Плоскорельефная резьба по дереву цветы. Плоскорельефная резьба по дереву: подборка оригинальных работ. Фрезерный станок с программным управлением

  • 28.05.2020

Резьба по дереву – это изумительный по красоте и очень популярный в наше время вид ручной обработки древесины. Резные детали интерьера покоряют своим великолепным внешним видом и отражают богатые национальные традиции.

Людям творческим, у которых просто «чешутся» руки заняться чем-то очень интересным и полезным, стоит обратить внимание на резьбу по дереву. Девушки и женщины могут подумать, что это только мужское занятие. И будут неправы, ведь женщин-мастеров резьбы по дереву не меньше, чем мужчин.

О резьбе по дереву для начинающих

Для украшения внутреннего и внешнего пространства могут использоваться различные виды резьбы и приемы воплощения задуманного. Если вас заинтересовал этот вид рукоделия, то вы должны понимать, что вам необходимо овладеть методами и приемами обработки древесины, приобрести необходимые инструменты и совершенствовать навыки резьбы.

В современном мире смартфонов и планшетов деревянная подставка, украшенная резьбой по дереву, выглядит очень оригинально.


Искусно выполненная резьба в форме простых и витиеватых узоров и орнаментов словно оживляет мир и наделяет его изысканностью, шармом, подчеркивает вкус владельца роскошных вещей и талант мастера.


Работы самых лучших мастеров-резчиков украшают храмы. Обратите внимание на фото иконостаса верхнего храма Спаса Нерукотворного Образа, который находится в Москве, в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Филях.

Современные мастера, обладающие тонким вкусом, творят настоящие шедевры.

А благодаря технологиям отделки и защиты готового изделия от разрушительного воздействия плесени, насекомых, эти резные поделки из дерева служат людям сотни лет.

Обратите внимание на великолепные резные предметы мебели:


Стильные двери:

Восхитительные статуэтки ручной работы:


Очень часто ценители коллекционируют резные изделия хендмейд. Чудесные шахматы, которые достойны любой коллекции.

Возможно, со временем и ваши шедевры резьбы по дереву будут тщательно храниться коллекционерами или украшать храмы.

Виды резьбы по дереву

Из всех видов резьбы по дереву очень интересна ажурная или сквозная резьба по дереву, которой присуща некоторая прозрачность, при которой остается только изображение, без фона. Примером может служить накладная резьба – это орнамент, который прикрепляется на готовый фон после изготовления мастером.

Геометрическая резьба по дереву это такой вид резьбы, при которой узор формируется при помощи множества простых геометрических форм (часто используют ромб).

Восточная резьба по дереву отличается причудливостью форм. Египет является колыбелью восточного вида деревянной резьбы.


Рельефная резьба по дереву. В этой технике изображение расположено над фоном или на одном с ним уровне. Это резные панно различной формы с объемным изображением.

– это плоскорельефная резьба, но отличающая обилием резных и лепных украшений, разнообразных цветов, завитков, листьев, фигурок людей в неестественных позах, сказочных фантастичных животных.

Возникла в деревне Кудрино. Известными изделиями в этом виде резьбы считаются шкатулки, вазы, блюда, ковши, предметы домашнего декора. Основной элемент – это растительный орнамент: розетки, завитки и веточки.

Объемная (скульптурная) резьба отлично подходит для изготовления скульптуры, фигурки животных и людей, игрушки. – подвид объемной резьбы. Это основной промысел села Богородское в Подмосковье. Знаменитые богородские игрушки – это фигурки животных и людей из липы и ольхи.

Чаще всего применялась для украшения деревянных скандинавских церквей. Изображениями Богов и различных животных резчики по дереву украшали внутри и снаружи церковные сооружения.

– самый простой и достаточно своеобразный вид резьбы. На плоском фоне мастер вырезает канавки – желобки, формируя рисунок. Резные пейзажи — изображения ландшафтов на дереве.


Все эти виды резьбы достаточно условны. Каждый мастер выбирает самый приемлемый из них, учитывая опыт работы, качество древесины и творческое вдохновение.

Что можно украсить резьбой?

Самая простая лестница преображается, украшенная резными балясинами. Балясины – это фигурные столбики в виде колонн, стильная и благородная отделка лестницы. Деревянные балясины органично смотрятся с винтовой деревянной лестницей.

Барельеф. Другое название «низкий рельеф». Это скульптурное изображение на плоскости. Чаще всего это фигуры людей и животных.

Выбираем инструменты для резьбы по дереву

Как и в каждом деле, в резьбе по дереву есть свои секреты, нюансы, что позволяют раскрыть красоту древесины в чудесном орнаменте. Необходимо подобрать специальные инструменты для резьбы по дереву и запастись необходимыми заготовками и эскизами для резьбы по дереву, что будут воплощаться в виде рисунков, каймы, кружев или жанровых сценок.

Базовый инструментарий

Очень высокие требования предъявляются к качеству инструментов для резьбы. Конечно, мастерство играет важную роль, но хорошо подобранные и наточенные инструменты помогут воплотить в жизнь вашу задумку. Опытные резчики по первому взгляду на инструмент скажут о его качестве, а начинающие теряются в магазине от огромного выбора.

В базовый набор для резьбы по дереву входит:

  • несколько ножей и стамесок;
  • надфили;
  • ножовки по металлу;
  • тиски;
  • наждачная бумага;
  • дрель с несколькими видами сверл;
  • бруски.

Ножи должны быть изготовлены только из качественной стали. Лучше их приобрести в специализированных магазинах для творчества. Хотя на начальном этапе подойдут и просто остро заточенные ножи. Отличным началом послужат ножи фирм «Татьянка», Narex, Kogatana и др.

Не обязательно выбирать дорогой инструмент иностранного производства, ведь отечественные инструменты могут быть такого же хорошего качества, но намного дешевле

При росте мастерства вам может потребоваться набор инструментов, фрезеровальная машина, бормашина и др.

Стамески для резьбы

Иногда вместо стамески для резьбы по дереву используют заточенную отвертку или напильник.

Стамеска плоская – это длинный стержень, на торце которого есть плоская режущая кромка. Очень часто она применяется для первичной обработки древесины.

Стамеска полукруглая — это один из самых важных инструментов для работы. Они несколько отличаются по степени закругленности, то есть бывают средними, круглыми и отлогими.

Еще бывает V –образный вариант стамесок . Он может пригодиться при геометрической резьбе по дереву, с которой мы познакомим вас ниже.

Начинающим мастерам достаточно небольшого набора для резьбы по дереву, но хорошего качества, чтобы сразу привыкать к правильным движениям и нажиму.

В этом видео прекрасный мастер А. Юрьев поделился с нами, какие инструменты выбрать для резьбы.

Как уберечься от травмы при резьбе по дереву

Любой инструмент мастера-резчика может сравниться с опасной бритвой, поэтому, работая с ним, нужно четко соблюдать меры безопасности. Материал нужно расположить так, чтобы ножом или стамеской можно было работать свободно, исключив возможность попадания острым краем по рукам.

Место для работы должно быть удобным и чистым. Все лишние в данный момент инструменты должны быть аккуратно сложены, ведь они очень острые и могут быть причиной травмы.

Материалы для работы

У каждого вида древесины для резьбы есть свои плюсы и минусы. С мягкой древесиной работать легко, но и брака может быть тоже немало. Это осина, липа, береза. Для начинающих эта древесина подойдет лучше всего.

Дуб, самшит, красное дерево – это более дорогая и сложная древесина. Она отличается твердостью и стойкостью, поэтому вырезать из такой древесины сложно. Очень часто бывают неприятности при работе с такими породами дерева. Может пострадать либо инструмент, либо мастер.

Опытный резчик может легко работать с различной древесиной, в том числе и с можжевельником. Ну а новичкам лучше использовать недорогие материалы – ель, сосну, грушу или березу.

Какие бы инструменты не были выбраны для резьбы по дереву, необходимо строго соблюдать технику безопасности!

Технология геометрической резьбы

Геометрическая резьба по дереву считается самой простой и прекрасно подходит для новичков. Для создания задуманного рисунка нужно иметь небольшой набор инструментов для резьбы по дереву и четко выдерживать рисунок. Для геометрической резьбы по дереву огромное значение имеет симметрия и повторение. Этим добивается прекрасная игра света и тени.


Чудесно смотрятся на кухне разделочные доски в этой технике, деревянные панно.

Геометрическая резьба состоит из последовательного выпиливания простых геометрических форм: прямоугольников, треугольников, квадратов, ромбов. Но в результате выходит чудесный орнамент, который при разном освещении смотрится по-другому.

Последовательность выполнения любой резьбы по дереву такая:

  • Сначала делается заготовка из дерева (доска, колода, болванка).
  • Далее черновое выравнивание поверхности заготовки, при которой убираются все дефекты и шероховатости.
  • Затем специальными резцами формируется декоративный рельеф.
  • После завершения основной резьбы финишная обработка – шлифовка, пропитка, покраска, лакировка.

Нельзя работать с заготовкой на коленях! У мастера должен быть стол для работы.

Мастер-класс «Геометрическая резьба по дереву на разделочной доске»

Инструменты . Вам понадобятся 2 ножа для резьбы по дереву: треугольный нож-косяк и нож-перо, линейка, циркуль, карандаш.

Нож-косяк треугольник необходим для резки треугольных форм разной конфигурации, а также для прорезывания длинных прямых линий. Для вырезания длинных линий типа лепестка или канавки используется нож–перо. Ножи для резьбы должны быть острыми и удобными.

Первый этап. Делаем эскиз узора на доске. Его можно нанести с помощью циркуля и линейки. А можно распечатать взятые в интернете узоры для резьбы и с помощью копирки перенести на подготовленную разделочную доску.

Второй этап . Вырезаем лепестки. Используем нож-перо.

Во время работы большой палец крепко прижимается к доске, а указательный палец легко касается древесины. Это поможет регулировать глубину захода ножа в поверхность и угол наклона. А большой палец поможет плавно перемещать лезвие. Сначала прорезаем в одну сторону под углом, затем переворачиваем доску и режем с другой стороны.

Если стружка вьется «веревочкой» – нож хороший, острый. Его необходимо периодически подтачивать кусочком кожи с пастой ГОИ.

Третий этап . Вырезаем треугольники ножом-косяком. «Пяточкой», под углом 45 градусов врезаем нож в дерево, не доводя до краев рисунка с трех сторон. Прорези должны стыковаться со всех сторон в форме пирамидки. Щепка, выпадая, формирует красивый треугольник.

Четвертый этап. Что не удалось срезать, аккуратно зачищаем, чтобы грани были частыми и ровными. По тому же принципу вырезаем канавки и треугольники по периметру доски.

Пятый этап . Все шлифуем наждачной бумагой, обрабатываем натуральной пропиткой. Все! Работа закончена. Украшаем кухню полезной и красивой разделочной доской с резьбой по дереву.

Рисунки для резьбы по дереву

Для выполнения резьбы по дереву фотографии, рисунки и эскизы просто необходимы. Крупный рисунок для резьбы по дереву используется для габаритных изделий: для фасадов домов, внутренней отделки резьбой церквей, окон.

Для предметов интерьера и мебели резчики используют мелкие узоры, которые тщательно прорабатываются мастером.

ВАМ ПРИГОДИТСЯ

Мы предлагаем вам архив из . Выбирайте, распечатывайте, творите.

Видео мастер–классы резьбы по дереву для начинающих

Конечно, на видео резьба по дереву смотрится особенно впечатляюще. Канал «РУЧНАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ» показывает особенности геометрической резьбы для начинающих.

Женский взгляд на резьбу по дереву. Канал tatiankacarving демонстрирует нам, как делать лепестки цветов и листики.

Константин Беляев на своем канале подробно рассказывает о резцах для резьбы по дереву.

А на этом видео Ивана-строителя показано, как делать рельефно-плоскостную резьбу:

Будем очень рады, если эта статья вдохновила вас взяться за резьбу по дереву!

В зависимости от того, какой мастер, какая у него техника, какой замысел резьба может быть выполнена в разных видах. Она может быть как простой, так и сложной. Существует различные виды резьбы по дереву: рельефная резьба, плоскорельефная, объёмная, а также плосковыемочная и прорезная резьба. Теперь охарактеризуем эти виды резьбы по отдельности.

Плосковыемочная делится на два вида, первый вид - геометрический орнамент , второй вид - плосковыемочный контурный , который ещё иногда называют растительным орнаментом. По названию этого вида можно догадаться в какой технике будет исполнена работа. Эта резьба будет состоять из выемок, которые вместе составят контурные линии, вырезанные на определённую глубину.

Геометрический резьба или геометрический орнамент , он так называется, потому что выполнен из окружностей, треугольников, миндалевидных углублений, розеток, звёздочек, так называемых геометрических элементов. Смотря сколько выемочных элементов возьмёте, такой и получиться орнамент.

Существует ещё один орнамент - контурный . Ещё его называю в нашей литературе как растительный. Но, по-моему, нужно углубиться в это понятие, так как контурный рисунок часто выполняется в технике с контурной резьбой. Эта техника резьбы немного похожа на гравировку металла, отличие в том, что сделанные выемки, составляющие на древесине контурные линии, имеют больше ширину и глубину и инструменты имеют иную заточку. Контурная резьба в исполнении очень проста. Выполнить данную резьбу можно на любой древесине и на фанере полукруглой стамеской или обыкновенным ножом косяком.

Плоскорельефная резьба

Одним из самых отличительных признаков данного вида это то, что фон здесь выбираем вокруг орнамента на одинаковую глубину. Края этого орнамента можно заовалить. Есть ещё и другой вид, в котором орнамент можно углубить в древесину, а фон на поверхности останется нетронутым. Выполнить такой вид резьбы не сложно, но вы замучаетесь самостоятельно зачистить и выбрать плоскость или фон углублённого орнамента. Этот процесс можно облегчить ручной фрезерной машиной. Фон вашего орнамента можно зачеканить. При помощи чеканки можно сгладить неровности, которые образуются во время ручной обработки, и улучшит вашему творению зрительный эффект. Так же можно нанести на фон различные по углублению: клеточки, канавки, желобки, при помощи мелких резцов.

Прорезная резьба

Эта резьба по дереву без фона. Если в плоскорельефном орнаменте удалить фон, то у нас получится прорезная резьба. В издельях как шкатулка, для выразительности и ажурности подкладывают снизу цветную бумагу или ткань.

Рельефная резьба

Главной целью нашего учебного пособия - это поделится опытом с мастерами, и помочь начинающим резчикам освоить данную резьбу. Не принимая в значение другие виды резьбы, мы детально остановимся на рельефной резьбе , так как она осложнена в исполнении и разработке. Если мы выполним орнаментные изделья в технике именно рельефной резьбы, то они будут очень декоративны и выразительны.

Рельефная резьба по дереву издавна применялась русским народом в православных храмах. И в наше время сохранились некоторые памятники русской архитектуры и искусства, к примеру: Киево-Печерская лавра. Рельефная резьба с росписью и позолотой необыкновенно и торжественно красива.

Теперь расшифруем рельеф. Рельеф это выпуклость или выпуклый орнамент на плоскости, или совокупность самых различных неровностей на поверхности нашей земной коры.

Барельеф (низкий рельеф) - скульптурный орнамент или изображение, выпуклое над плоской поверхностью древесины менее, чем на одну вторую своей толщены.

Горельеф это скульптурный орнамент или изображение, которое может выступать над какой-то плоскостью не менее, чем на половину толщины всей скульптуры. Из этих определений явно видно, что рельефная резьба подразделяется на два вида: 1) горельефную - с высоким рельефом, 2) барельефную — с низким рельефом.

Объёмная резьба , ещё её называют скульптурной. В отличие от предыдущих видов, этой резьбой отделывают объёмные предметы с нескольких сторон или даже со всех. В архитектуре - это столбики балконов, деревянные колоны, вырезные балясины и др. Ещё объёмной резьбой часто отделывают ножки мебели. Данные детали вполне могут считаться скульптурными изображениями.

Если есть желание сделать свои проект особенным, добавьте элементы притягивающие взгляд. Для этого попробуйте свои силы в рельефной резьбе, пользуясь простыми методами и недорогими инструментами, чтобы за пару часов вырезать своими руками эту элегантную «королевскую лилию».

Острота в деле резьбы по дереву прежде всего

Резать древесину тупыми инструментами – почти то же самое, что ехать на автомобиле с неисправным рулевым механизмом. И то и другое возможно, но результат не будет хорошим, и вам грозят опасности. Если материал скалывается небольшими щепками, вместо того чтобы легко отделяться тонкими стружками, пора точить ваши лезвия.

Если инструмент относительно новый, иногда достаточно быстрой правки режущей кромки. Но если вы хотите восстановить работоспособность старой стамески, придётся потрудиться чуть дольше. Прежде всего, с помощью фрезера сделайте на кромке обрезка доски скругления, соответствующие радиусу желобка стамески.

Наклейте на скруглённую кромку полоску наждачной бумаги зернистостью 120-160 единиц.

Отшлифуйте поверхность желобка, чтобы она стала гладкой и приобрела равномерный блеск (Шаг 1). Продолжайте процесс, применяя более мелкие абразивы (вплоть до № 800), пока желобок не станет идеально гладким. Завершив эту операцию, выровняйте режущую кромку под прямым углом к краям лезвия, используя крупнозернистую алмазную пластину (Шаг 2). Затем на низкооборотном точильном станке с водяным охлаждением (так называемом «мокром» точиле) заново сформируйте фаску (Шаг 3).

Для заточки режущей кромки используйте абразивный брусок средней зернистости. Сохраняя контакт фаски с абразивом под одним и тем же углом, перемещайте лезвие из стороны в сторону, чтобы равномерно отшлифовать всю поверхность (Шаг4). Затем проделайтето же самое на мелкозернистом водном камне. Наконец, отполируйте режущую кромку до зеркального блеска на куске кожаного ремня с полировочной пастой. Теперь можно снова заняться резьбой!

Инструменты и материалы для резьбы по дереву

Хотя вы можете резать любой материал, советуем начать с пород, имеющих мягкую древесину с равномерной плотностью, которые особенно хорошо поддаются обработке резцами, например, липы или ореха. Для первых шагов в освоении техники резьбы вам потребуется лишь несколько инструментов, но, как и в любом увлечении, по мере роста мастерства будет расти и число используемых инструментов.

Прежде всего советуем приобрести 6-миллиметровую уголковую, 12-миллиметровую отлогую и 10-миллиметровую полукруглую стамески, которые успешно справятся с большинством резчицких задач, а также заострённый надфиль для обработки узких углублений. Поддерживайте остроту инструментов; тупые резцы оставляют грубый след и требуют больших усилий для срезания материала, а это приводит к срывам и может стать причиной травмы (см. раздел «Острота прежде всего»).

Перенесите рисунок

Чтобы перенести контуры рисунка на древесину, пользуйтесь копировальной бумагой (фото А). Зафиксируйте заготовку, подложив снизу нескользящий коврик для автомобильных багажников.

Защитите левую руку от царапин и порезов с помощью прочной перчатки. Примечание. При резьбе учитывайте направление древесных волокон, так как инструмент стремится следовать вдоль волокон, а не вдоль намеченной контурной линии. Работая поперёк волокон, делайте неглубокие надрезы, чтобы избежать сколов.

Вырезание контуров

С помощью уголковой стамески сначала наметьте контуры перевязи и прорежьте их до окончательной глубины (около 3 мм) (фото В). Левая рука направляет инструмент, а правая толкает его вперёд, преодолевая сопротивление древесины. Старайтесь, чтобы поверхность среза была гладкой и однородной.

Примечание. Не торопитесь и не пытайтесь резать слишком глубоко. Срезая материал понемногу, легче контролировать процесс и избежать сколов. Никогда не направляйте лезвие резца в свою сторону. Если необходимо, поверните заготовку, чтобы действовать резцом от себя или параллельно груди.

Вырезав контур перевязи, переходите к центральному лепестку лилии, начав резать от верхней точки (фото С), а затем к остальным лепесткам выше и ниже перевязи (фото D). Выровняйте глубину всех контурных канавок, срежьте материал над перевязью и под ней (фото Е). Углубите контуры перевязи уголковой стамеской.

Закруглите лепестки

Узкой полукруглой стамеской сделайте желобки глубиной около 2 мм с обеих сторон от центральной линии верхнего лепестка (фото F). Начните формировать объём всех лепестков отлогой стамеской (фото G и Н). Смягчите переходы между плоскими участками и вертикальными желобками верхнего лепест ка, срезая материал понемногу, чтобы с обеих сторон от центральной жилки образовались небольшие углубления, плавно перехолящие в выпуклости у внешних краёв лепестка.

Зачистка резьбы

Даже если вы стараетесь делать резцами точные и аккуратные движения, почти неизбежно обнаружатся несколько грубых мест, требуюших уточнения или зачистки (фото I и J). Краткий совет! Протрите резьбу тканью, сманенной уайт-спиритом, чтобы выявить мелкие дефекты, которые могут остаться незамеченными. Завершив обработку по форме и убедившись, что все недостатки устранены, можно приступать к отделке.

Бесцветное покрытие сохраняет естественный цвет древесины, но можно подчеркнуть рельеф, усилив контраст с помощью морилки, несколько раз нанесённой на участки, которые должны казаться более глубокими и затенёнными.

Рельефная резьба по дереву своими руками – мастер-класс

108 бусин 8 мм настоящий Сандал буддийский Будда Дерево Молитва…

Из всех видов резьбы рельефная техника является одной из наиболее выразительных. Реалистичные деревянные барельефы, с аккуратной деталировкой, эффектной игрой теней и правильно построенной композицией, способны по-настоящему завораживать. Рельефную технику можно рассматривать как переходную ступень к скульптурной резьбе, по праву считающуюся венцом резного искусства.

В этом материале мы расскажем о базовых принципах рельефной резьбы по дереву. Наши советы будут полезны не только для начинающих резчиков, но и для мастеров уже попробовавших свои силы в этой технике. На примере предложенного проекта вы познакомитесь с основными принципами чистой и аккуратной резки, научитесь правильно моделировать объем, освоите профессиональные секреты, которые помогут подчеркнуть трехмерные качества резной композиции.

В чем отличие рельефной резьбы от других техник?

От плоскорельефной, контурной, геометрической и других видов необъемной резьбы рельефную технику отличает, прежде всего, ее подчеркнутый трехмерный характер. Основная композиция здесь выступает на передний план за счет обрезанного фона, благодаря чему изображение становится более выразительным, с характерным обилием светотеней.

Если основной рисунок композиции возвышается лишь слегка, не более чем на половину от толщины всего изделия, то такую резьбу называют барельефной (а само изделие барельефом). При более высоком и выступающем рельефе резьбу именуют горельефной.

Набор инструментов для новичка

Чтобы научиться резьбе по дереву, вовсе не обязательно обзаводиться арсеналом стамесок, ножей и других резцов, как многие склонны думать. Для освоения базовых навыков рельефной техники будет достаточно нескольких уголковых стамесок (геймусов), например, 10 мм и 6 мм , прямой стамески 12 мм , радиусной (полукруглой) 10 мм , подрезного ножа и небольшого штихеля. Остальные виды стамесок для резьбы по дереву уместно приобретать по мере роста резчицкого мастерства.

Всегда следите за остротой инструмента. Если резец оставляет грубый след и скалывает древесину небольшими щепками, вместо того чтобы легко снимать аккуратные слои – это верный признак того, что стамеска нуждается в заточке. Тупой инструмент портит качество работы, требует больших усилий при резьбе и не дает возможности правильно «почувствовать» стамеску начинающему резчику.

Какое дерево выбрать для рельефной резьбы?

Правильный выбор древесины – залог успеха для мастера, осваивающего тонкости этой техники. Для нужд резчиков оптимально подходят почти все мягкие лиственные породы: осина, ольха, береза, орех и т.д. Но главной древесиной для большинства мастеров, занимающихся не только объемной, но и плоской, плосковыемчатой, геометрической и другими видами резьбы по дереву, является липа.

Липа – мягкая и легкая древесина, с равномерной плотностью, за счет чего особенно хорошо поддается обработке: легко режется, точится и строгается во всех направлениях. Липа почти не коробится и не усыхает, не выделяет дубильных веществ, поэтому считается идеальным сырьем, в том числе, для изготовления посуды. Недостатком липы является ее плохая окрашиваемость в другие цвета.

Отработка навыков рельефной резьбы на примере проекта «Лис»

Как сделать барельефную резьбу на дереве мы пошагово расскажем на примере несложного проекта «Лис». В качестве заготовки рекомендуем использовать спил липы или же обычную дощечку из любой другой мягкой лиственной породы.

Для перевода рисунка на деревянную основу используют копирку, как наиболее простое и эффективное решение. При необходимости, линии копировальной бумаги можно легко стереть, внеся нужные изменения по ходу работы. Во избежание смещения рисунка в процессе переноса зафиксируйте деревянную заготовку или подложите под нее резиновую подложку. Подумайте, где лучше расположить изображение, чтобы композиция выглядела наиболее оживленной и интересной. В нашем случае мы сместим ее от центра к низу (фото 1).

Для вырезания внешнего контура используйте уголковую стамеску #12 (ширина лезвия 10 мм /угол 60° ). Она позволит не только сделать аккуратную обводку основной фигуры, но и сразу удалит значительную часть фона (фото 2).

Техника выполнения реза уголковой стамеской:

  • Левой рукой фиксируйте плотно инструмента, а правой толкайте его вперед; правильный хват стамески позволит точно направлять резец, вести аккуратную линию реза и не давать лезвию соскальзывать с контура.
  • Намечайте резцом основной контур линий, после прорезайте их до желаемой глубины (в нашем случае 4-5 мм ). Срезая древесину понемногу, вы будете лучше контролировать процесс резьбы и уменьшите риск образования сколов.
  • Преодолевая сопротивление древесины, равномерно распределяйте давление на стамеску, достигая гладкой и однородной поверхности.
  • Работая стамеской, учитывайте направление волокон древесины, т.к. резец всегда стремится двигаться вдоль твердых годовых колец.
  • Не при каких обстоятельствах не направляйте стамеску в свою сторону: режьте от себя или держите инструмент параллельно груди.
  • Работайте резцом прямо за карандашными линиями, оставляя их видимыми.

В правильном и аккуратном удалении фона во многом и заключается суть рельефной резьбы по дереву. Освоение этого навыка – ответственная задача для начинающего резчика. Удалить много фона с минимальными усилиями помогают радиусные стамески (полукруглые или отлогие). В нашем случае мы оставим фон композиции в виде широких декоративных канавок (фото 3). При необходимости его можно сделать ровным, используя плоскую стамеску.

Сформировав фон, вернемся к уголковой стамеске и еще раз «на чистовую» пройдемся по контуру основной композиции (фото 4). После подровняем фон (фото 5).

В качестве инструмента для тонкой контурной проработки оптимальны уголковые стамески #15 (ширина лезвия 6 мм /угол 45° ) или #16 (ширина лезвия 6 мм /угол 35° ).

Очертите глаз лисы, сохранив карандашный контур (фото 6). Опуститесь вниз и займитесь проработкой пасти: аккуратно выберите фон вокруг зубов и внутри рта (фото 7). Ориентируйтесь на объемность и законы перспективы в композиции: поскольку передние зубы находятся на переднем плане, они должны быть немного завышены. Проработайте область носа.

Для проработки формы головы используйте радиусную (отлогую) стамеску шириной 10 мм . Начните с ушей: левое ухо на переднем плане сделайте более высоким (фото 8).

Скруглите форму головы (фото 9), сделав плавный переход к морде, которая должна остаться более плоской и без выраженного объема (фото 10).

Работая над конкретными областями, не забывайте периодически оценивать общую композицию: насколько правильно перетекает объемность, как проработана перспектива и пр. Здесь каждая деталь взаимосвязана друг с другом. Рельефная резьба должна восприниматься как целостная композиция, а не коллаж из набора резных элементов.

Для работы над этим элементом используйте церазик – глубокую полукруглую стамеску шириной 5 мм (фото 11). Этот узкий инструмент хорошо подойдет для проработки мелких элементов и создания рельефа листа.

По всему периметру листа сделайте аккуратную подрезку, чтобы он хорошо выделялся из общей композиции и как бы был оторван от фона (фото 12). Очертив основной контур и выбрав фон вокруг листа, приступайте к вырезанию прожилок (фото 13). Закончив формирование рельефа, срежьте штихелем все оставшиеся плоские места (фото 14).

С помощью подрезного ножа создайте глубокую тень над глазом, подведите резцом нижнее веко и придайте глазу округлость (фото 15).

Завершите резцом проработку мелких элементов пасти (фото 16).

Имитация текстуры шерсти – важный навык, который нужно отработать каждому резчику, т.к в будущем вы неоднократно будете сталкиваться с резьбой различных животных. В представленном проекте шерсть лисы создается по самой простой схеме: церазиком 5 мм делаются короткие и неглубокие штрихи (стрелки указывают направление естественного роста шерсти животного) (фото 17).

Для большей натуралистичности можно проработать текстуру шерсти тонким стальным резцом – штихелем. Работайте над текстурой, пока не останется ни одного плоского места.

Чем зачистить резьбу по дереву?

При аккуратной работе самыми остро заточенными резцами почти всегда остаются грубые места и незначительные дефекты, требующие устранения. Для зачистки углубленных мест и подрезки небольших сколов используйте мелкий штихель. Объемные поверхности зачищают наждачной бумагой P150 . Чтобы окончательно убедиться в отсутствии незамеченных мелких дефектов, протрите картину тряпкой, смоченной в уайт-спирите, и еще раз внимательно рассмотрите ее под разными углами. Когда все недостатки зачищены, можно приступать к отделке.

Чем покрыть резьбу по дереву?

Для однотонной отделки используют следующие составы:

Морилка . В плоскорельефной резьбе используют не только для того, чтобы придать древесине более благородный внешний вид. С помощью морилки усиливают контраст определенных участков, они в свою очередь подчеркивают рельеф и объемность композиции. Для достижения такого эффекта достаточно нанести морилку на глубокие участки резьбы, которые должны казаться затененными.

Если вы решили полностью тонировать свою работу, использовать морилку нужно аккуратно, принимая во внимание породу дерева и особенности заготовки на которой вырезана композиция. Под воздействием влаги мелкорельефная резьба может разбухнуть, покоробиться, на ней может образоваться поднятый ворс и прочие дефекты, которые непоправимо испортят внешний вид работы. Распространенным изъяном при морении резьбы является неоднородность тона, особенно часто проявляющаяся в местах склейки брусков.