Московский государственный университет печати. Структура информационных ресурсов

  • 13.04.2020

Глава 1. Общая характеристика электронных изданий

В первой главе будут рассмотрены в самой общей форме особенности и место электронных изданий в современной медиа-индустрии, составные элементы и форматы электронных изданий. Предпринята попытка классификации электронных изданий и показаны пути и перспективы их дальнейшего совершенствования и развития.

Что такое «электронное издание»

Книгопечатание появилось в XV веке благодаря изобретению Иоганна Гутенберга. Несколько веков печатные издания, т. е. книги, газеты и журналы, были основным средством распространения визуальной информации. Большую часть этого периода основой изготовления печатной продукции служил оригинальный металлический набор, а металлическая матрица (в заключительной части периода - стереотип) являлась информационной основой для тиражирования.

Во второй половине XX века появилось новой понятие - «невещественный носитель» ,- под которым понималось любое электронное средство длительного хранения информации, на котором записано издание в целом или его часть. Чаще всего информация хранилась на магнитном носителе: магнитной ленте или магнитном диске. Однако такие носители оставались несовершенными: надежность хранения и плотность занесения информации были низки. Поэтому такие средства в издательской практике использовались достаточно редко. В большинстве отечественных издательств процесс подготовки изданий основывался на использовании «бумажных» технологий. Автор сдавал рукопись, напечатанную на пишущей машинке. В издательстве она редактировалась и в окончательном виде также перепечатывалась машинистками издательства, и этот издательский машинописный оригинал использовался в качестве основы для типографского набора.

Последние десятилетия XX века характеризуются быстрым совершенствованием и развитием электроники и компьютерных информационных технологий. Именно в этот период практически все издательства перешли на компьютерный набор и верстку газет, журналов и книг. Издание хранилось в памяти компьютера все время набора и верстки, т. е. оставалось в электронной (невещественной) форме в течение всего процесса подготовки, вплоть до вывода на принтер так называемого постраничного оригинал-макета. Полностью сверстанное и подготовленное к печати издание, хранимое в памяти компьютера (на жестком магнитном диске) или в специальном запоминающем устройстве долговременного типа можно назвать «электронным изданием».

Однако для того, чтобы электронная книга, журнал или газета действительно могли соперничать со своими печатными аналогами, необходимы средства их распространения, доведения до читателя. В конце XX века эти средства фактически стали массовыми, т. е. получили самое широкое распространение. Периодические электронные издания стали распространяться преимущественно по сетям, в частности, по глобальной сети Интернет. Информационной средой для распространения книг стали и остаются последние пятнадцать лет компакт-диски.

Итак, вначале электронные издания существовали как аналог печатных, но на невещественном носителе. Естественно, что для чтения электронных изданий, распространяемых по сетям, требовался персональный компьютер. Если же электронное издание было подготовлено на компакт-диске, то дополнительно требовался дисковод для чтения компакт-диска. Таким образом, издание на невещественном носителе или электронное издание не может быть прочитано непосредственно - нужно специальное дополнительное оборудование, чтобы сделать такое издание видимым для человеческого зрения или обеспечить его визуализацию.

Классификация электронных изданий может вестись по нескольким признакам. Наиболее существенными из них нам представляются следующие:

    периодичность издания;

    круг потребителей продукции;

    вид издания;

    способ распространения;

    формат издания.

Сказанное иллюстрируется классификационной диаграммой, представленной на рис. 1.2
.

Круг потребителей продукции или круг пользователей электронных изданий достаточно широк и разнообразен. К ним можно отнести учащихся, использующих электронные учебники, туристов и посетителей музеев, которые с помощью электронных изданий могут совершать виртуальные путешествия и осмотр памятников культуры, специалистов, использующих справочные и иные пособия по своей специальности, детей, «посещающих» мультимедийные виртуальные спектакли и т. д. Эти издания распространяются преимущественно на компакт-дисках и рассчитаны на мультимедийный компьютер.

Научные и технические издания, преимущественно периодические, рассчитаны на широкий круг научных работников, специалистов и преподавателей и становятся все более популярными, главным образом благодаря опережающей, по сравнению с печатными изданиями, возможностью ознакомления с ними, а также в связи с большей простотой и дешевизной получения информации, простоте ее извлечения и возможности контекстного просмотра авторских ссылок и сопутствующих материалов. В последнее время основной средой распространения таких изданий стала глобальная сеть Интернет.

Сопутствующими для всех рассмотренных выше разновидностей электронных изданий являются рекламные материалы. В большинство электронных изданий, как, впрочем, и в печатные, вкрапляется реклама в самых различных формах. Самая простая и естественная из этих видов - реклама фирмы, производящей данное электронное издание, включающая в себя как минимум информацию о других электронных изданиях данного профиля, выпущенных или подготавливаемых к выпуску этой фирмой. В периодических электронных изданиях реклама автоматически переносится со сверстанных страниц оригинала в электронное издание. В изданиях, распространяемых по глобальным сетям, само оформление сайтов, страниц и интерфейсов уже содержит рекламные элементы, в частности, анимационные.

Виды изданий, разнообразие которых уже затронуто в классификации по предыдущему признаку, тесно связаны с кругом пользователей. Здесь можно ограничиться признаками периодичности и тематической области, к которой издание относится. Ежедневные и еженедельные издания распространяются практически только в сетевых средах, причем они могут, в частности, распространяться путем рассылки, т. е. полное издание, а чаще - отдельные его тематические рубрики принудительно посылаются тем пользователям, которые на них подписались. По тематической области круг электронных изданий достаточно широк. Так, на невещественных носителях распространяются:


В сетевых средах, например в сети Интернет, распространяются электронные издания преимущественно периодические, в частности:

    не только отдельные учебные пособия, но и целые учебные циклы для дистанционного обучения и самостоятельного изучения;

    исключительно широкий круг научных, научно-популярных и технических журналов, начиная с компьютерных (Computer World, Computer Week/Moskow, CompuLog и др.) и сетевых (Internet Journal, CrazyWeb, LANMagazine) и кончая музыкальными и игровыми;

    общественно-политические журналы, например широко известный «Огонек»;

    литературно-художественные издания, в том числе журналы («Новый мир», «Иностранная литература», «Октябрь», «Арт-Петербург», причем последний представляет собой культурный альманах, существующий только в Интернете), «Литературная газета» и пр.;

    библиографические указатели и рефераты типа Book Review и электронной библиотеки службы «ИНФОМАГ»;

    газеты (например, «Аргументы и факты», «Аномалия», «Вести», «Вечерний Минск», «Натали», «Известия», «Учительская газета»);

    развлекательные издания («Знакомства», «Вечерний клуб», «Пятое колесо», «Вера, Надежда, Любовь»);

По способу распространения все электронные издания можно разделить на две большие группы, а именно:

    распространяемые на физических носителях, преимущественно компакт-дисках;

    распространяемые в сетевых средах, как локальных (например, сетевая электронная библиотека учебного института), так и глобальных.

Так же как и печатные, электронные издания могут быть классифицированы по формату. Однако если в печатном издании формат характеризует физические размеры издания, то в электронном издании формат описывает то, каким образом в файле представлена информация, содержащаяся в данном издании. Начиная с 80-х гг. электронные издания распространялись в текстовом формате, вначале под DOS (txt), а затем под Windows и другие платформы. В настоящее время используются, как уже отмечалось выше, два основных гипертекстовых формата, а именно HTML и PDF, причем последний хранит всю информацию в графической форме. Если в издании содержится цифровая анимация, а тем более цифровые аудио- и видео - фрагменты, то та кие электронные издания называют мультимедийными. Хотя это и не название формата, но важная характеристика того, какие цифровые форматы могут содержаться в издании.

Современное состояние и перспективы электронного книгоиздания

Электронные издания относятся к динамически развивающемуся классу продукции. Их количество увеличивается быстрыми темпами, а качество непрерывно улучшается.

Интеграция полиграфической продукции с электронными документами приносит чисто практические выгоды. Так, переход на цифровую форму позволяет обеспечить сохранность многих уникальных видов продукции, таких как древние рукописи. Даже обычные фотографии и картины теряют со временем свои качества. Хранение их электронных копий позволяет донести до последующих поколений уникальные культурные шедевры. Наконец, хранение документов и изданий в электронной форме позволяет организовывать электронные базы данных, четкая структура и развитые средства поиска и навигации в которых облегчают процесс обнаружения нужных материалов и их фрагментов. В качестве примера можно сослаться на американское специализированное издательство медицинской литературы Mosby-Year Book, в котором появление цифровой графической библиотеки позволило за считанные секунды находить нужные иллюстрации и помещать их в книги, в результате чего была достигнута значительная экономия времени и материальных средств.

Для ответа на вопрос об относительной ценности электронных изданий и перспективах расширения их производства следует провести исследования в следующих основных направлениях (иначе, получить ответы на перечисленные вопросы):

    увеличивается ли ценность книги в электронном варианте, а если да, то в каких случаях и с чем это связано;

    какие факторы влияют на качественные характеристики электронного издания сточки зрения читателя;

    достаточен ли уровень развития технических и программных средств создания электронной книги;

    насколько широко распространены индивидуальные и групповые средства для чтения электронных изданий;

    насколько сформировался рынок распространения электронных книг;

    какие нужны изменения в традиционном издательском бизнесе для успешного маркетинга и менеджмента электронных книг.

Несомненна более высокая потребительская ценность детских и учебных электронных изданий, так как повышается интерес к изучаемому материалу и обеспечивается возможность применения новых, более эффективных, технологий не только обучения, но и постепенного вовлечения детей в процесс обучения в игровой форме. Эти методики уже опробованы во многих странах и на практике доказали свою эффективность.

Справочные и научные издания позволяют более простыми средствами и в более краткие сроки получить необходимую информацию (или краткие сведения, позволяющие оценить ее необходимость пользователю и заказать ее, в том числе и в печатном виде). Естественно, что ценность таких изданий по сравнению с печатными существенно возрастает. Степень увеличения ценности таких изданий и роль определенных факторов может быть установлена в процессе проведения соответствующих исследований.

Сточки зрения факторов, влияющих на качественные характеристики электронных документов, наибольший интерес, по нашему мнению, представляет оптимизация пользовательских интерфейсов, причем не только графических в широком смысле, включая анимацию и цифровое видео, но и цифровое аудио. Все это также требует исследований и сбора статистических данных.

Постепенно, но неуклонно продолжается наступление электронных изданий в учебной сфере, начиная со школьного обучения, и далее, в сфере среднего и высшего образования. Во многих случаях оправдан частичный или полный переход к электронным учебникам и компьютерным образовательным технологиям. Эффективность такой замены тем выше, чем больше разнообразие учебных пособий и ниже их тиражи. Ответ на вопрос об изменениях в традиционном издательском и печатном бизнесе, необходимых для адаптации к новым информационным технологиям, также требует проведения достаточно широких и глубоких научных исследований.

Так, у нашего северного соседа Финляндии с 1996 по 2000 гг. проводилась рассчитанная на пять лет исследовательская программа по электронным издательским и печатным процессам с финансированием около 60 млн. финских марок. В США же в рамках поддерживаемой правительством программы по интерактивным электронным журналам около десяти лет работает специальная служба OCLC, которая экономически поддерживает университетские издательства и сама выступает как издатель научных изданий - электронных и печатных.

5-я глава учебника, где анализируются современные средства, возможности их дальнейшего совершенствования и развития и перспективы их распространения в нашей стране. Отметим, что уже в конце 2000 г. в Санкт-Петербурге насчитывалось около 500 тыс. учтенных персональных компьютеров, более 40% которых снабжены дисководом для компакт-дисков и звуковой картой, т. е. могут быть использованы для работы с мультимедийными изданиями. В действительности, количество компьютеров даже несколько превышает эту цифру, так как сейчас активизировался вторичный компьютерный рынок, да и сам процесс их сборки настолько упростился, что стал вполне доступен неспециалистам.

Насколько сформировался рынок распространения электронных изданий и какие нужны изменения в традиционном издательском бизнесе для успешного маркетинга и менеджмента электронных книг, исследуется в последней, 9-й главе учебника. Здесь мы лишь укажем, что отечественные издательства в большинстве своем успешно адаптировались к современным медиа-технологиям. Самые передовые из них те, которые занимаются выпуском литературы по компьютерным и сетевым технологиям. Практически все они используют глобальную сеть для маркетинга и распространения литературы. Наряду с печатными выпускают издания на компакт-дисках, причем нередки интегрированные издания, в печатную книгу вкладывается сопутствующий компакт-диск, содержащий программный и иллюстрационный материал, дополняющий и развивающий те положения, которые содержатся в той части, тиражируемой печатным способом.

В дальнейшем широкое распространение мультимедиа-технологий и неудержимое развитие электронной коммерции наложит жесткие ограничения на конкурентоспособность и даже выживаемость предприятий отрасли печати, ориентированных на широкий спрос. Преимущества в реализации даже самой высококачественной продукции получат те, кто быстрее и эффективней освоил электронные способы коммерции и обслуживания. Фирмы, не имеющих собственной аппаратной и программной базы мультимедиа-технологий, будут испытывать трудности с получением заказов, и их продукция будет подвергаться опасности устареть раньше, чем дойдет до потребителя. Причем это невозможно компенсировать в рамках собственно процесса подготовки и выпуска продукции. Таким образом, сетевые электронные издания имеют несомненные преимущества по части распространения перед любыми печатными изданиями.

Производство как электронных изданий, так и печатной продукции все более интегрируется в единое пространство медиа-индустрии. Одновременно, в пределах той же медиа - индустрии происходит процесс интеграции печатных и электронных изданий. Состав коммерческих средств медиа - индустрии и приблизительное распределение доходов между ними представлено в табл. 1.1 . В этой же таблице приведены данные прогноза на 2005 и 2010 гг. долевого участия различных средств медиа-индустрии. Прогноз предусматривает два крайних варианта развития: консервативный и прогрессивный, которые определяют диапазон разброса значений при различных сценариях развития мирового производства.

Таблица 1.1.

Прогноз развития средств медиа-индустрии в мире

Средства медиа-индустрии 2000 год 2005 год 2010 год
Консервативн. Прогрессивн. Консервативн. Прогрессивн.
Печатные 65 62 54 54 37
ТВ и радио 15 16 18 18 22
Кино, видео, музыка 10 10 10 10 11
Электронные издания (на дисках) 6 7 9 9 14
Электронные издания (сетевые) 4 5 9 9 16

Прогрессивный сценарий отражает в табл. 1.1 результаты, соответствующие существующим в развитых странах темпам развития составляющих медиа-индустрии. Консервативный сценарий подразумевает замедленное развитие перспективных средств медиа-индустрии, характерное для слаборазвитых и развивающихся стран. В целом, следует ожидать ускоренных темпов развития производства электронных изданий, в особенности мультимедийных и тех, для которых используются сетевые технологии распространения. Кстати, заметное снижение вклада печатных средств не означает абсолютного снижения производства печатной продукции. Вероятнее всего рост производства будет продолжаться (особенно это касается производства этикеток и упаковки), однако темпы этого роста будут постепенно снижаться.


Электронная публикация Электронная публикация -это такой способ публикации словесных, графических и иллюстрированных материалов, при котором их просмотр происходит на экране. Электронныепубликации Электронные публикации хранятся в компьютере или на сменных носителях. Кроме того, во время просмотра электронная публикация может поступать в компьютер по сети. Сеть Сеть - это соединение компьютеров, которое позволяет передавать информацию от одного компьютера к другому. Самая большая компьютерная сеть- Интернет- соединяет огромное число компьютеров, находящихся во многих странах


Информация Информация - это какие-либо данные, представленные в виде текста, рисунков, графиков, а так же аудио- и видео файлы. Публикация Публикация - это предание гласности какой – либо информации. Мультимедиа Мультимедиа - технологии позволяют создавать электронные издания в виде виртуальной реальности в условиях интерактивного режима взаимодействия пользователя с программно-информационной средой


Презентацией называется и предъявление публике чего- нибудь нового, и электронная публикация, которую используют при выступлении. Обычно сопровождающая выступление презентация состоит из сменяющих друг друга страниц, которое называют слайдами. Страницы сети Интернета - это электронные публикации, размещенные на удаленных компьютеров и доступных в сети Интернета. Другие названия этих публикаций – сайты. Для их просмотра необходимо, чтобы ваш компьютер был подключен к Интернету.


Основные операции при создании электронных публикаций Создание и оформление текстов; Создание таблиц и схем; Включение изображений в публикацию; Сохранение и открытие ранее сохраненной публикаций Как правило, и выполнение этих операций похоже на их выполнение при создании печатных публикаций. Поэтому здесь мы рассмотрим операции, которые свойственны только электронным публикациям. Организация перехода на другие страницы (с помощью гиперссылок); Включение в публикацию звуков, музыки, анимации и видеоизображений.


Электронные публикации Электронные публикации- могут содержать в себе звуки и музыку, анимацию и видеоизображения, а так же специальные средства для перехода от одной страницы к другой- гиперссылки Справочная систему Справочная систему- это электронная публикация, предназначенная для получения сведений о какой-либо компьютерной программе. Обычно к справочной системе можно обратиться из программы, о которой в ней рассказывается.



Традиционный цикл информационного обмена, существовавший в течение столетий (см. рис. 1), заключается в последовательности процессов концентрации и рассеяния. Основной поток идёт по цепочке автор – издательство – библиотека – читатель .

Создание БД 10 иonline-служб добавило участников в число поставщиков информации. К авторам добавились издательства, библиотеки, организации. Распространение информации, помимо традиционного способа, стало возможно через информационные сети. Так появился уровень электронных публикаций (70-е годыXXвека). Информационные сети входили в состав издательств или распространителей БД.

В конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века появился Internet. Удешевление и повсеместное внедрение информационного оборудования, услуг связи, а также высокая степень стандартизации форматов, протоколов передачи данных и программных средств – всё это привело к интеграции информационных сетей разной физической организации и пропускной способности в однородную среду. В этой среде взаимодействуют все «персонажи», перечисленные выше, и с течением времени «прозрачность» среды быстро растет.

Таким образом, в настоящее время наблюдается трёхслойная инфраструктура ИР 11 , в которой

    каждый последующий уровень поглощает (инкапсулирует) предшествующий в качестве потребителя-источника информации и добавляет новых участников коммуникации;

    характер коммуникации варьируется: от структурированной, но замедленной (уровень 1), до «бурного потока» (уровень 3);

    со временем происходит постепенный переход основной активности от нижних слоев к верхним 12 .

Данная картина представлена на рис. 2.

Рис. 2 Взаимодействие уровней

Библиотечная сеть РФ в рамках указанного взаимодействия выступает следующим структурным образованием.

(см. Приложение 1). Здесь взаимодействие основано на работе межбиблиотечного абонемента (МБА).

Реализованы также проекты электронного взаимодействия между библиотеками (см. Приложение 2 и Приложение 3). Создание телекоммуникационных сетей, связывающих электронные каталоги библиотек, опирается на корпоративные технологии (то, что используется в Internet&Extranet). В качестве примера такой сети может также служить Ярославская корпоративная библиотечная сеть, в которую включены ведущие библиотеки Ярославской области, Ивановской области, Костромской области.

Под электронными библиотеками понимают а) собрание электронных книг; б) электронную библиотечную систему с удобным интерфейсом для библиотекарей и читателей.

Библиотечная сеть РФ позволяет осуществлять информационный обмен между трёмя уровнями (см. рис. 2).

Европейская сеть библиотек –(europeano.net).

Портал публичных библиотек Санкт-Петербурга.

Электронная библиотека СПбГПУ (ЭБ СПбГПУ) насчитывает 12000 экземпляров.

Что касается электронных библиотек по менеджменту, то здесь интересны следующие ссылки:

    национальная электронная библиотека (http :// www . nns . ru );

    электронная библиотека для руководителей, менеджеров (http :// www . aup . ru );

    http:// www . grebennikov . ru (научно-практические статьи);

    электронная библиотека ВШМ СПбГУ http:// www . gsom . spbu . ru ;

    электронная библиотека по менеджменту http://www. menegerbook . ru ;

    электронная библиотека Самарского института управления http://www. samiu . ru ;

Глава 1 Электронные публикации и технология мультимедиа

1. Электронные публикации: определение, классификация.

Электронные публикации занимают все большее место в сфере, связанной с представлением информации о культурном наследии. Электронная публикация это публикация, представленная как совокупность данных (текст, статические и движущееся изображения, звук), записанных в цифровой форме на машинном носителе или в памяти компьютера, и предназначенных для восприятия человеком с помощью специальных аппаратных и программных средств.

В зависимости от технологии распространения электронные публикации можно подразделить на следующие категории 1:

    локальное электронное издание : электронное издание, предназначенное для локального использования и выпускающееся в виде определенного количества идентичных экземпляров (тиража) на переносимых машиночитаемых носителях. В музейной сфере в эту категорию попадают ЭП, записанные на жестких носителях (например – на CD-ROM, DVD или др.); диск устанавливается в компьютер и пользователь получает доступ к информации. ЭП такого рода можно также назвать статическими , так как их содержание сохраняется неизменным. Естественно, что это условное понятие – возможны последующие издания.

    сетевое электронное издание: электронное издание, доступное потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети. К этой категории можно отнести музейные ЭП, в которых данные могут оперативно корректироваться, модифицироваться и пополняться после первоначального опубликования (типичный пример – публикации в ИНТЕРНЕТ) 2 . Условно ЭП такого рода можно назвать динамическими.

    электронное издание комбинированного распространения : электронное издание, которое может использоваться как в качестве локального, так и в качестве сетевого; - по характеру взаимодействия пользователя и электронного издания. Например, CD-ROM можно использовать не только для индивидуальной работы, но для занятий в группах, организуя коллективный доступ к данным с нескольких компьютеров через локальную сеть. К этой категории ЭП можно отнести электронные экспозиции и выставки, о которых речь будет идти в специальном разделе.

Таким образом, в музейной практике можно встретить все категории электронных изданий.

Статические ЭП подлежат государственной регистрации. Существует организация НТЦентр ИНФОРМРЕГИСР при Госкомитете РФ по телекоммуникациям ( ), на который возложены функции регистрации, государственного учета, хранения и комплектования обязательного экземпляра ЭП. Для ИНТЕРНЕТ ЭП порядок регистрации пока не определен.

В основе создания и использования электронных публикаций лежит технология мультимедиа, о которой пойдет речь ниже.

2. Технология мультимедиа

Термин МУЛЬТИМЕДИА (MULTIMEDIA) пришел в наш лексикон из англоязычных источников и чем дальше, тем более расплывчатым становится его содержание. Это и технология, и подходы, и методы реализации, и многочисленные приложения; и это естественно, так как по своей сути мультимедиа является сложной системой, которая, как известно, и не может быть описано «с позиции одного наблюдателя». Не хотелось бы углубляться в терминологические дебри определения мультимедиа, так как это уведет нас далеко от предмета обсуждения и мы погрязнем в дискуссиях по поводу дефиниций; достаточно вспомнить многолетние дискуссии в 60-е годы о том, что же такое "информатика". Приведем определение, которое предложил еще в начале 1990-х один из пионеров этой технологии в нашей стране Сергей Новосельцев:

«МУЛЬТИМЕДИА (англ. MULTIMEDIA от лат. multum – много и media – среда, средства) – это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю работать в диалоговом режиме с разнородными данными (графикой, текстом, звуком, видео), организованными в виде единой информационной среды».

Выделим наиболее значимые черты мультимедиа:

    данные хранятся и обрабатываются в цифровой форме, с применением компьютера;

    данные могут содержать текстовую, звуковую, графическую, видео и анимационную компоненты;

    мультимедиа активно использует гипертекст - технологию работы с данными, устанавливающую связи между отдельными терминами, фрагментами текста, статьями, рисунками и т.д. Это означает, что информация представлена в виде документов, которые могут содержать ссылки на другие документы (например, путем выделения фрагмента текста цветом). Пользователь поэтому имеет возможность "перепрыгивать" из документа в документ, каждый из которых может храниться на различных серверах сети; Тем, кто хочет более подробно познакомиться с историей феномена «гипертекст», рекомендуем обратиться к публикации Д.Л.Кречмана и АИ..Пушкова 3 ;

    свойство интерактивности (что означает активное взаимодействие между программой и человеком, который с этой программой работает) присуще мультимедиа в весьма высокой степени.

Любопытная интерпретация понятия «мультимедиа» приведена в упомянутой выше публикации Д.Л.Кречмана и АИ..Пушкова:

«… Как мы видим, мультимедиа объединяет четыре разнородных данных (графику, текст, звук и видео) в единое целое. Это четыре элемента, четыре информационные стихии.

И тут на ум приходит «Пятый элемент». Да, так назван знаменитый фильм французского режиссера Люка Бессона, с успехом идущий на экранах мира. Название «Пятый элемент» берет свое начало от традиционных элементов алхимии: земли, воздуха, огня и воды. Четыре элемента, собранные все вместе, создают пятый: жизнь.»

«Во-первых, мультимедиа – это идея, то есть новый подход к хранению информации различного типа в единой цифровой форме. Во-вторых, мультимедиа - как оборудование для обработки и хранения информации, без него реализовать мультимедиа-идею невозможно. И в-третьих, это программное обеспечение, позволяющее объединить четыре элемента информации в законченное мультимедиа-приложение.»

В 1991-1992 годах в журнале "Компьютер пресс" была опубликована серия статей Сергея Новосельцева 4 , в которых автор весьма обстоятельно познакомил читателей с феноменом возникновения мультимедиа за рубежом и в нашей стране, с технологией создания и использования продуктов мультимедиа, с техническими и программными средствами, которые необходимы для ее реализации.

С момента своего появления технология мультимедиа начала завоевывать свой ареал в таких сферах, как образование, культура, искусство Один из первых в мире полноценных мультимедийных продуктов был создан в Великобритании в конце 80-х годов: компанией ВВС при участии фирм Philips и Logica была разработана образовательная мультимедийная программа Domesday, отражающая по замыслу авторов портрет Соединенного Королевства. Эта программа распространялась по школам Великобритании.

Одна из первых российских программ, которую с некоторой натяжкой можно назвать мультимедийной - созданная в 1990 году электронная версия картины художника А. Иванова «Явление Христа народу». Записанная на дискете программа была весьма примитивна: она не содержала ни гипертекста, ни звукового сопровождения, но она позволяла пользователю в интерактивном режиме получать на экране монитора цветное изображение картины или ее увеличенных фрагментов, управляя процессом с помощью мышки.

В 1990-1991 гг. группой энтузиастов из Армении была создана программа «Hyperguide to Armenia", содержащая элементы гипертекста, несколько десятков изображений, звуковое сопровождение и работающая в интерактивном режиме. Другой пример из того же периода – мультимедийнаяпрограмма «Троице-Сергиева Лавра», созданная специалистами компании ИНТЕРСОФТ. В этой программе впервые появились элементы анимации – "колеблющееся" пламя свечи.

В 1990 году Государственный Русский музей выпустил интерактивный видеодиск "Шедевры Русского музея", на котором было записано около 1000 изображений выдающихся произведений из коллекции музея. Однако эта разработка носила экспериментальный характер и дальнейшего развития не получила.

В 1991-1993 гг. были созданы электронные издания " Путешествие по Московскому Кремлю" (компания КОМИНФО совместно со специалистами Музеев Московского Кремля), "Прогулки по Государственному Эрмитажу" (компания ИНТЕРСОФТ). Эти электронные публикации уже в то время обладали всеми основными свойствами мультимедиа: они работали в интерактивном режиме с текстом (в том числе - на нескольких языках), с изображением, звуком, в них использовался гипертекст, видеофрагменты. Существенное ограничение, накладываемое на эти электронные издания - объем памяти, определяемый типом носителя - дискеты емкостью 1,2 или 1,4 Мб. Поэтому для записи полной программы использовался пакет из 6 – 10 дискет, которые необходимо было предварительно инсталлировать на компьютере.

"Мультимедийный взрыв" пришелся в России на 1994 год. Несколько причин способствовало этому. Во-первых, мультимедийные компьютеры перестали быть экзотикой, мультимедийная технология широким потоком хлынула на российский рынок и масса CD-ROM дисков появилось в продаже. Во-вторых были сформированы команды специалистов, обладающих знаниями и навыками, необходимыми для создания серьезных программных продуктов, а целый ряд предприятий России быстро освоили технологию изготовления и тиражирования на CD-ROM дисках таких программ. И последнее, но наиважнейшее: многие музеи «созрели» для включения в процесс создания мультимедийных изданий по искусству.

В силу ряда причин объективного и субъективного порядка именно CD-ROM технология (а не CD-I или Photo-CD) стала монопольной в России. Несколько десятков CD-ROM дисков по искусству, по музеям и их коллекциям было создано и поступило в продажу во второй половине 1990-х. С другой стороны, по мере проникновения ИНТЕРНЕТ в Россию, множество электронных представлений (сайтов) музеев всего мира стали доступными любому пользователю ИНТЕРНЕТ; в настоящее время число ЭП по музейной тематике (на дисках или в виде сайтов в ИНТЕРЕТ) перевалило за несколько тысяч. Мы начнем рассмотрение с локальных ЭП, представленных на CD-ROM.

Ноль Л. Я. Информационные технологии в деятельности музея .

Перейти к оглавлению

1 ГОСТ 7.83-2001 «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения». Этот документ носит рекомендательный характер.

2 В Интернет могут размещаться и статические ЭП, т.е. неизменяемые публикации, хотя есть принципиальная возможность вносить изменения; с другой стороны, появляются несетевые технологии, позволяющие дополнительно запись и перезапись диск пользователем – вроде заметок читателя на полях электронной книги.

3 Д.Л.Кречман, АИ..Пушков Мультимедиа своими руками. – СПб:БХВ – Санкт-Петербург, 1999, С. 108-115

4 Новосельцев С.К. Мультимедиа синтез трех стихий. Компьютер пресс, N 7, 8, 1991; Новосельцев С.К. Интерактивные диски приходят в страну? Компьютер пресс, N 5, 1992; Новосельцев С.К. Мультимедиа-91. Компьютер пресс, N 7, 1992; Новосельцев С.К. Мультимедиа в трех измерениях. Компьютер пресс, N 5, 1992; Новосельцев С.К. Домашнее мультимедиа: подождем еще немного. Компьютер пресс, N 5, 1992.