 %).
  • 3. Износ технологического оборудования (его активной части).
  • 4. Низкий уровень менеджмента.
  • 5. Низкая оплата труда.
  • 6. Отсутствие возможности получения организациями легкой промышленности долгосрочных кредитов на 10 - 15 лет на пополнение оборотных средств, техническое перевооружение производства и выпуск конкурентоспособной продукции.
  • 7. Отсутствие текстильных комбинатов на территории области, нахождение основных производителей сырья и материалов в Европейской части Российской Федерации.

Реализация высокоэффективных бизнес-планов, направленных на выпуск конкурентоспособной продукции, техническое перевооружение производства, обеспечение занятости населения области

  • 1. В порядке, установленном законодательством, оказание областной государственной поддержки инвестиционных проектов, реализуемых организациями легкой промышленности, размещение областных государственных заказов.
  • 2. Создание благоприятных условий для продвижения продукции отечественных производителей на внутренний и внешний рынки.
  • 3. Обеспечение реализации взаимовыгодного товарообмена между организациями легкой промышленности области и других субъектов Российской Федерации, создания совместных организаций.
  • 4. Содействие организации экспорта готовой продукции, в том числе в Монголию, для расширения рынков сбыта.
  • 5. Содействие созданию эффективного механизма по пресечению незаконного импорта, а также контроля за соблюдением качества и сертификации ввозимой на территорию Российской Федерации продукции.
  • 6. Содействие организации профильных выставочно-ярмарочных мероприятий с участием отечественных производителей.
  • 7. Содействие организации обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов предприятий отрасли.

Проведение мероприятий по увеличению выпуска конкурентоспособной продукции, сохранению рабочих мест, росту заработной платы, увеличению налоговых отчислений предусматривается организациями ежегодно в разрабатываемых бизнес-планах (инвестиционных проектах). В настоящее время уже разработаны долгосрочные инвестиционные проекты по техническому перевооружению производства на ОАО «Швейная фирма «ВиД», ООО «Спецобувь», ООО «Блик». Взаимные обязательства между администрацией области и организациями легкой промышленности закрепляются в ежегодных Соглашениях, реализация которых обеспечивает решение поставленных задач на текущий год.

Главная цель развития легкой промышленности России состоит в преобразовании ее в динамично развивающуюся, высокотехнологичную, эффективную и конкурентоспособную отрасль, обеспечивающую увеличение доли отечественных товаров на внутреннем рынке и выход на внешний рынок.

Для достижения указанной цели крайне важно решить следующие задачи:

– проведение технологической модернизации организаций и обеспечение на этой базе стабильного инновационного развития отрасли;

– повышение уровня переработки отечественного натурального сырья (льна, шерсти, кожи и меха), сокращение, а в последующем и полное прекращение экспорта сырья в не переработанном или недостаточно переработанном виде;

– увеличение удельного веса химических волокон и нитей в сырьевом балансе отрасли;

– повышение рентабельности производства до уровня 20-25%;

– повышение уровня менеджмента и маркетинга в организациях;

– ликвидация убыточных производств и оптимизация структуры отрасли на базе концентрации производства;

– повышение производительности труда, решение социальных проблем, связанных с высвобождением работников легкой промышленности;

– обеспечение защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции;

– создание экономических условий для постепенного сокращения использования организациями толлинговых схем работы;

– создание системы систематической подготовки, переподготовки и аттестации кадров технического и управленческого звеньев;

– расширение интеграции России в мировое производство товаров легкой промышленности.

Основным условием роста производства в легкой промышленности, увеличения объёма продаж на внутреннем рынке и выхода на международный рынок является повышение конкурентоспособности продукции. Оно должна быть достигнуто только путем технологической модернизации предприятий, минимизации затрат, повышения критериев оценки качества сырья, повышения уровня научно-технического и кадрового обеспечения отрасли.

В этих целях необходимы следующие направления развития базовых технологий в отраслях легкой промышленности:

в хлопчатобумажной промышленности :

– внедрение в прядильном производстве автоматизированных поточных линий для разрыхления и смешивания волокна, кардочесальных и ленточных машин с авторегулятором линœейной плотности ленты, прядильных и мотальных машин с автоматическими съемниками паковок и электронной очисткой пряжи;

– внедрение в отделочном производстве оборудования периодического и непрерывного действия для отделки в расправку как чисто хлопчатобумажных тканей, так и тканей с использованием химических волокон и нитей;

в шерстяной промышленности:

– расширение ассортимента шерстяных тканей за счёт использования химических волокон нового поколения, освоение производства новых моделœей одежды в модном художественно-колористическом оформлении;

в шелковой промышленности:

– увеличение производства тканей бытового назначения с использованием перспективных видов химического сырья, в т.ч. полиэфирных, полипропиленовых, биологически активных и других модифицированных нитей и волокон;

– расширение ассортимента шелковых тканей технического и специального назначения для медицинской промышленности и силовых структур;

в льняной промышленности:

– расширение производства льносодержащих смесовых изделий на базе новых технологий, обеспечивающих высокие потребительские свойства изделий;

в трикотажной промышленности:

– увеличение выпуска легкого верхнего трикотажа, белья и изделий, в т.ч. для спорта͵ на базе освоения модифицированных полиамидных, полиэфирных и вискозных нитей малых линœейных плотностей;

– широкое внедрение кругловязальных машин с электронным управлением, основовязальных машин с расширенными технологическими возможностями, в т.ч. рашель-машин для высокорастяжимого гипюра;

в промышленности нетканых материалов:

– увеличения выпуска материалов для дорожного строительства;

– автомобильной промышленности и стройиндустрии;

– расширение номенклатуры выпуска медицинских изделий и фильтровальных материалов;

в швейной промышленности:

– реформирование производства путем его разукрупнения для большей мобильности и выпуска одежды небольшими партиями;

– расширение ассортимента спецодежды для различных производств;

в кожевенно-обувной промышленности:

– расширение ассортимента натуральных кож с заданным комплексом потребительских свойств в широкой цветовой гамме с различными видами отделки для обуви, одежды, кожгалантереи, обивочных материалов;

– повышение экологичности кожевенного производства; в меховой промышленности:

– промышленное освоение химических препаратов нового поколения для обработки мехового сырья;

– оснащение центров моделирования и конструирования меховых изделий программным обеспечением последних версий.

Важнейшим направлением является выработка технических регламентов на производство изделий легкой промышленности в соответствии с Федеральным законом ʼʼО техническом регулированииʼʼ и выработка национальных стандартов, обеспечивающих повышение качества продукции.

Бизнес-сообщество отрасли приложило немало усилий, чтобы в корне изменить ситуацию и, в первую очередь, доказать крайне важно сть поддержки и развития отечественного текстиля. Понимание этого есть на всœех уровнях государственной власти. Проблемы отрасли стали предметом обсуждения на заседании президиума Госсовета͵ постоянно находятся в поле зрения Правительства Российской Федерации, исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации. Инициатором решения многих проблем отрасли стали Российский союз предпринимателœей текстильной и легкой промышленности, отраслевые ассоциации и союзы. Их инициативы нашли активную поддержку в министерствах и ведомствах, Совете Федерации, Государственной Думе, в Правительстве.

В 2009 ᴦ. принята Стратегией развития легкой промышленности России на период до 2020 года, которая предусматривает, что в 2020 году доля отечественных товаров текстильной и легкой промышленности в объёме продаж на российском рынке составит не менее 50 %.

Решение этих задач должна быть обеспечено на базе ускоренной модернизации отрасли.

Основными направлениями модернизации текстильной и легкой промышленности являются:

– модернизация и техническое переоснащение оборудования;

– модернизация межотраслевого взаимодействия на базе создания промышленных кластеров;

– модернизация отраслевого планирования и координации.

Модернизация и техническое переоснащение оборудования реализуются на базе инвестиционных проектов в прядении, ткачестве и отделке тканей, в трикотажном и нетканом производствах. Финансовые вложения преимущественно направляются на технологические процессные инновации и приобретение современного прядильного оборудования фирм ʼʼШляффхорстʼʼ, ʼʼТрючлерʼʼ, ʼʼРитерʼʼ; широкоширинных ткацких станков фирмы ʼʼПиканольʼʼ; высокопроизводительного автоматизированного отделочного оборудования фирм ʼʼШторкʼʼ, ʼʼРиджаниʼʼ, ʼʼШторманʼʼ, ʼʼПробанʼʼ, ʼʼТекстимаʼʼ и других, благодаря чему не только производится конкурентоспособная продукция, но повышается производительность труда в 8–10 раз, зарплата более чем в 3 раза, бюджетная эффективность от налоговых поступлений в расчете на одного работающего – до 20 раз. При этом модернизация осуществляется исключительно на базе импортного оборудования, поскольку состояние отечественного текстильного машиностроения, соответствующее третьему технологическому укладу, может оцениваться как катастрофическое отставание.

Учитывая высокую капиталоемкость текстильных производств, для модернизации отрасли необходимы значительные инвестиционные ресурсы. Так усредненная стоимость модернизации предприятий со средним объёмом производства требует затрат на реализацию проекта от 100 до 125 млн. руб., а для крупных текстильных предприятий – от 750 до 1500 млн. руб. . Даже без учета роста цен на оборудование и строительно-монтажные работы по экспертным оценкам для модернизации отрасли потребуется 170–180 млрд. руб., а в среднем до 2020 ᴦ. ежегодно крайне важно будет привлекать и осваивать инвестиции в объёме 14–15 млрд. руб. Такими ресурсами отрасль не располагает, но они могут и должны быть изысканы.

В первую очередь это расширение доступа предприятий к долгосрочным кредитным ресурсам. При этом только 8 % российских банков рассматривают текстильную и легкую промышленность привлекательными для долгосрочного кредитования. Остальные банки занимают сдерживающую политику по вопросам отраслевого кредитования предприятий, что проявляется не только в размере ставки кредитования, которая существенно выше общемировой практики, но и в том, что банки порой принимают на себя не свойственные им функции в кредитовании. Это относится к тенденции банков стать собственником предприятия-заемщика, запрашивающего кредит для инвестирования в развитие. Часто данное условие является решающим в отказе руководителœей предприятия от своих инновационных намерений или их отсрочке.

Другая возможность модернизации оборудования состоит в создании региональных отраслевых лизинговых компаний с участием государственного капитала. Значительные средства можно было бы привлечь из прибыли предприятий, освободив от уплаты налога ту ее часть, которая направляется на внедрение инноваций. Этот вопрос требует законодательного решения, и такой положительный опыт государственной поддержки отрасли есть. Так за последние два-три года серьезными мерами государственной поддержки отрасли стали:

1. Отмена ввозных таможенных пошлин практически на всю товарную номенклатуру ВЭД РФ технологического и лабораторного оборудования (комплектующих и частей к нему), предназначенного для текстильной и легкой промышленности.

2. Отмена НДС на ввозимое технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, не имеющее аналогов в Российской Федерации, в т.ч. 39 позиций ТН ВЭД для отрасли, или 25 % от числа утвержденных наименований.

3. Увеличение размера возмещения части затрат предприятий на уплату процентных ставок по кредитам с 1/2 до 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

4. Выделœение из федерального бюджета в 2008–2009 гᴦ. по 100 млн. руб. на субсидирование процентных ставок по кредитам на техническое перевооружение производства с перспективой увеличения размера субсидий до 200 млн. руб. в 2010 ᴦ.

В России крайне важно модернизировать, а точнее, восстанавливать отечественное текстильное машиностроение совместно с ведущими импортерами. Для этого крайне важно научное сопровождение, крайне важно возродить научный потенциал отрасли. Это позволит осуществить технологические ʼʼпрорывыʼʼ.

Таким прорывом может стать выработка и реализация программы ʼʼНефть, продукты ее переработки, готовые товары текстильной и легкой промышленностиʼʼ. Эта идея положена в основу модернизации отрасли путем организации новой формы межотраслевого взаимодействия на базе создания текстильных промышленных кластеров.

В соответствии с Поручениями Президента Российской Федерации первый пилотный проект текстильного кластера запущен в 2008 ᴦ. в Ивановской области как комплекс взаимодействия текстильной промышленности и смежных отраслей, включая нефтегазовый комплекс, машиностроение, швейные производства, торговлю, финансово-кредитную систему.

В состав кластера должны войти: стержневая отрасль - ϶ᴛᴏ предприятия текстильной промышленности; вспомогательная отрасль – предприятия, производящие текстильное сырье, химические материалы и красители, текстильное оборудование и запасные части к нему, учебные организации; обслуживающая отрасль – предприятия торговли, складские комплексы и таможенные терминалы, финансово-кредитные организации. При этом в настоящее время отсутствует концепция текстильно-промышленного кластера, и это сдерживает процессы его развития. Остается неясным механизм формирования кластера: кто должен организовать кластер - администрация региона или он самоорганизуется как объективное экономическое явление, присущее рынку. Каждый участник кластера является хозяйствующим субъектом со своими экономическими интересами и коммерческими выгодами. Для того чтобы он стал участником межотраслевого взаимодействия, ему должны быть понятны механизмы извлечения коммерческой выгоды, и если она не будет доступна каждому участнику кластера, то рассчитывать на их добровольное участие в данном процессе не придется. Должны быть понятны выгоды каждого. Важно эти интересы учесть и объединить.

Интеграция предприятий и отраслей в кластер должна осуществляться в соответствии с региональной промышленной политикой, направленной не на поддержку отдельных предприятий и отраслей, а на развитие межотраслевого взаимодействия и кооперации, благодаря чему в Ивановской области будет сформирован локальный экономический комплекс с сильными чертами устойчивости, способный вывести текстильную отрасль из стагнации, сформировать условия для экономического роста и инициирования положительной экономической динамики региона.

Объективными условиями формирования регионального текстильного кластера стали практические действия текстильных предприятий Ивановской области, направленные на самосохранение, сохранение отрасли и защиту ее интересов путем объединœения в вертикально интегрированные финансово-промышленные группы и холдинги, основанные на слиянии капитала.

В результате образованы крупные региональные интегрированные структуры, функционирующие на текстильном рынке страны, такие как ПАО (до 2015 г. ОАО) ʼʼФПК ʼʼРосконтрактʼʼ, ПАО (до 2015 г. ОАО) ХБК ʼʼШуйские ситцыʼʼ, ЗАО ʼʼКомпания ʼʼМегаʼʼ, Ассоциация предприятий ʼʼТДЛʼʼ, ЗАО ТК ʼʼРусский Домʼʼ, ООО ʼʼПромышленная группа ʼʼРоскоʼʼ, ООО ʼʼЯковлевская мануфактураʼʼ, ПАО (до 2015 г. ОАО) ʼʼАльянс ʼʼРусский текстильʼʼ, Ассоциация предприятий ʼʼВосток-Сервисʼʼ, ПАО (до 2015 г. ОАО) ЦК ФПГ ʼʼТекстильный холдинг ʼʼЯковлевскийʼʼ, объединяющие около сорока текстильных предприятий области.

Это позволило на новом уровне сформировать региональное рыночное равновесие, обеспеченное не только с учетом требований рынка, но крайне важно й сопряженностью между производствами текстильного кластера.

Для обеспечения сопряженности требуется техническое перевооружение ведущих предприятий текстильной промышленности и строительство дополнительных мощностей в прядении и ткачестве, швейном и трикотажном производствах, входящих в текстильный кластер региона, при координационной и финансовой поддержке Правительства Ивановской области.

Такие решения приняты и в 2005–2007 гᴦ. ведущими текстильными предприятиями области за счёт собственных средств реализованы следующие объёмы инвестиций в основной капитал: ПАО (до 2015 г. ОАО) ʼʼСамтексʼʼ – 3,5 млн. евро; ПАО (до 2015 г. ОАО) ʼʼРодники-Текстильʼʼ – 1500 млн. руб.; ПАО (до 2015 г. ОАО) ХБК ʼʼШуйские ситцыʼʼ – 1150 млн. руб.; ПАО (до 2015 г. ОАО) ʼʼАльянс ʼʼРусский текстильʼʼ – 720 млн. руб.; ООО ʼʼПромышленная группа ʼʼРоскоʼʼ – 350 млн. руб.; ПАО (до 2015 г. ОАО) ЦК ФПГ ʼʼТекстильный холдинг ʼʼЯковлевскийʼʼ – 300 млн. руб. При этом темп роста инвестиций в основной капитал в 2006 ᴦ. в Ивановской области был выше, чем в среднем по Российской Федерации и составил 108,6 % против 105,6 %.

Эти меры позволили ускорить модернизацию отрасли и повысить ее конкурентоспособность.

Модернизация отраслевого планирования и координации требует объединœения усилий, но это не может рассматриваться как возврат к прошлому, поскольку должно решаться на иных подходах. За хозяйствующим субъектом должны оставаться полная свобода и самостоятельность в принимаемых решениях. Необходимо вернуться к отраслевому планированию и координации, но на иных, нежели ранее, подходах, учитывающих интересы частного бизнеса и региональные выгоды от консолидации усилий, более эффективного распределœения и использования ресурсов. ʼʼФорпостамиʼʼ корпоративной солидарности, защиты интересов отрасли могут и должны стать вертикально интегрированные центры, финансово-промышленные группы, что повысит конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность отрасли.

К интегрированным структурам типа ФПГ в текстильной промышленности можно отнести концерн ʼʼРостекстильʼʼ. Сегодня это крупнейшее в России объединœение производителœей текстильной продукции, включающее около 350 предприятий, расположенных по всœей территории России, которые выпускают до 80 % продукции отрасли.

Концерн ʼʼРостекстильʼʼ, созданный на базе бывшего Министерства текстильной промышленности СССР, представляет разновидность горизонтально интегрированной структуры с тенденцией к построению вертикально интегриро­ванных промышленных цепочек.

Основной целью акционерного общества ʼʼРостекстильʼʼ является предоставление предприятиям текстильной промышленности представительских, консультативных и информационных услуг, производство и сбыт текстильных товаров. Свои функции концерн видит в организации торговли, проведении маркетинга, организации ярмарок, участии в федеральных и региональных программах поддержки текстильной отрасли, создании производственных цепочек, а в основном – в представлении интересов текстильной отрасли в государственных органах.

Благодаря ранее наработанным связям, руководству концерна достаточно хорошо удается справляться с представительскими функциями. По мнению независимых экспертов, ПАО (до 2015 г. ОАО) ʼʼРостекстильʼʼ является одной из немногих организаций, которые могут оказывать влияние на состояние дел в текстильной промышленности. В то же время ʼʼРостекстильʼʼ не ставит целью помощь членам концерна на уровне предприятий.

Оценить рыночную эффективность концерна достаточно сложно в связи с тяжелым положением отрасли вообще. Однозначно утверждать, что объединœение текстильных предприятий в концерн сыграло положительную роль и усилило их положение на рынке, нельзя. При этом с учетом пассивности большей части отечественных текстильных производителœей, маркетинговые мероприятия, проводимые центральной компанией концерна, помощь в организации продаж, поставок сырья и развития межрегиональных связей оказывают позитивное влияние на положение предприятий и самой отрасли.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, модернизацию системы планирования и координации следует рассматривать как фактор стабилизации отрасли и инициирования ее положительной экономической динамики.

Перспективы развития легкой промышленности России - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Перспективы развития легкой промышленности России" 2017, 2018.