Организация или структурное подразделение организации осуществляющее. Планирование и организация работы структурного подразделения. План действий при создании обособленного подразделения

  • 04.07.2020

Стоит отметить, что такое структурное деление целесообразно только в рамках крупного предприятия, ведь в небольших фирмах полномочия могут быть распределены между отдельными работниками. Важно организовать эффективное взаимодействие между различными структурными подразделениями. Их функции не должны дублироваться, а также противоречить друг другу. Особое внимание уделяется вопросу организации руководства. Начальство структурного звена хоть и имеет широкие полномочия касательно его управления, но тем не менее обязуется неукоснительно выполнять все распоряжения и требования генерального директора.

Структурное подразделение

Правильная организация работы учетного аппарата во многом зависит от того, насколько точно определены правовое положение, административная и функциональная подчиненность бухгалтерии, что должно быть регламентировано Положением о бухгалтерии. Положение (о бухгалтерии) «Главная бухгалтерия» разрабатывается главным бухгалтером совместно с коллективом бухгалтерии, согласуется со всеми главными специалистами (службами) предприятия и утверждается руководителем организации.

Важно

При разработке Положения руководствуются действующими законодательными актами, инструкциями и приказами вышестоящих организаций по правовым, экономическим и производственным вопросам, а также по вопросам организации бухгалтерского учета. Положение о бухгалтерии включает следующие разделы: Общие положения; Структура; Задачи; Функции; Права; Взаимоотношения (служебные связи); Ответственность.

Структурное подразделение: определение, функции, руководство

Инфо

Структура бухгалтерского аппарата зависит в основном от условий организации и технологии производства, объема учетной работы и наличия технических средств учета. Она должна отвечать следующим основным требованиям: 1) отражать специфические особенности организации и технологии производства; 2) обеспечивать взаимодействие между структурными подразделениями и исполнителями учетного процесса; 3) не допускать дублирования и параллелизма в работе структурных подразделений и отдельных исполнителей; 4) использовать достижения научной организации труда; 5) быть максимально простой и компактной; 6) обеспечивать руководство предприятия всей информацией, необходимой для контроля и управления производством при минимальных затратах на функционирование бухгалтерии, а внешних пользователей — достоверной бухгалтерской отчетностью.

Виды структурных подразделений

В зависимости от сферы деятельности подразделения, а также рамок ответственности руководителя, последний имеет право делегировать некоторые полномочия своим подчиненным. При этом должна соблюдаться строгая система отчетности и контроля.

Внимание

Итоговая ответственность за результаты работы лежит исключительно на руководителе. Деятельность должна быть организована следующим образом:

  • в начале периода руководитель осуществляет планирование, что закрепляется в соответствующих документах;
  • далее идет непрерывный мониторинг результатов работы, чтобы иметь возможность вовремя среагировать на отклонения;
  • в конце отчетного периода проводится проверка на соответствие результирующих показателей плановым.

Выводы Структурное подразделение организации — это ее основная рабочая ячейка, которая выполняет те или иные функции, регламентированные соответствующим положением.

Структурное подразделение

На отделения также структурируются органы государственной власти (например, отделения создаются в региональных таможенных управлениях). Что касается банков и иных кредитных учреждений, то, как правило, отделения в них создаются по территориальному признаку и представляют собой обособленные структурные подразделения, регистрируемые в качестве филиалов; 3) департаменты.
Они также представляют собой подразделения, структурированные по отраслевому и функциональному признаку, которые, так же как и управления обеспечивают реализацию отдельных направлений деятельности организации. Обычно, такие подразделения создаются в органах государственной власти и органах местного самоуправления; они объединяют в своем составе более мелкие структурные единицы (чаще всего отделы). Департаменты также создаются в представительствах иностранных компаний и в компаниях по западным моделям. 4) отделы.

5. основные структурные подразделения организации

  • если руководство предприятия приняло решение о том, что необходимо создать структурное подразделение, то нет никакой надобности или обязательства сообщать об этом в регистрационные органы;
  • не требуется постановка на учет в налоговых органах, пенсионных и страховых фондах;
  • для структурного подразделения не ведется отдельных бухгалтерских документов, а его деятельность отражается в общем балансе организации;
  • для данного звена не назначается отдельный статистический код;
  • не допускается открытие отдельных банковских счетов для структурного подразделения.

Положение о подразделениях Деятельность структурного подразделения осуществляется на основании специального положения, которое разрабатывается руководством предприятия в соответствии с установленными законодательными нормами.

Положение о структурных подразделениях

Однако при этом следует учитывать тот факт, что дробление организационной структуры на самостоятельные подразделения, состоящих из 2 3 единиц, руководители которых не имеют права на принятие управленческих решений, приводит к «размыванию» ответственности и утрате контроля за деятельностью всех структурных единиц. Как уже отмечалось, самостоятельные подразделения могут быть разделены на более мелкие структурные подразделения.

К таковым относятся: а) секторы. Секторы создаются в результате временного или постоянного деления более крупного структурного подразделения. Временное структурирование имеет место, когда в составе отдела для решения конкретной задачи или выполнения конкретного проекта выделяются два или более специалиста, возглавляемые главным или ведущим специалистом; после выполнения поставленной задачи сектор расформировывается.

Самостоятельное структурное подразделение это

Наименование может быть производным от наименований должностей главных специалистов, возглавляющих эти подразделения или курирующих деятельность этих подразделений, например, «служба главного инженера», «отдел главного технолога».Наименование может и не содержать указания на вид подразделения. Например, «канцелярия, «бухгалтерия», «архив», «склад».

Производственным подразделениям наименования присваиваются чаще всего по виду выпускаемой продукции или по характеру производства. В этом случае к обозначению вида подразделения присоединяется наименование производимой продукции (например, «колбасный цех», «литейный цех») или основная производственная операция (например, «цех по сборке кузовов автомобилей», «цех ремонта и реставрации»).

Самостоятельное структурное подразделение определение

Чем больше организация, тем важнее и сложнее эта проблема.Положение о подразделении предприятия является нормативным актом локального значения, который определяет весь порядок создания производственной единицы, ее правовое положение в структуре организации, функции, задачи, ответственность, права и обязанности, порядок взаимодействия с остальными производственными единицами. 20 странных татуировок, о которых люди определенно жалеют Согласно опросу, по меньшей мере 78% людей в Соединенных Штатах и Великобритании довольны своими татуировками. В то время как 22% американцев и 14% бр… Культура 25 ошибок, которые люди неосознанно совершают в постели Вам не нужно шампанское или шелковые простыни, чтобы наслаждаться своей сексуальной жизнью.


Постарайтесь избегать этих распространенных ошибок, и ваши…

В разделе «Общие положения» даются общие сведения о бухгалтерии: понятие «Главная бухгалтерия»; степень самостоятельности и подчиненность; порядок назначения и освобождения главного бухгалтера; перечень основных правовых, нормативных и директивных документов, которыми руководствуется бухгалтерия в своей работе. В разделе «Структура» приводится перечень наименований подразделений бухгалтерии (отделы, сектора), штатная численность главной бухгалтерии.

Раздел «Задачи» содержит перечень общих и конкретных задач, выполнение которых возложено на бухгалтерию. Это, в частности, организация бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия.

Д.Л. Щур, начальник юридического отдела Издательско-консультационного центра «Дело и Сервис»

Положение о структурном подразделении является локальным нормативным актом организации, который определяет порядок создания подразделения, правовое и административное положение подразделения в структуре организации, задачи и функции подразделения, его права и взаимоотношения с другими подразделениями организации, ответственность подразделения в целом и его руководителя.

Поскольку требования к положениям о структурных подразделениях и правила их разработки законодательством не установлены, каждое предприятие самостоятельно решает, какие вопросы организации деятельности конкретного подразделения должны быть урегулированы в этих локальных нормативных актах.

Начнем с того, что понимается под структурным подразделением и на какой тип подразделения разработаны приводимые ниже рекомендации.

Структурное подразделение представляет собой официально выделенный орган управления определенным участком деятельности организации (производства, обслуживания, пр.) с самостоятельными задачами, функциями и ответственностью за их выполнение. Подразделение может быть как обособленным (филиал, представительство), так и не обладающим полными признаками организации (внутренним). Как раз для второго типа подразделений, то есть внутренних, подготовлены настоящие рекомендации.

Как следует из Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37 (с изм. на 12.11.2003), разработкой положений о структурных подразделениях должен заниматься отдел организации и оплаты труда. Поскольку такое подразделение создается далеко не в каждой организации, то обычно эта работа поручается либо службе персонала, которая чаще всего является инициатором введения положений, либо кадровой службе (отделу кадров). К совместной работе может также подключаться юридический или правовой отдел.

В отдельных организациях принято, что каждое структурное подразделение самостоятельно разрабатывает для себя положение. Вряд ли такую практику можно назвать правильной, особенно, если компания не выработала единые правила и требования к этим локальным нормативным актам.

Общее руководство работами по составлению положений о структурных подразделениях, как правило, осуществляет заместитель руководителя организации (по персоналу, по административным и иным вопросам).

Виды структурных подразделений

Присваивая структурному подразделению наименование, в первую очередь, необходимо определиться с тем, какой вид подразделения создается. Наиболее распространенным является структурирование организации на следующие подразделения:

1) управления . Это подразделения, образованные по отраслевому и функциональному признаку, и обеспечивающие реализацию отдельных направлений деятельности организации и осуществляющие управление организацией. Обычно они создаются в крупных компаниях, органах государственной власти и местного самоуправления и объединяют в своем составе более мелкие функциональные подразделения (например, департаменты, отделы);

2) отделения . На отделения чаще всего структурируются лечебно-профилактические, медицинские учреждения и организации. Это обычно отраслевые или функциональные подразделения, так же как и управления, объединяющие в своем составе более мелкие функциональные подразделения.

На отделения также структурируются органы государственной власти (например, отделения создаются в региональных таможенных управлениях). Что касается банков и иных кредитных учреждений, то, как правило, отделения в них создаются по территориальному признаку и представляют собой обособленные структурные подразделения, регистрируемые в качестве филиалов;

3) департаменты . Они также представляют собой подразделения, структурированные по отраслевому и функциональному признаку, которые, так же как и управления обеспечивают реализацию отдельных направлений деятельности организации. Обычно, такие подразделения создаются в органах государственной власти и органах местного самоуправления; они объединяют в своем составе более мелкие структурные единицы (чаще всего - отделы). Департаменты также создаются в представительствах иностранных компаний и в компаниях, в которых управление организуется по западным моделям;

4) отделы . Под отделами понимаются функциональные структурные подразделения, отвечающие за конкретное направление деятельности организации или за организационно-техническое обеспечение реализации одного или нескольких направлений деятельности организации;

5) службы . «Службой» чаще всего называют группу объединенных по функциональному признаку структурных единиц, имеющих родственные цели, задачи и функции. При этом управление или руководство этой группой осуществляется централизованно одним должностным лицом. Например, служба заместителя директора по персоналу, может объединять отдел кадров, отдел развития персонала, отдел организации и оплаты труда, другие структурные единицы, выполняющие функции, связанные с управлением персоналом. Она возглавляется заместителем директора по персоналу и создается для реализации единой кадровой политики в организации.

Служба также может быть создана как отдельное структурное подразделение, образованное по функциональному признаку и предназначенное для обеспечения деятельности всех структурных подразделений организации в рамках реализации одного направления. Так, служба безопасности является структурным подразделением, которое обеспечивает физическую, техническую и информационную безопасность всех структурных подразделений организации. Служба охраны труда также чаще всего создается как самостоятельное структурное подразделение и для реализации вполне конкретной задачи - для координации деятельности по охране труда во всех структурных подразделениях организации;

6) бюро . Эта структурная единица создается либо в составе более крупного подразделения (например, отдела), либо как самостоятельное подразделение. В качестве самостоятельной структурной единицы бюро создается для ведения исполнительной деятельности и обслуживания деятельности иных структурных подразделений организации. В основном «бюро» традиционно называют структурные единицы, связанные с «бумажной» (от франц. bureau - письменный стол) и справочной работой.

Помимо вышеперечисленных в качестве самостоятельных структурных подразделений создаются производственные единицы (например, цеха ) или единицы, обслуживающие производство (например, мастерские, лаборатории ).

Обоснование создания того или иного самостоятельного структурного подразделения, как правило, увязывается с традициями организации (признанными или неформальными), методами и целями управления. Косвенно на выбор вида подразделения влияет численность персонала. Так, например, в организациях со среднесписочной численностью работников свыше 700 человек создаются бюро охраны труда при штатной численности работников 3 - 5 единиц (включая начальника). Если в штат структурного подразделения, отвечающего за обеспечение охраны труда, входит 6 единиц, то оно именуется отдел охраны труда.

Если обратиться к организационной структуре федеральных органов исполнительной власти, то можно обнаружить следующую зависимость: штатная численность управления составляет не менее 15 - 20 единиц, отдела в составе управления - не менее 5 единиц, самостоятельного отдела - не менее 10 единиц.

Правила и принципы структурирования коммерческой организации, нормативы штатной численности конкретного подразделения ее руководство определяет самостоятельно. Однако при этом следует учитывать тот факт, что дробление организационной структуры на самостоятельные подразделения, состоящих из 2 - 3 единиц, руководители которых не имеют права на принятие управленческих решений, приводит к «размыванию» ответственности и утрате контроля за деятельностью всех структурных единиц.

Как уже отмечалось, самостоятельные подразделения, в свою очередь, могут быть разделены на более мелкие структурные подразделения. К таковым относятся:

а) секторы . Секторы (от лат. seco - разрезаю, разделяю) создаются в результате временного или постоянного деления более крупного структурного подразделения. Временное структурирование имеет место, когда в составе отдела для решения конкретной задачи или выполнения конкретного проекта выделяются два или более специалиста, возглавляемые главным или ведущим специалистом; после выполнения поставленной задачи сектор расформировывается. Основными функциями постоянного сектора является реализация конкретного направления деятельности основного подразделения или решение определенного круга вопросов. Например, в финансовом отделе в качестве постоянных могут создаваться сектор финансирования операционных расходов, сектор методологии и налогообложения, сектор финансирования инвестиций и кредитования, сектор бюро ценных бумаг и анализа; в качестве временного может быть создан сектор по реализации конкретного инвестиционного проекта;

б) участки . Эти структурные подразделения создаются по тому же принципу, что и постоянные секторы. Обычно они строго ограничены «зонами» ответственности - каждый участок отвечает за конкретное направление работы. Обычно деление структурного подразделения на участки - условное и не закрепляется в штатном расписании (или в структуре организации);

в) группы . Группы представляют собой структурные единицы, создаваемые по тем же принципам, что и секторы, участки - они объединяют специалистов для выполнения конкретной задачи или реализации конкретного проекта. Чаще всего группы носят временный характер, и их создание не отражается в общей структуре организации. Обычно группа действует в отрыве от других специалистов структурного подразделения, в составе которого она создана.

Конкретное наименование подразделения обозначает основное направление деятельности выделенной структурной единицы. Существует несколько подходов к установлению наименований подразделений.

Прежде всего - это наименования, которые в своем составе содержат указание на вид подразделения и на основную его функциональную специализацию, например: «финансовый отдел», «экономическое управление», «рентгенодиагностическое отделение». Наименование может быть производным от наименований должностей главных специалистов, возглавляющих эти подразделения или курирующих деятельность этих подразделений, например, «служба главного инженера», «отдел главного технолога».

Наименование может и не содержать указания на вид подразделения. Например, «канцелярия, «бухгалтерия», «архив», «склад».

Производственным подразделениям наименования присваиваются чаще всего по виду выпускаемой продукции или по характеру производства. В этом случае к обозначению вида подразделения присоединяется наименование производимой продукции (например, «колбасный цех», «литейный цех») или основная производственная операция (например, «цех по сборке кузовов автомобилей», «цех ремонта и реставрации»).

В том случае, если перед структурным подразделением ставятся задачи, соответствующие задачам двух или более подразделений, то это отражается в наименовании - например, «финансово-экономический отдел», «отдел маркетинга и сбыта», и т.д.

В законодательстве нет правил установления наименований структурных подразделений - как правило, организации присваивают их самостоятельно с учетом вышеизложенных правил. Ранее государственные предприятия руководствовались официально утверждаемыми штатными нормативами численности структурных подразделений, Единой номенклатурой должностей служащих (постановление Госкомтруда СССР от 09.09.1967 № 443) и Номенклатурой должностей управленческого персонала предприятий, учреждений и организаций (постановление Госкомтруда СССР, Госкомстата СССР и Минфина СССР от 03.06.1988).

В настоящее время для определения наименования структурного подразделения целесообразно воспользоваться уже упоминавшимся Квалификационным справочником должностей руководителей, служащих и других специалистов, содержащим наименования руководителей общих для всех отраслей экономики подразделений (начальников отделов, заведующих лабораториями, др.). Кроме того, при решении этого вопроса также следует руководствоваться Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР).

Состав реквизитов Положения

Основными реквизитами положения<*> о структурном подразделении как документа являются:

1) наименование организации;

2) наименование документа (в данном случае - Положение);

3) регистрационный номер;

4) заголовок к тексту (в данном случае он формулируется как ответ на вопрос, о каком структурном подразделении это Положение, например: «О финансовом отделе», «Об отделе кадров»);

5) гриф утверждения. Как правило, положения о структурных подразделениях утверждаются руководителем организации (непосредственно либо специальным распорядительным актом). Учредительными документами или локальными нормативными актами организации право утверждать положения о структурных подразделениях может быть предоставлено иным должностным лицам (например, заместителю руководителя организации по персоналу). В отдельных организациях принято, что положения о структурных подразделениях утверждаются органом, уполномоченным учредителями (участниками) юридического лица;

6) текст;

7) отметки о согласовании (если Положение в соответствии с принятыми в организации правилами подлежит внешнему согласованию, то проставляется гриф согласования, если только внутреннему - то визы согласования). Обычно проект Положения проходит только внутреннее согласование. Перечень структурных подразделений, с которыми он согласовывается, определяется организацией самостоятельно.

Проект Положения о структурном подразделении подлежит согласованию:

С вышестоящим руководителем (если подразделение входит в состав более крупного подразделения);

С заместителем руководителя организации, курирующим деятельность подразделения в соответствии с распределением обязанностей между руководящими работниками;

С руководителем службы персонала или иного подразделения, осуществляющего управление персоналом;

С начальником юридического или правового подразделения либо с юристом организации.

Во избежание неточностей в формулировках взаимоотношений подразделения с другими структурными подразделениями, дубляжа функций в положениях о разных структурных подразделениях, желательно, чтобы проект Положения был согласован с руководителями тех структурных единиц, с которыми взаимодействует подразделение. Если количество подразделений, с которыми должен быть согласован проект Положения, свыше трех, то визы согласования желательно оформить в виде отдельного листа согласований.

Такой реквизит, как дата издания может не проставляться, поскольку датой Положения фактически будет считаться дата его утверждения. Также может не указываться и номер, поскольку для каждого структурного подразделения разрабатывается свое Положение.

Текст Положения может быть структурирован на разделы и подразделы. Наиболее простой является структуризация на разделы:

1. «Общие положения».

2. «Цели и задачи».

3. «Функции».

4. «Права».

Более сложной является структура, в которой к вышеперечисленным разделам добавляются разделы:

«Структура и штатная численность»;

«Руководство (управление)»;

«Взаимодействие»;

«Ответственность».

Еще более сложной является структура, в которую включаются специальные разделы, посвященные условиям работы подразделения (рабочему режиму), вопросам контроля и проверки деятельности структурного подразделения, оценки качества выполнения подразделением своих функций, имущества структурного подразделения.

Для того, чтобы показать, как проектируются положения о структурных подразделениях возьмем такое подразделение, как отдел кадров. Образец Положения по самой простой, но достаточной для технократической организации деятельности этого подразделения приводится в разделе «БУМАГИ» (стр. 91). Для разработки положений по этому образцу достаточно воспользоваться приводимыми ниже рекомендациями для первых четырех разделов. Что касается более сложных моделей положений о структурных подразделениях, то одна из них, подготовленная с учетом рекомендаций для всех разделов, будет опубликована в одном из следующих номеров журнала.

Раздел 1. «Общие положения»

В данном разделе Положения отражаются следующие вопросы:

1.1. Место подразделения в структуре организации

Если в организации существует такой документ, как «Структура организации», то место подразделения определяется на его основании. Если такого документа нет, то в Положении указывается место подразделения в системе управления организацией, а также описывается, что собой представляет это структурное подразделение - самостоятельную единицу или единицу, входящую в состав более крупного структурного подразделения. В том случае, если наименование подразделения не позволяет определить вид подразделения (например, архив, бухгалтерия), то в Положении желательно указать, на каких правах оно создано (на правах отдела, департамента, пр.).

1.2. Порядок создания и ликвидации подразделения

Как правило, структурное подразделение в коммерческой организации создается по приказу руководителя организации по его единоличному решению или во исполнение решения, принятого учредителями (участниками) юридического лица или уполномоченного ими органа. Реквизиты документа, на основании которого создано подразделение, указываются при констатации факта создания структурного подразделения.

В этом же пункте определяется порядок ликвидации подразделения: кем принимается такое решение и каким документом оно оформляется. Если работодатель устанавливает в своей организации особые правила ликвидации подразделения, то здесь же целесообразно описать процедуру ликвидации (привести перечень ликвидационных мероприятий, сроки их проведения, порядок выплаты работникам компенсаций). Если в организации применяются общие правила сокращения штата работников организации, то в данном пункте Положения достаточно ограничиться отсылкой к соответствующим статьям Трудового кодекса РФ.

Крайне нежелательно использовать понятие «упразднение структурного подразделения», так как под упразднением понимается прекращение деятельности структурного подразделения не только в результате ликвидации подразделения, но и в результате его преобразования в иное. Однако, поскольку этот вопрос все же желательно урегулировать, то в Положении необходимо предусмотреть порядок изменения статуса структурного подразделения (его слияния с другим подразделением, преобразования в иной вид подразделения, выделения из его состава новых структурных подразделений, присоединения подразделения к иному подразделению).

1.3. Подчиненность структурного подразделения

В данном пункте указывается, кому подчиняется структурное подразделение, то есть какое должностное лицо осуществляет функциональное руководство деятельностью подразделения. Как правило, технические подразделения подчиняются техническому директору (главному инженеру); производственные - заместителю директора по производственным вопросам; планово-экономические, маркетинговые, сбытовые подразделения - заместителю директора по коммерческим вопросам. При таком распределении ответственности между руководящими работниками непосредственно руководителю организации может подчиняться канцелярия, юридический отдел, отдел по связям с общественностью и иные административные подразделения.

Если структурное подразделение входит в состав более крупного подразделения (например, отдел в составе управления), то в Положении указывается, кому (наименование должности) функционально подчиняется это подразделение.

1.4. Основополагающие документы, которыми руководствуется подразделение в своей деятельности

Помимо решений руководителя организации и общих локальных нормативных актов организации, в Положении перечисляются специальные локальные нормативные акты (например, для канцелярии - Инструкция по делопроизводству в организации, для отдела кадров - Положение о защите персональных данных работников), а также общеотраслевые и отраслевые законодательные акты (например, для бухгалтерии - Федеральный закон «О бухгалтерском учете», для отдела по защите информации - Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»).

Конструкция этого пункта Положения может быть следующей:

«1.4. Отдел осуществляет свою деятельность на основе: _____________________________»

(наименование документов)

«1.4. В своей деятельности отдел руководствуется:

1.4.1. ______________________________________________________________________.

1.4.2. ______________________________________________________________________»

«1.4. При решении своих задач и выполнении своих функций отдел руководствуется:

1.4.1. ________________________________________________________________________.

1.4.2. _______________________________________________________________________»

1.5. Иное

В Положении о структурном подразделении могут приводиться иные сведения, определяющие статус подразделения. Так, например, здесь может быть указано место нахождения структурного подразделения.

В этом же разделе Положения может приводиться перечень основных терминов и их определений. Целесообразно это делать в положениях о структурных подразделениях, выполняющих специфические функции, и в штат которых входят специалисты, выполняющие обязанности, не связанные с основными задачами подразделения (например, в Положении об отделе по защите информации желательно дать пояснения, что понимается под «утечкой информации», «объектом информации», «противодействием» и т.д.).

Кроме того, в раздел «Общие положения» можно вынести и иные вопросы, которые будут рассмотрены далее в составе других разделов Положения о структурном подразделении.

  • Кадровое делопроизводство

Ключевые слова:

1 -1

Бизнесмены и юрлица имеют изначально разный набор полномочий. Так, организация может иметь одно или несколько своих обособленных подразделений. А предприниматель такой возможности лишен. Это ограничение обосновано наличием ряда условий, необходимых для создания «обособки». Они закреплены в Налоговом и Гражданском кодексах РФ. Рассмотрим, и какие признаки оно имеет.

Критерии

Иногда у организаций возникает потребность вести основную деятельность не по тому адресу, который записан в учредительных документах. Подобная ситуация может стать предпосылкой к созданию обособленного подразделения (далее также – ОП). Это предполагает появление новых обязанностей. А именно:

  • постановку на учет;
  • совершение налоговых отчислений по определенным правилам.

Чтобы разобраться с тем, нужно ли открывать предприятию ОП, сначала следует понять, что значит обособленное подразделение , какие признаки у него есть. Ответ можно найти в Налоговом кодексе (п. 2 ст. 11). В нем четко указано, что любое ОП наделено следующими признаками (см. таблицу).

Признак Пояснение Нюансы
Разное местоположение юрлица и обособленного подразделения Речь идет об адресе ведения деятельности и официальной регистрации организации. Если они совпадают, то и речи об обособлении подразделения идти не может. Этот признак может быть формальным: когда адреса компании и ОП почти идентичны, но различны номера домов. Получается, что офис и его «обособка» могут находиться по соседству друг с другом, но быть обособленными при этом.
Наличие мест для работы Должны быть стационарными, а не мобильными. Введено такое рабочее место должно быть на срок не меньше 1 месяца. Практика показывает, что достаточно оборудовать всего одно такое место для создания ОП.

Если подразделение не имеет перечисленных признаков, то и назвать его обособленным нельзя. Тут уже нужно разбить отдельно, чем такое подразделение в этом случае является. Но отражать его отдельно в ЕГРЮЛ точно не нужно.

Теперь понятно, что такое обособленное подразделение организации . Остановимся более подробно на рабочих местах и конкретных ситуациях.

Рабочие места ОП

Напомним, что под рабочим местом понимают место нахождения сотрудника организации, на котором он должен вести свою деятельность. Его обязательно должен контролировать руководитель предприятия (ст. 209 ТК РФ).

Из этого признака следует, что только оборудования рабочего места недостаточно. Руководитель должен заключить трудовой договор хотя бы с одним сотрудником, который будет выполнять свои задачи по адресу ОП. Условия труда не должны препятствовать признанию того, что место работы действительно стационарно.

Если же свои функции человек выполняет на основании гражданско-правового соглашения, то речь о появлении рабочего места не идет. Эти отношения не являются трудовыми. Следовательно, и работников в обособленном подразделении нет. Значит, создание самого ОП неверно считать состоявшимся.

Таким образом, стационарное рабочее место предполагает создание особых условий для надлежащего выполнения обязанностей сотрудником организации. Наличие работника, трудящегося на этой позиции, тоже признак его наличия.

Создали или нет: возможные ситуации

Вопрос о создании ОП кажется простым для тех, кто уверен, что – это обособленное предприятие . Но лишь до момента появления спорных моментов. А они действительно могут быть. Чаще всего на практике сталкиваются со следующими вариантами (см. таблицу).

Попытка создания ОП Почему ОП не создано
Персонал оформлен по гражданско-правовым договорам ОП не открыто даже в том случае, когда исполнители выполняют свои обязанности продолжительное время и делают это в другом городе или регионе. Отсутствие трудового договора свидетельствует об отсутствии места для работы.
Использование имущества из другого региона для получения прибыли путем сдачи его в аренду и т. п. Этот факт не служит основанием для создания ОП организации
В компанию в качестве работника принят человек, выполняющий свои обязанности на дому В этом случае ОП тоже не возникает, потому что рабочее место сотрудника руководитель компании не контролирует.

Сюда же можно отнести ситуацию, когда человека отправляют в командировку. Следить за рабочим местом такого сотрудника тоже невозможно. А свои обязанности он выполняет, действуя по правилам трудового распорядка, принятым в месте прохождения командировки.

Читайте также В России появится единая информационная система соцобеспечения

Формы ОП

Есть несколько разновидностей. Но принято считать, что обособленное предприятие (что это мы уже разобрались выше) может иметь 2 основные формы:

  1. представительство;
  2. филиал.
Критерий ОП Представительство Филиал
Для чего нужно Представляет интересы компании, занимается их непосредственной защитой в соответствии с ГК РФ и другими законами. Название этой формы ОП полностью соответствует его функционалу. Работа в новых регионах, возможность получения более достоверной информации и выстраивания на ее основе более грамотной маркетинговой политики
Главные признаки Имеет адрес, не имеющий отношения к адресу главного офиса, указанному в учредительных документах Имеет различный с головным офисом адрес (расположены обычно в разных городах или регионах).
Создается ли отдельное юрлицо Создания нового юридического лица не происходит. Представительством руководит человек, имеющий доверенность, составленную руководителем самой организации. Большее по сравнению с представительством количество полномочий не подразумевает открытия отдельной организации. Во главе стоит директор филиала, действующий на основании полученной от руководителя компании доверенности.
На основании чего ведет деятельность Руководитель представительства действует в соответствии с положением, регламентирующим работу этого обособленного подразделения. Создает такое положение головной офис. В соответствии с положением, принятым в головной организации.
Чем может заниматься (примеры) Маркетингом, разработкой рекламной стратегии и ведением деятельности, направленной на привлечение новых клиентов. Представительство может продвигать создаваемый организацией продукт или услугу в другие регионы (страны) Может частично или в полном объеме выполнять функции головного офиса. Филиал может быть наделен и функциями представительства.
У них есть общие черты и некоторые различия. Рассмотрим их более подробно.

Только что созданное ООО довольно часто не имеет собственного или арендованного офиса и числится только по юридическому адресу. Это может быть домашний адрес руководителя (учредителя) или адрес с почтово-секретарским обслуживанием. Пока еще реальная деятельность не ведется, а предназначенная для ООО корреспонденция, особенно от официальных органов, доходит своевременно, такая ситуация нормальна. Но, рано или поздно, ООО начинает работать, а значит, должно где-то «материализоваться» в пространстве.

Ответы на любые вопросы по регистрации ООО и ИП вы можете получить, воспользовавшись услугой бесплатной консультации по регистрации бизнеса :

Иногда характер деятельности позволяет вести бизнес из дома или при помощи удаленных работников, но если ООО открывает магазин, склад, офис, производственное помещение или каким-то другим образом начинает вести деятельность по адресу, отличному от юридического адреса, то надо создавать и регистрировать обособленное подразделение .

Здесь есть важное условие - критерием создания именно обособленного подразделения является наличие хотя бы одного стационарного рабочего места , а оно признается таким, если создано на срок более одного месяца. Понятие рабочего места есть в Трудовом кодексе (ст. 209), из чего можно сделать вывод, что:

  • с работником должен быть заключен трудовой договор;
  • рабочее место находится под контролем работодателя;
  • работник постоянно находится в этом месте в соответствии со своими служебными обязанностями.

Исходя из этого, склад для хранения, на котором нет постоянного работника, не будет считаться обособленным подразделением. Не считаются им и вендинговые аппараты, платежные терминалы, банкоматы и т.п. Дистанционные (удаленные) работники также не подпадают под понятие «стационарного рабочего места», поэтому заключение с ними трудовых договоров не требует создания обособленного подразделения.

Обращаем ваше внимание, что индивидуальные предприниматели не должны создавать и регистрировать обособленные подразделения . ИП могут вести деятельность на всей территории РФ, независимо от места государственной регистрации. Если они работают на режиме ЕНВД или купили патент, то должны только дополнительно встать на налоговый учет по месту ведения деятельности.

Каким должно быть обособленное подразделение, чтобы организация имела право на УСН

Статья 346.12 НК РФ запрещает применять льготную упрощенную систему налогообложения организациям, имеющим филиалы (требование об отсутствии представительства уже отменено). Разумеется, возникает вопрос - как оформить обособленное подразделение, чтобы оно не было признано филиалом, а организация при этом сохранила право на ? Чтобы разобраться в этом, придется обратиться к положениям трех кодексов: Налогового, Гражданского и Трудового:

  1. Налоговый кодекс (ст. 11) дает понятие обособленного подразделения организации как «…любого территориально обособленного от нее подразделения, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места». Характеристику видов обособленного подразделения НК РФ при этом не дает.
  2. Гражданский кодекс (ст. 55) характеризует обособленное подразделение только в виде представительства и филиала . То есть, из этих положений тоже неясно, какими еще, кроме представительства и филиала, могут быть обособленные подразделения.
  3. Трудовой кодекс (ст. 40) указывает, что «…коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях ». Таким образом, только здесь можно увидеть, что обособленные подразделения могут быть какими-то иными, кроме филиала и представительства.

В результате, мы имеем дело с каким-то неуловимым понятием иного обособленного подразделения, поэтому при создании такого подразделения надо просто избегать критериев, которые характеризуют его как филиал или представительство. Характеристики эти в законе более чем скудные:

  • представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту;
  • филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительств;
  • представительства и филиалы не являются юридическими лицами, а сведения о них должны быть указаны в ЕГРЮЛ, а значит, и в уставе организации.

Мы не случайно так подробно разбираемся в этом вопросе, потому что несоответствие этим требованиям (иногда неявное) может лишить организацию возможности работать на УСН, причем неожиданно. Например, руководитель считает, что созданное обособленное подразделение не является филиалом, поэтому организация продолжает работать на упрощенной системе, хотя уже не имеет на это права.

В таких случаях организация будет признана работающей на с начала того квартала, в котором было создано обособленное подразделение, имеющее признаки филиала. А потеря права на ведет к необходимости начислить все налоги общего режима: налог на прибыль, налог на имущество, НДС, и именно с последним может возникнуть больше всего проблем. НДС надо начислить со стоимости всех реализованных товаров, работ и услуг за текущий квартал, а если покупатель или заказчик откажутся его доплачивать, то налог придется платить за счет собственных средств.

Признаки филиала и представительства

Учитывая, к каким неприятным последствиям для плательщика УСН может привести признание обособленного подразделения филиалом, надо знать, какими могут быть его признаки:

  1. Факт создания и начала деятельности филиала или представительства отражается в уставе ООО (с 2016 года это делать необязательно).
  2. Головная организация утвердила положение о филиале или представительстве.
  3. Назначен руководитель обособленного подразделения, который действует по доверенности.
  4. Разработаны внутренние нормативные документы, регламентирующие деятельность обособленного подразделения, как филиала или представительства.
  5. Филиал или представительство представляет интересы головной организации перед третьими лицами и защищает ее интересы, например, в суде.

Таким образом, чтобы сохранить право на УСН, надо следить, чтобы созданное обособленное подразделение не имело указанных признаков филиала. Кроме того, нужно указать в Положении об обособленном подразделении, что оно не имеет статуса филиала или представительства и не ведет хозяйственную деятельность организации в полном объеме (например, магазин занимается только хранением, продажей и доставкой товаров). Создание обособленного подразделения находится в компетенции руководителя ООО, в устав сведения об этом вносить не обязательно.

Сообщаем в налоговую инспекцию об открытии обособленного подразделения

Согласно статье 83(1) НК РФ организации должны вставать на налоговый учет по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Дополнительное требование сообщать в налоговую инспекцию обо всех обособленных подразделениях (в месячный срок) и об изменениях сведений о них (в трехдневный срок) установлено статьей 23(3) НК РФ.

Таким образом, при создании обособленного подразделения (не являющегося филиалом или представительством) ООО должно:

  • сообщить об этом в свою налоговую инспекцию , утвержденной приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@;
  • встать на налоговый учет по месту нахождения этого подразделения, если оно создано на территории, подведомственной не той налоговой инспекции, в которой зарегистрирован головной офис.

Налоговая инспекция по месту регистрации головного офиса, в которую было подано сообщение№ С-09-3-1, сама сообщает об этом факте в ФНС по месту нахождения созданного обособленного подразделении (ст. 83(4) НК РФ), то есть от ООО не требуется самостоятельно вставать на учет.

Если несколько обособленных подразделений находятся в одном муниципальном образовании, но на территориях, подведомственных разным налоговым инспекциям, постановка на учет может быть осуществлена по месту нахождения одного из обособленных подразделений, по выбору организации. Например, если в одном городе у ООО открыто несколько магазинов на территориях разных ФНС, не надо вставать на учет в каждую из них, можно выбрать какую-то одну инспекцию, указав этот выбор в сообщении.

При изменении адреса обособленного подразделения его не надо закрывать и открывать заново (такая обязанность существовала до сентября 2010 года), а только подать сообщение в налоговую инспекцию по месту учета подразделения с указанием нового адреса.

Постановка на учет в фондах

Ранее регистрация в Пенсионном фонде при открытии обособленного подразделения проводилась на основании заявления ООО, сейчас эти данные автоматически передает налоговая инспекция. Однако обязанность самостоятельно становится на учет в ФСС осталась.

Для регистрации в ФСС подают нотариально заверенные копии:

  • свидетельства о постановке на налоговый учет;
  • свидетельства о государственной регистрации юридического лица или листа записи ЕГРЮЛ;
  • извещение о регистрации в качестве страхователя головного организации, выданное региональным отделением ФСС;
  • информационного письма службы государственной статистики (Росстата);
  • уведомления о постановке на налоговый учет обособленного подразделения;
  • приказа об открытии, Положения об обособленном подразделении, документы, подтверждающие наличие у обособленного подразделения отдельного баланса и расчетного счета;
  • оригинал .

Платить единый упрощенный налог и страховые взносы за работников, занятых в обособленном подразделении, надо по месту регистрации головной организации, а НДФЛ с этих работников надо удерживать по месту нахождения обособленного подразделения.

Ответственность за нарушение порядка регистрации обособленного подразделения

Нарушение сроков подачи сообщений и заявлений о регистрации обособленного подразделения влечет за собой следующие штрафы:

  • нарушение срока подачи заявления о постановке на учет - 10 тысяч рублей (ст. 116 НК РФ);
  • ведение деятельности обособленным подразделением без постановки на учет - штраф в размере 10 процентов от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей (ст. 116 НК РФ);
  • нарушение срока регистрации в ФСС - 5 тысяч рублей или 10 тысяч рублей, если нарушение длится более 90 календарных дней (ст. 19 № 125-ФЗ от 24.07.98).

План действий при создании обособленного подразделения

  1. Определиться, что организация создает обособленное подразделение, не являющееся филиалом или представительством (т.к. у них другой порядок регистрации).
  2. Убедиться, что созданное рабочее место является стационарным, то есть создано на срок более месяца, работник присутствует на нем постоянно, и это связано с выполнением им служебных обязанностей. Если работник дистанционный, создавать обособленное подразделение не требуется.
  3. В месячный срок после создания стационарного рабочего места сообщить в налоговую инспекцию, где ООО состоит на учете, о создании обособленного подразделения по форме № С-09-3-1.
  4. В течение 30 дней встать на учет в фонд социального страхования.
  5. При необходимости сообщать в трехдневный срок об изменении адреса или наименования обособленного подразделения в ФНС по месту учета подразделения по форме № С-09-3-1.

Структурное подразделение организации – это определенная часть предприятия, которая сосредоточена на выполнении отдельных задач в соответствии с должностными инструкциями, уставом и иными локальными нормативными актами. О том, что такое структурное подразделение организации, зачем они необходимы и как обеспечивается их правовое регулирование, следует знать каждому работодателю и специалисту.

Что такое структурное подразделение организации – правовое регулирование

Понятие структурного подразделения предприятия определяет его в качестве отдельной единицы, объединяющей определенные рабочие места и занимающих их сотрудников, которое обладает определенной самостоятельностью в рамках организации. Разделение на структурные подразделения позволяет реализовать эффективное делегирование труда, упрощает управление персоналом и всем предприятием в целом. Именно поэтому без разделения на структурные подразделения эффективное ведение деятельности возможно только в организациях, относящихся к малому бизнесу.

Законодательство, в свою очередь, никак не регламентирует деятельность отдельных структурных подразделений, не выделяет особенности их и не предоставляет никаких правовых механизмов, связанных с данным аспектом трудовых взаимоотношений. Поэтому работодатели вправе самостоятельно организовывать разделение различных коллективов и структур в рамках предприятия, без излишних ограничений в нормативных и процессуальных вопросах.

Филиалы и дочерние компании не считаются структурными подразделениями организации. Ключевая особенность структурных подразделений заключается именно в том, что они выделяются строго внутри компании, не являются самостоятельными и не могут существовать в отрыве от субъекта хозяйствования в целом.

Соответственно, структурные подразделения организации не могут обладать признаками самостоятельного субъекта хозяйствования. То есть, в их отношении должны соблюдаться определенные принципы:

  • О создании или расформировании структурных подразделений, их переформатировании, работодатель не должен извещать контролирующие органы или профсоюзы, пока не проводятся изменения в фактических рабочих местах.
  • Структурные подразделения не ставятся на учет в налоговых органах и страховых фондах.
  • Отдельная бухгалтерская отчетность в отношении структурных подразделений предприятия не ведётся. Также, им не присваиваются отдельные статистические коды. Деятельность структурных подразделений отражается в общем балансе предприятия.

Законодательство не предусматривает и не допускает возможности открывать отдельные банковские счета для отдельных структурных подразделений компании.

Виды структурных подразделений организации

Так как понятие структурных подразделений организации не закреплено в законодательстве, вопросы названия, а также конкретных целей и задач, стоящих перед данными подразделениями, могут иметь различные ответы. Но в большинстве случаев в кадровом делопроизводстве используются устоявшиеся основные названия, что может значительно упростить создание эффективной системы распределения обязанностей и управления персоналом на предприятии. Так, примеры названий структурных подразделений организации вместе с их основными задачами и функциями могут выглядеть следующим образом:


Кроме этого, могут также выделяться и другие виды структурных подразделений в рамках предприятия. Так, для производств часто имеет место разделение на отдельные цеха. Также имеет место и разделение на секторы, участки и группы – данные структурные подразделения определяют конкретные работы и направления работ, равно как и зоны ответственности сотрудников.

Разделение на структурные подразделения на предприятии предполагает, что многие сотрудники одновременно могут включаться в состав различных подразделений и одновременно быть членами нескольких из них. Так, например, строитель-ремонтник может относиться к отделу капитального ремонта, который, в свою очередь, будет входить в хозяйственный департамент предприятия. При этом коллега данного строителя, в аналогичной должности, может работать на первом участке обслуживания с одной бригадой, а сам строитель – на ином участке с иными ответственными лицами.

Как создать структурное подразделение – порядок действий

Работодатель, как упоминалось ранее, самостоятельно принимает решение о внедрении различных структурных подразделений и о регулировании их деятельности. При этом основным документом, на основании которого будет функционировать данная система управления персоналом, является положение о структурном подразделении или иной аналогичный по смыслу внутренний документ. Содержание данного положения не регламентировано, но традиционно включает в себя:

  • Общие сведения о предприятии и о планируемых действиях, целях создания организационных структур.
  • Конкретные сведения о численности работников – как по предприятию в целом, так и по планируемым подразделениям.
  • Задачи и функции создаваемых структурных подразделений.
  • Непосредственное назначение руководства в них или же создание механизмов назначения руководства.
  • Порядок, по которому осуществляется взаимосвязь между различными подразделениями.
  • Определение коллективной ответственности и ответственности руководителей подразделений в рамках организации.
  • Порядок ликвидации, слияния и иных действий, изменяющих структурные подразделения.

Положение о структурном подразделении может создаваться как разово, при внедрении данной системы, так и дополняться впоследствии или приниматься заново при создании дополнительных подразделений. Наиболее удобным будет способ, когда основной документ содержит лишь главные принципы работы системы структурных подразделений, а каждое отдельное подразделение вводится в действие и регулируется в рамках предприятия отдельными .

Основной задачей работодателя при создании структурных подразделений на предприятии, является наиболее точное и четкое указание функций данной структуры. Так, при указании функций, следует обратить внимание на следующие нюансы:

Чтобы избежать самых распространенных ошибок, не лишним будет обратить внимание работодателей и на основные, предъявляемые к структурным подразделениям, требования:

  • Каждое подразделение должно иметь четко обозначенную иерархическую структуру, обеспечивающую субординацию на предприятии.
  • Правовые основания деятельности подразделения должны предоставлять данному подразделению возможность действовать гибко и не фиксироваться в жестких рамках – иначе никакого смысла от разделения труда не будет.
  • Размер подразделений должен соответствовать возможностям руководителя. При этом необходимо понимать, что оптимальным в большинстве случаев является размер структурных подразделений от 5 до 20 человек, но не больше, и не меньше.